Постараюсь описать ситуацию максимально спокойно, но, не уверена, что нормально получится. Прошу сразу прощения.
Я уже не первый год состою в команде волонтеров при храме в нашем городе, оговорюсь сразу, что команда помогает только прихожанам данного храма. В силу личных обстоятельств активно в их жизни я не участвую, но периодически могу помочь. Вот и в этот раз попросили помочь отвезти детскую коляску. И у меня было время, чтобы это сделать.
Загрузились. Приехали. В этот раз помогаем семье Ксюше.
Ксюшу я периодически наблюдаю последние лет 12. Знаю, что она с красным дипломом окончила институт. Потом поступила в аспирантуру. Преподавала на кафедре в своем вузе. На последнем курсе вышла замуж за программиста из своего же института, правда, с ним я почти никогда не пересекалась. Очень долго Ксюша не могла забеременеть. Совсем. Врачи не могли найти причину. Она и ранее заходила в храм, а с годами стала бывать там все чаще. И мужа приводила. Но ему было неинтересно в храме. Потом они начали ездить по врачам да по святым местам. В результате, как считает Ксюша, поездки в Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, беременность наступила. Ксюша просто гипер ответственно отнеслась к беременности. В итоге родился здоровый крепкий малыш на 40 неделе беременности, названный Сергеем в честь случившегося чуда.
Вот только в 3 месяца Сергею сделали прививку АКДС в детской поликлинике, как обычно, заглянув в рот и решив, что здоров. Всех подробностей не знаю, да это и неважно для данной истории, достаточно того, что парень первые 3 месяца был абсолютно здоров и развивался, как положено, а после прививки его частично парализовало. Правда, прогнозы были достаточно радужные, хотя и осторожные. Сначала семья Ксюши потратила все деньги, что у них были собраны на время ее беременности и декрета. Естественно, их не хватило. Тогда они обратились за помощью в приход. И вот примерно год приход помогает им на регулярной основе. Хотя в приходе и до этого им помогали, но в основном в поиске специалистов.
У нас в городе есть чудо-специалист по массажу. Это профессионал с огромным опытом. К ней стремятся попасть многие. Вот только она давно уже старается не брать клиентов. Работает в режиме «только для своих». Запись к ней идет за полгода. Вклиниться куда-то раньше – настоящее чудо. Естественно, стоит это дорого. С большим трудом удалось уговорить специалиста взять в работу Сережу. На курс занятий приход собирает всякий раз.
И вот только недавно закрыли сбор. Значит, курс массажа идет сейчас.
- Как результат? – спрашиваю.
Ксюша как-то замялась.
- Мы еще не начинали, - и глаза опустила.
Понимаю, что что-то не договаривает и понимаю, что проблемы на ее стороне. Мы с Машей переглянулись и аккуратно надавили на Ксюшу. Оказывается, что муж «занял» у нее эти деньги на жизнь. А отдавать ему нечем. И ей не хватает теперь всей суммы на массаж. Поэтому она попросила специалиста поменять их местами с другими детьми, и теперь они должны будут начинать курс только в следующий понедельник. И она надеется, что муж вернет деньги.
И тут я почувствовал, что меня распирает просто нехристианская злоба. Люди в приходе в основном небогатые, много многодетных, есть одинокие, есть бабушки-одуванчики, которые еле ходят. Миллионера нет ни одного. И эти люди скидывались именно на лечение больного ребенка. Ни на жизнь, а именно на курс массажа. То есть это были целевые деньги. Чужие деньги! Деньги людей, на которые они вместо кофе себе, вместо игрушки своему ребенку, вместо дорого лекарства себе, решили сделать массаж Сергею, чтобы малыш поскорее вышел в норму. (на самом деле прогресс у ребенка огромный. Он уже самостоятельно сидит, стоит, ходит, пытается держать ложку. Есть все шансы, что к школе он не будет отличаться от сверстников, но нельзя останавливаться – самое главное требование)
- Ксюша, - стараюсь говорить спокойно, - ты же понимаешь, что это деньги не твои и не твоего мужа. Это деньги прихода. И приход тебе их дал на лечение. И только на лечение.
- Он все вернет, - мямлет Ксюша, и по голосу понятно, что она не до конца в этом уверена.
Пока суть да дело, появился отец Сережи. У него в руках пакет «Варница». Я аж напряглась. У нас в соседнем дворе есть точка «Варницы». Там продают пиво и закуску к нему. Хлеба с молоком там точно не возьмешь. В пакете бутылка, горлышко видно из пакета. И явно не с молоком.
- Это что? – спрашиваю. – Пиво?
- И что? Даже если и пиво, - отвечает мне отец.
- А за чей счет этот банкет?
Маша меня дергает за руку. Но меня уже так просто не остановить. Получается, что это чудовище «заняло» у жены деньги, собранные приходом, на лечение их ребенка, а теперь эти деньги старательно пропивает! Пил бы себе пиво, если бы сам оплатил лечение ребенка, если бы не мы привезли коляску от добрых людей, если бы в холодильнике все полки были забиты. Но когда у тебя нет денег ни на что, кроме пива! Это треш! Забрать деньги, заработанные не тобой, собранные на лечение твоего ребенка, чтобы купить пива – это какой сволочью надо быть? Нафиг в доме такой хозяин нужен! Нечего делать в семье мужчине, который здоровье своего ребенка ставит ниже полторашки пива.
Все я и высказала. Ксюша плачет, недоотец орет, Маша вся пунцовая что-то лепечет. Ушли. Сели в машину. Меня аж трясет, а Маша меня «успокаивает»:
- Он ее венчанный муж! И сказал Господь: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». А еще сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». А ты говоришь: нафиг он в доме. Не имеет она права мужа оставить, хоть он и пить начал. Она с ним навсегда, пока смерть не разлучит их. Узнает батюшка, что ты такие идеи выдвигает, епитимью на тебя наложит.
- А может батюшке узнать стоит, на что деньги прихожан пошли? Вот просто чувствую, как он возрадуется, что папаня Сережин пивом затаривается теперь на регулярной основе. Есть такая заповедь: «не укради». А здесь она нарушается. И ворует он не у такой же пьяни, как сам, а у своего больного ребенка. И я думаю, что скидываться Серёжиному папе на пиво вряд ли кто-то согласиться. Значит, не будет у ребенка той помощи, что есть. А без нее Ксюша его просто не вытащит. И что лучше: тащить на себя сына-инвалида и мужа-пьяницу строго по словам «прилепись» или спасти сына, поставить его на ноги, предоставив папашке самому ползти дальше вниз?
- Это ее крест. Ее долг.
- Ага! Как же! Ее долг – выправить сына. А вот приносить в жертву пьянице сына – это не долг, не крест, а безумие.
Короче, мы так и не пришли к общему мнению. Вечером мне запретили писать в группе. Жду продолжения событий.
Полной уверенности в своей правоте не теряю. Продолжаю считать, что самое правильное – это разорвать такие отношения, продолжать лечить сына, строить свою жизнь дальше без учета такого отца. Осознает, исправиться, можно подумать о том, чтобы сойтись вновь. Но жить рядом сейчас в сложившихся обстоятельствах – идиотизм и предательство по отношению к ребенку. И не надо говорить, что он не постоянно пьяный. В данной ситуации это уже не так важно. И помогать деньгами и продуктами при условии, что венчанный муж их пропивает - глупо.
Есть иное мнение? Обоснуйте!