Найти тему
Вадим Ольшевский

ТЕХНОЛОГИИ ОРАНЖЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ В АЛАБАМЕ В 1963 г.

На недавнем фестивале журнала Нью Йоркер Малколм Гладвелл дал лекцию об этой фотографии и о событиях 1963 года в Бирмингеме (Алабама). Я его лекцию наскоро перескажу (без редактирования, так что опечатки и неуклюжие обороты речи неизбежны).

Снимок этот был опубликован в журнале Life и был показан несколько раз в только что тогда появившихся 30-минутных блоках теленовостей; он сразу стал сенсацией. Следует отметить что в те годы 50% американских семей были подписаны на журнал Life, и 90% американцев стали каждый день смотреть теленовости (продолжительность которых только что увеличители с 15 минут до получаса). Таким образом, этот снимок вскоре увидел практически каждый американец! Эффект этой и других фотографий Бирмингемских расовых волнений мгновенно изменили статус кво в стране. Президент Кеннеди выступил с речью, генпрокурор Роберт Кеннеди совершил поездку в Алабаму, тема событий в Бирмингеме стала новостью номер один. Буксовавший до этого процесс десегрегации пошел полным ходом ("процесс пошел", как любил повторять в свое время Горбачев, правда, по иному поводу). Архитектором "оранжевой революции" в Бирмингеме был совсем недавно перебравшийся туда Мартин Лютер Кинг.

До этого Мартин Лютер Кинг жил в Обурне (штат Джорджия), и его политическая деятельность была одним сплошным разочарованием. Он пытался организовать массовые протесты черного населения, но его идеи не были популярны. Темнокожие американцы не хотели попадать в тюрьмы за выход на митинги; кроме того, опасались потерять работу. Царило всеобщее неверие в то что можно что-либо изменить. Более того, шеф полиции Обурна был необычайно обаятельным человеком, и все (посещавшие город) левые журналисты попадали под влияние его харизмы. Даже сам Мартин Лютер Кинг, узнав о том что у шефа полиции день рождения жены, наложил мораторий на протесты чтобы дать тому возможность провести этот день с семьей. Кинг добился создания школы для черных и белых одновременно, каково же было его разочарование когда он узнал что в эту школу не записался ни один черный ученик. Черные родители всерьез опасались за своих детей! Словом, надежд на успех протестного движения не было никаких, и Мартин Лютер Кинг, популярность которого продолжала падать, решился на переезд в Бирмингем для того чтобы организовать там чуть ли не свою последнюю попытку.

Почему Бирмингем? Одной из главных причин было то что местный шеф полиции, Юджин Коннор по прозвищу бык, был твердолобым, жестоким и примитивным расистом. Когда в городе совершалось преступление и подозрение падало на черных, Коннор инициировал массовый розыск в ходе которого полицейские убивали кого-нибудь из черных районов за попытку к бегству. Однажды Элеонор Рузвельт приехала в Бирмингем; зал где она выступала разделили лентой пополам, с одной стороны черные, с другой - белые. Элеонор Рузвельт решила сесть на черной половине (жена президента понимала что большинство выборщиков в Алабаме - черные). Коннор лично подошел к Элеонор Рузвельт, взял ее за руку и чуть ли не силой препроводил на белую половину. Словом, такой враг как Коннор как нельзя более устраивал Мартина Лютера Кинга.

К этому времени Кинг уже хорошо понимал что взрослых сподвигнуть на массовые протесты не получится, и обьявил что он делает ставку на подростков. Что вызвало всеобщее осуждение в черной общине, не только у родителей, но даже и у других вождей черного движения, таких как Малколм Экс.

В назначенный заранее день все черные диджеи города дали подросткам команду собираться с утра (вместо школы) в церкви Кинга. Кинг знал что в городской тюрьме есть только 600 мест, и он дождался момента когда в его церкви собралось более 600 подростков. После этого он начал выпускать по 10 подростков с плакатами из церкви, которых тут же и арестовывали. В этом и был замысел Кинга - выпускать детей малыми группами, чтобы полиция смогла легко арестовать всех. Через несколько часов вся тюрьма была заполнена до предела. Кинг широко обьявил об этом и спустя какое-то время многие другие подростки, узнав о внезапной безнаказанности, радостно окружили церковь Кинга и полиция уже не могла никого арестовать. На следующей день возле церкви собралась толпа из 1500 черных подростков и Кинг дал команду - мирно входить в белые районы, туда куда вход черным не был дозволен. Коннор установил на границе черного и белого районов пожарные машины, которые сбивали демонстрантов с ног, и отбрасывали (естественно, с травмами) метров на 10. Но пожарных машин было всего шесть, а улиц было более десятка и остановить мирную толпу в этот день не удалось. Поэтому на следующий день Коннор вызвал спецподразделения полиции с немецкими овчарками. В этот (третий) день (волнений) город уже был переполнен фотокорреспондетами всех Нью Йоркских газет и журналов, один из которых и сделал этот снимок. На снимке запечатлен 14-летний мирный черный подросток, которого атакует немецкая овчарка. Полицейский в темных очках со зверским лицом. Черный подросток даже не сопротивляется. Следует отметить что в те годы немецкие овчарки сильно ассоциировались с нацизмом, и эта фотография произвела эффект разорвавшейся бомбы. Кинг добился своего.

Тем не менее, как оказалось впоследствии, черный подросток участия в волнениях не принимал, а просто вышел поглазеть. Он происходил из богатой черной семьи владевшей местной газетой которая вела активную контрпопаганду против идей Кинга. Поводок у собаки натянут до предела, что говорит о том что собака атаковала подростка неожиданно и что полицейский на самом деле пытался оттащить ее назад. Сам подросток, в противоположность тому что писали газеты, вовсе не вел себя мирно. Впоследствии он рассказал что он был собачником и хорошо знал что акакующую собаку можно остановить ударом колена в грудь, что он и сделал. Более того, левой рукой подросток хватает руку полицейского, то есть оказывает сопротивление. В те времена черного за подобное действие ожидала тюрьма. Иными словами, заключил в конце лекции Гладвелл, эта фотография, фотография оказавшая такое влияние на американское общественное мнение, на самом деле вовсе не иллюстрирует волнения в Алабаме. Более того, целью волнений организованных Кингом было именно создания условий для того чтобы подобные фотографии могли быть сделаны. Фотографии показывающие черных подростков жертвами жестоких расистов. Словом, единственной целью Кинга было дать либеральным медиа наглядные картинки угнетения черного населения...

В конце лекции Гладвеллу задали много вопросов, и одна черная девушка говорящая с сильным южным акцентом сказала ему что она глубоко разочарована лекцией Гладвелла. По ее мнению, черные подвергались в те годы жесточайшему угнетению, и потому исторически неправильно давать лекции о том что эта фотография является фальшивкой. На что Гладвелл (сам, кстати, принадлежащий к черной расе) ответил что у угнетенного населения очень ограничен диапазон мирных действий, но использование фальшивок вполне входит в этот диапазон.