Встреча с самодеятельными авторами и исполнителями– это всегда трогательно и приятно. Потому что мы, когда-то молодые люди, работали, учились, увлекались туризмом, ходили в походы и очень любили петь. Пели в общежитиях, у костра, в весёлых концертах и агитбригадах. В студенческие годы возможности реализации творческих способностей каждого талантливого человека довольно высоки, и нередко потребность людей выразить свои мысли, чувства и настроения проявлялись в сочинении и исполнении ими собственных песен. Удивительно то, что для обозначения этих песен используется много определений: самодеятельные, гитарные, авторские, студенческие, туристские, песенная поэзия. Они звучали давно, звучат сегодня в исполнении их авторов и просто любящих петь людей. Часто слова, мелодия, исполнение и музыкальное сопровождение принадлежат одному человеку. Традиция создания песен с ярко выраженной авторской позицией существовала давно. Вспомним, «Варшавянку» Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Там, вдали за рекой» Н. Кооля. Песни, сочиняемые непрофессиональными музыкантами, появлялись в предвоенные годы («Бригантина» Г. Лепского и П. Когана, «Пыль, пыль, пыль…» Е. Аграновича на стихи Р. Киплинга и др.). В 1941 году свою первую авторскую песню сочинил М. Анчаров, а в 1943-м в горах Кавказа родились «Баксанская» и «Барбарисовый куст». В том же году на фронте попробовал себя Б. Окуджава («Нам в холодных теплушках не спалось»), а вскоре после войны студенты нескольких институтов вовсю распевали «Глобус» М. Львовского (мелодия М. Светлова), считая её новым студенческим гимном. Рассветом современной самодеятельной песни считают послевоенное десятилетие– 50-е годы. Стремление к честности, внимание к душевному миру человека, поиски нового, творческий подъем – все отражено в самодеятельной песне. В это время появился поэт-песенник Булат Окуджава со своими стихами, доверительными, удивительно лиричными, обращёнными к каждому человеку, говорящими с ним о важных проблемах нашей жизни спокойно, скорее даже и под гитару. И Владимир Высоцкий, любивший называть свой жанр авторской песней, замечал, что можно усилить стихи ритмичной основой, задаваемой гитарой. Во все времена, во всех социальных группах песня была мощнейшим средством человеческого общения и в праздники, и в будни. Точнее, чем «нам песня строить и жить помогает», вряд ли скажешь. А человек проявляет себя в песне мужественным, задумчивым, весёлым, грустным, гневным. Душевная неточность, психологическая ложь убивает песню. И не спасут тогда ни оригинальная мелодия, ни изысканный текст, ни хорошо поставленный голос. Сколько досады вызывают иные песни, исполняемые с эстрады, по радио и телевидению. Те, в которых нет и малых признаков душевности. В песнях, создаваемых инженерами, геологами, учителями, физиками, журналистами, рабочими, конечно, возможны литературные и музыкальные огрехи, но в них простота, содержание, близкое к действительности, «шершавость», отсутствие шаблона. Правда мыслей и чувств, неприятие фальши, стремление к искренности, человеческие страсти, реальные дела. Самодеятельная песня жива людьми, которые хотят её петь или слушать, и теми, у которых есть особый дар создавать песни. Это редкий талант– «триединство стиха, музыки и своей исполнительской интонации». Наиболее яркие авторы абсолютно индивидуальны. Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким. Нервный, звучащий подчас трагично, Евгений Клячкин. Юрий Визбор– это распахнутые ветра, простор равнин, вечность гор. Ада Якушева– сама женственность, Виктор Берковский– темперамент и экспрессия, Александр Городницкий – сама мужественность. Сергей Никитин– мелодичность, задушевность и затаённость. Оказывается, до Берковского было полтора десятка вариантов «Гренады», а живет один. Вот вам бесспорные достижения в музыке, поэзии, исполнительском мастерстве. Любимые строки всегда в памяти, как 40 лет назад в походе у костра, в студенческом общежитии пединститута или в Кировском клубе туристской песни «Глобус», потому что отражают святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться туда, где еще не был: «А где-то есть земля Дельфиния и город Кенгуру», «Фантастика, романтика, наверно, в этом виновата, Антарктика, Атлантика зовут, зовут ребят куда-то», «А я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги», «Вот это для мужчин– рюкзак и ледоруб, и нет таких причин, чтоб не вступать в игру…», «На далёком севере ходит рыба-кит, а за ней на сейнере ходят рыбаки…», «На далекой Амазонке не бывал я никогда, никогда туда не ходят иностранные суда…». Воспевается великое чувство любви, дружбы и товарищества: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…», «Потому что нам нельзя без песен…», «Посидим с товарищами у костра…», «Ты у меня одна, словно в ночи луна, словно в степи сосна, словно в году весна…», «Друзья уходят как-то невзначай, друзья уходят в прошлое, как память», «А всё кончается, кончается, кончается, едва качаются перрон и фонари, глаза прощаются, надолго изучаются – и так всё ясно– слов не говори!», «Когда зимний вечер уснет тихим сном, сосульками ветер звенит за окном, луна потихоньку из снега встает и жёлтым цыплёнком по небу идёт», «Приходит время– люди головы теряют, и это время называется – весна!», «Мне звезда упала на ладошку, я ее спросил: «Откуда ты?», «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя!», «Догорает старый вальс на твоих подсвечниках…», «Надежды маленький оркестрик под управлением любви», «Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары…», «Виноградную косточку в тёплую землю зарою и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, И друзей созову, на любовь своё сердце настрою.… А иначе зачем на земле этой вечной живу?», «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг– а так…», «Так оставьте ненужные споры– я себе уже все доказал: лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал!» Или патриотические: «Помнишь, товарищ, белые снега, Стройный лес Баксана, блиндажи врага…». «Кругом война. А этот маленький?.. Над ним смеялись все врачи:– Куда такой годится маленький? Ну, разве только в трубачи!», «Очень правильные слова я, наверно, сейчас найду.… Гаснут окна в домах села, я окно не гашу, я жду. Ведь на этот тревожный свет по земле из конца в конец столько лет, столько долгих лет ты приходишь ко мне, отец». Конечно, всеми любимая
«И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза –
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса».
В флибустьерском– значит, в море открытом, полном опасностей, как в стремительной жизни, в которой без преодоления препятствий не бывает собственных побед.