Так случилось, что у моего сына друзья-старше его. Моему Даньке нет ещё и 8-ми, а друзья по футбольной команде и друзья со двора - девятилетки и старше, возраст в их компании доходит до 13-15 лет. Сейчас каникулы. Самое время сборов, дворового футбола, самокатов, велосипедов, общения и совместных игр. Благо в нашем Жилищном комплексе действует концепция «двор без машин», очень просторные площадки, и детям есть где разгуляться.
Итак, в компании, он самый младший. Я понимала об издержках такой дружбы, но ничего страшного в этом не видела. Это его выбор. К тому же, только ребята постарше выдерживают его футбольный нрав и подвижность. Ровесников, по крайней мере пока, таких, чтоб были на одной волне - не нашлось.
Это и есть социализация, думала я. Он общается с разными возрастами. Есть же в Европе такая практика… сады -Монтессори даже у нас, по-моему, с подобной практикой есть. Где группы в детском учреждении смешанные: и младшие ребята присутствуют, и старшие. В том замысел: младшие - тянутся в навыках за старшими; а старшие - учатся заботиться о младших!
В принципе большие мальчишки не обижают моего Даньку, шутливо называют: «Э, малой», в обиду особо не дают. И все же, на днях я яро стала замечать эту возрастную разницу…
Точнее, на неё указал сам сын.
Взрослые парни ругаются матом. Сын говорит: «Мам, я устал через каждое слово у них мат».
Взрослые парни с карманными деньгами. Они ходят в магазин, покупают вредности: чипсы, газировку. Делят это на всех, и часто приступают к трапезе грязными руками… Я стараюсь давать влажные салфетки сыну и домашний перекус. Вот только сходить в магаз за дошираком - это ж особый кайф.
Взрослые парни часто садятся за телефон. Сядут в тенек, уткнуться за игры в телефоне. У моего тоже и телефон, и игры имеются. Но хотелось бы, чтоб на улице были подвижные игры.
Взрослые парни живут «по понятиям». Спорят. Обсуждают. У них есть свой чат в Вайбере. Сын там тоже состоит. Вот в чат вопрос от самого старшего: «кто в 22 выйдет гулять?»Мой по глупости отвечает: я. Я не отпускаю его так поздно. Парни наезжают: «а что ж тогда ты пообещал, а не вышел?». Я объясняю сыну, что-то в таких вопросах нужно сначала советоваться со мной и не давать твёрдого обещания мальчикам.
У взрослых парней есть разговоры о девочках. Мой пока не интересуется ими.
И вот удивительно, у взрослых парней строгое отношение к малявкам, если это касается нарушений ИХ установок: пообещал - не вышел, не вынес что-то. Здесь с ним на равных.
Но стоит самим не сдержать слово перед младшим, это как-то ладно, не страшно, само собой разумеется.
Порой не берут трубки, когда Данька звонит; берут в игру - только как «довесок», когда человек в команде не хватает. Не выходят гулять с ним одним. Не извиняются, если зарядили мячом по голове…
И мой малой стал обижаться, возмущаться. Мы разговариваем о разнице в возрасте. И о том, что старших ребят тоже можно понять. Ну, это все равно, чтоб сын общался с малышами - неинтересно, неувлекательно, на раз. Но пока сыну такое понимание даётся тяжело. Для него они - полноценные друзья. Он лезет к ним со своими наивными обидами и рассуждениями. Они подсмеиваются и не спешат выполнять его просьбы.
Вот и получается: и с ровесниками как-то не очень ладится, перерос будто; и до парней постарше - не дотягивает, не все догоняет.
Это опыт. Это школа жизни.
Но все же, пришла к выводу, что подобное разновозрастное общение имеет место быть под наблюдением взрослых: в садах, школах, семьях. Там есть наставник, родитель, который будет обеим сторонам разъяснять, как нужно общаться друг с другом, чтобы не было недоразумений.
А так…получается явное ущемление младшей стороны.