На основе многолетнего опыта работы в СПбПУ Петра Великого с ребятами после среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО) хотел бы прояснить для всех эту одну из самых сложных тем в 2021 году, обросшую множеством мифов. Освещаю её в форме вопросов–ответов, которые для вашего удобства поделены на три части:
- краткий ответ (можете прочитать статью хоть за минуту);
- разъяснения (если вам интересно);
- подтверждающие личные примеры, ссылки и материалы из практики СПбПУ и других вузов (не серчайте за повторение).
А в конце вас ждут практические рекомендации для поступления!
Для поступающих же после среднего профессионального образования – я подготовил отдельный материал, чтобы всем было удобнее читать про своё ;-)
– Что считается вторым и последующим высшим образованием?
Краткий ответ. Договоримся?) Согласно статьи 69 закона "Об образовании":
8. Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:
1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
– Чем отличаются компьютерные курсы, повышение квалификации, переподготовка, бакалавриат, специалитет и магистратура?
Краткий ответ. Согласно закону "Об образовании":
- компьютерные и любые другие курсы являются дополнительным обучением взрослых и детей; предоставляются на базе среднего образования; предназначены для получения навыков, а не для профессиональных компетенций;
- переподготовка и повышение квалификации является дополнительным профессиональным образованием; предоставляются только на базе среднего профессионального или высшего образования; предназначены для получения компетенций для ведения прежнего или нового вида профессиональной деятельности или для получения новой квалификации (более 1000 ак. часов), которую, как правило, нельзя получить в рамках высшего образования (популярные в России квалификации как дополнительные к высшему образованию -- "переводчик в сфере профессиональной коммуникации" и "преподаватель высшей школы"); некорректно называть это "специальностью за год", как иногда пишут в рекламе;
- бакалавриат -- первая ступень высшего образования; 240 зачётных единиц; получение квалификации на базе среднего образования, среднего профессионального или высшего образования; предназначен для подготовки специалистов без требований к компетенциям в области научно-исследовательской работы (например, в технических науках это инженеры -- пользователи технологий);
- специалитет -- вторая ступень высшего образования; от 360 зачётных единиц; получение квалификации на базе среднего образования, среднего профессионального или высшего образования; предназначен для подготовки специалистов с требованиями к компетенциям в области научно-исследовательской работы (например, в технических науках это инженеры -- пользователи и создатели технологий, а также руководители на предприятиях);
- магистратура -- вторая ступень высшего образования; от 120 зачётных единиц; получение квалификации на базе высшего образования; предназначен для подготовки специалистов-исследователей с требованиями к компетенциям в первую очередь в области научно-исследовательской работы (например, в технических науках это инженеры-исследователи -- пользователи и создатели технологий, руководители на предприятиях, преподаватели и преподаватели высшей школы).
– На какие направления и специальности можно поступать на второе высшее образование?
Краткий ответ. Такие выпускники относятся к поступающим на базе профессионального образования. Как и для поступающих на базе среднего общего образования для них открыты двери в любой вуз России, на любую специальность или направление для обучения в любой форме (очной, очно-заочной, заочной) на контрактной основе.
Разъяснения. В части именно обучения предыдущее образование поступающих на базе профессионального образования определяет какие дисциплины у них могут быть потенциально переаттестованы при предоставлении им по решению образовательной организации индивидуального учебного плана. Хочу отметить, что вуз имеет право вообще этого не предоставлять, не проводя никакой переаттестации и не занимаясь индивидуальными учебными планами. Именно это происходит в большинстве вузов и лишает ребят на качественное непрерывное образование (см. вопросы ниже).
Подтверждающий пример. Из правил приёма в СПбПУ Петра Великого в 2021 году:
3. К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:
- при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета - документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании и о квалификации, или документом о высшем образовании и о квалификации;
– Обязательно ли сдавать ЕГЭ для поступления на второе высшее образование?
Краткий ответ. И да, и нет – это определяется правилами приёма конкретного вуза (см. примеры ниже) %-)
Разъяснения. Не все, а лишь некоторые вузы, пользуясь своим правом при составлении правил приёма, разрешают поступающим на базе профессионального образования решать по каждому предмету, использовать ли по нему результаты ЕГЭ или сдавать по нему внутреннее испытание вуза (ЕГЭ сдавать не обязательно). В лучшем случае это решение поступающий на базе профессионального образования принимает отдельно для каждого предмета, а если он по этому предмету сдавал и ЕГЭ, и внутреннее испытание, то выбирается бо́льший балл. Также для поступающих на базе профессионального образования вуз может заменить каждый общеобразовательный предмет на своё испытание, например, на собеседование (но тоже по 100-балльной системе).
Пример без требования сдачи ЕГЭ. Из правил приёма в СПбПУ Петра Великого в 2021 году:
12. Лица, поступающие на обучение на базе среднего профессионального или высшего образования, могут:
- сдавать вступительные испытания на базе профессионального образования, проводимые СПбПУ самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ;
- наряду со сдачей вступительных испытаний на базе профессионального образования, проводимых СПбПУ самостоятельно, использовать результаты ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным вступительным испытаниям;
Пример с требованиями сдачи ЕГЭ. Из правил приёма в МГИМО в 2021 году:
По результатам вступительных испытаний, проводимых МГИМО самостоятельно (экзаменов МГИМО), проводится приём следующих категорий граждан:
2) по тем предметам, по которым поступающий не сдавал ЕГЭ в текущем календарном году:
а) если поступающий в текущем или предшествующем календарном году получил документ о среднем общем образовании и прошел государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена по одному или нескольким предметам;
Короче: только если поступающий на базе среднего общего образования этого или прошлого года выпуска хотя бы один предмет сдавал не в форме ЕГЭ, а в форме государственного выпускного экзамена (как было до введения ЕГЭ), то по тем предметам, по которым он не сдавал ЕГЭ в 2021 или 2020 году, ему разрешается сдавать внутреннее испытание вуза (кстати, с 2021 года это справедливо для всех вузов, не только в МГИМО). Про поступающих на базе профессионального образования в правилах приёма в МГИМО речи не идёт, а значит – ЕГЭ.
– Какие вступительные испытания требуются для поступления на второе высшее образование?
Краткий ответ. В 2021 году вузы, формируя свои правила приёма в части поступающих на базе профессионального образования, могут:
- разрешать сдавать по требуемым общеобразовательным предметам свои внутренние испытания вместо ЕГЭ (что и так было доступно для вузов с 2016 года, хотя некоторые по ошибке утверждают, что это появилось только с 2021 года);
- (впервые) делать 3-ий предмет по выбору (и даже 4-ый, если есть). Например, в СПбПУ Петра Великого требуется при приёме на направление 09.03.04 "Программная инженерия": 1) математика, 2) русский язык и 3) информатика и ИКТ или физика. При этом если у поступающего имеются результаты ЕГЭ или сданы в вузе оба последних предмета, то выбирается предмет с бо́льшим баллом.
- (впервые) менять сам перечень этих предметов, ставя в соответствие каждому требуемому общеобразовательному предмету вступительное испытание по своему профессиональному предмету. Например, требовать для сдачи:
- от поступающих на базе среднего общего образования -- 1) математику, 2) русский язык и 3) информатику и ИКТ или физику;
- от поступающих на базе профессионального образования -- 1) математику (ЕГЭ или внутреннее испытание), 2) русский язык (ЕГЭ или внутреннее испытание) и, скажем, 3) собеседование (внутреннее испытание). В этом случае третьему вступительному испытанию по информатике и ИКТ или физике поставлено в соответствие для сдачи внутреннее испытание в виде собеседования (для поступающих на базе профессионального образования).
Историческая справка
- С 2016 по 2020 год поступающие на базе профессионального образования должны были сдавать тот же перечень предметов, что и поступающие на базе среднего общего образования, а вузы только решали, сдавать ли эти предметы в форме внутреннего испытания или в форме ЕГЭ (см. вопрос выше).
- С 2002 по 2015 год вузы сами решали, какой перечень испытаний должны проходить поступающие на базе профессионального образования. Например, в СПбПУ Петра Великого при поступлении на направление 09.03.04 "Программная инженерия" это было вовсе одно собеседование профессиональной направленности.
Подтверждающий пример с перечнем экзаменов. В СПбПУ Петра Великого в 2021 году при поступлении на 09.03.04 "Программная инженерия" можно засчитывать или сдавать следующее:
- русский язык (в форме ЕГЭ или вступительного);
- математика (в форме ЕГЭ или вступительного);
- на выбор информатика и ИКТ или физика (в форме ЕГЭ или вступительного) -- можно и оба предмета.
В предельном случае, когда поступающий на базе профессионального образования решил сдать всё это (8 экзаменов), а не ограничиться, например, только внутренними испытаниями СПбПУ, для формирования результирующего балла поступающего по 300-балльной системе будут суммироваться его:
- бо́льший балл среди ЕГЭ и вступительного по русскому языку;
- бо́льший балл среди ЕГЭ и вступительного по математике;
- бо́льший балл среди ЕГЭ и вступительного по физике и среди ЕГЭ и вступительного по информатике и ИКТ (выбирается бо́льший из 4-ёх баллов).
– По каким экзаменам лучше поступать – по ЕГЭ или по внутренним испытаниям вуза?
Краткий ответ. Как правило, поступающие на базе профессионального образования, сдают собственные вступительные испытания вуза. Если требуется освежить знания или выдержать конкурс, то можно пройти обучение на подготовительных курсах, специально организованных в вузе для поступающих по его внутренним испытаниям. Те, кто сдавал и внутренние и ЕГЭ, часто говорят, что набрать баллы на внутренних проще.
Подтверждающий пример. Ребята, поступавшие в СПбПУ Петра Великого на базе профессионального образования на направление 09.03.04 "Программная инженерия" и сдававшие и ЕГЭ, и внутренние испытания СПбПУ, отмечают, что на внутренних испытаниях набрать баллы легче. Более того, раньше сдававшие и то, и другое, не могли выбрать бо́льший балл, а после сдачи внутреннего экзамена засчитывался именно он. Единственное, можно было подать заявление заново, засчитав только результаты ЕГЭ (но тогда ЕГЭ должен был быть сдан по всем требуемым предметам). С 2021 года засчитывается бо́льший балл, если по предмету сдан и ЕГЭ, и внутреннее испытание.
– Почему даже на программы без конкурса поступающим на второе высшее теперь приходится сдавать все испытания, хотя раньше было достаточно одного собеседования?
Краткий ответ. С 2016 года вузам перестало быть разрешено открывать отдельные места (бюджетные или контрактные) для отдельных категорий поступающих (например, для поступающих на базе профессионального образования). Теперь все места доступны для всех категорий поступающих, а значит все категории должны сдавать одно и то же количество испытаний (по каждому испытанию по решению вуза это: ЕГЭ по предмету, внутреннее испытание вуза по предмету, внутреннее испытание вуза в форме, например, собеседования), иначе станет невозможными проранжировать поступающих, например, по 300-отбалльной системы и решить кого же зачислять в случае образования конкурса. Более того, каждое испытание необходимо успешно пройти, набрав по нему минимальное количество баллов, устанавливаемое вузом (см. следующий вопрос), иначе испытание считается не сданным (как по 5-тибалльной системе "двойка", неудовлетворительно).
К чему это привело для системы второго и последующего высшего образования в России? Побочным эффектом стало то, что теперь стало невозможным открыть, например, очно-заочную форму специально и только для поступающих на базе профессионального образования (например, для второго высшего). Лишь немногие кафедры и высшие школы вузов находят выход из этого положения, сохраняя у себя на бакалавриате полноценное второе высшее и обучение после среднего профессионального образования по индивидуальному учебному плану в отдельных группах (5 -- 6 семестров) в удобное для ребят вечернее время. Другие же вовсе отказались от индивидуального обучения вечером в сокращённые сроки в отдельных группах – ведь поступи к ним на очно-заочное хотя бы один выпускник школы, его пришлось бы одного готовить весь срок обучения (9 семестров), что нерентабельно и нелепо для вуза. Третьи же, не найдя выхода, стали выставлять, не поверите, магистратуру как второе высшее, принимая туда непрофильных ребят и готовя их с основ, не давая за 2 и 2,5 года магистратуры им тех компетенций, которые действительно требуются иметь после второй ступени высшего образования – магистратуры (например, если говорить про технические науки, быть не просто пользователями существующих знаний и технологий, но и уметь предлагать и создавать свои). Это невозможно успеть дать без базы. Опыт показывает, что такая магистратура специально для непрофильных ребят становится профанацией. Лучше идите на бакалавриат в очно-заочной форме.
Подтверждающий пример. В СПбПУ Петра Великого до 2016 года на направлении 09.03.04 "Программная инженерия" были, не поверите, отдельные бюджетные и контрактные места на очной форме исключительно для поступающих на базе профессионального образования (так называемая сокращённая программа). Сейчас для поступающих на базе профессионального образования так же предлагается обучение по индивидуальному учебному плану (5 -- 6 семестров) в очно-заочной форме вечером по будням и в субботу утром -- днём в смешанном формате.
– Что за минимальные баллы по каждому предмету, это проходные?
Краткий ответ. Нет. Это баллы, необходимые для того, чтобы зачесть конкретное испытание как пройдённое. Раньше это была "двойка", неудовлетворительно. С введением же 100-стобалльной системы каждый вуз вправе по каждому предмету устанавливать свои минимальные баллы. Если поступающий не выдерживает испытания, то и не проходит дальше. А вот уже потом среди всех прошедших все испытания в каждой конкурсной группе может сформироваться конкурс (например, на одно направление в очно-заочной форме). Именно конкурс определяет проходной балл. В лучшем случае проходной балл равен сумме минимальных баллов по каждому испытанию (как раньше нужно было сдать всё хотя бы на "тройку").
Подтверждающий пример. В СПбПУ Петра Великого в 2021 году установлены следующие минимальные баллы: математика – 50, физика – 45, информатика – 60, русский язык – 55.
– На какой курс можно поступить после высшего или среднего профессионального образования?
Краткий ответ. С 2002 года в любой вуз России поступление после любого среднего профессионального образования осуществляется только на 1-ый курс. Хотите верьте, а хотите – нет!) И не слушайте никого, кто утверждает обратное. Сокращение сроков обучения возможно лишь при наличии в вузе заранее утверждённого индивидуального учебного плана для обучения за меньшее число семестров именно после вашей специальности СПО (см. вопросы дальше). Сейчас та же самая норма распространяется на всех поступающих на базе профессионального образования, включая имеющих высшее образование, и регулируется федеральным законом "Об образовании" и ежегодными приказами Минобрнауки.
Разъяснения. Мифу от том, что поступать после среднего профессионального образования можно на 2--3-ий курс, около 20 лет, представляете?! Автору статьи до сих пор не удалось вывести этот миф из стен петербургских колледжей, с которыми он непосредственно работает, не говоря уже про Интернет. А ведь ещё с 2002 года поступление проводится только на 1-ый курс:
Приложение к приказу Минобразования России от 13.05.2002 N 1725
7.1. Прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, для обучения по сокращенным программам в специально формируемых вузом группах осуществляется на первый курс.
Последствия для срока обучения. Если вуз заранее не позаботился для поступающего индивидуальным учебным планом после именно его специальности и направления, то в лучшем случае у поступающего переаттестуют некоторые дисциплины, на которые не придётся ходить и сдавать. Иногда "разрешают" в течение 1-ого курса сдать дисциплины 1-ого и 2-гого курсов, не включая переаттестованные, и после первого года переводят на 3-ий курс в виду отсутствия академической разницы, хотя подобный перевод -- это прямое нарушение норм закона, если не оформлен экстернат. Более того, расписание 1-ого и 2-ого курсоа не согласовано между собой для этого -- у поступающего просто не будет эффективной возможности пройти необходимые дисциплины обоих курсов.
Когда количество семестров сокращается? А вот именно индивидуальный учебный план (ИУП) и обучение по нему в специально формируемых группах позволяют без окон в расписании эффективно проходить только те дисциплины, которые требуются поступившему для получения высшего образования. Ребята не перепрыгивают ни через какие курсы, а учатся по ИУП столько семестров, сколько требуется. См. вопросы дальше.
Подтверждающий пример. В СПбПУ Петра Великого на направлении 09.03.04 "Программная инженерия" все учатся с 1-ого курса, а вот выпускаются -- с разных:
- поступившие со средним общим образованием учатся 4 года и выпускаются летом на 4-ом курсе;
- поступившие со средним профессиональным образованием не по технической специальности учатся 4 года и выпускаются летом на 4-ом курсе;
- поступившие со средним профессиональным образованием по технической специальности учатся 3 года и выпускаются летом на 3-ьем курсе;
- поступившие с высшим не техническим образованием учатся 3 года и выпускаются летом на 3-ьем курсе;
- поступившие с высшим техническим образованием учатся 2,5 года и выпускаются в феврале на 3-ьем курсе.
– Что такое сокращённная образовательная программа, ускоренное обучение и индивидуальный учебный план?
Краткий ответ. Сейчас по закону "Об образовании" предоставляться может только индивидуальный учебный план -- со своим набором дисциплин, семестров, но с той же трудоёмкостью, что и план, на основе которого он создан (например, 240 зачётных единиц для бакалавриата). Понятие сокращённых программ кануло в мифическую реку Лету. Спрашивайте заранее в выпускающих кафедрах и высших школах именно индивидуальный учебный план (но только не у приёмной комиссии -- они решают свои задачи).
Сокращенная основная образовательная программа (СООП) применялась с 2002 по 2013 год. Она готовилась для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней. Здесь сокращение проводится за счёт переаттестации и перезачёта уже изученных дисциплин и пройденных практик. Например, такие программы готовились раньше для ребят, приходящий после конкретных специальностей среднего профессионального и высшего образования на конкретные направления и специальности вуза (например, из подшефного колледжа -- в вуз).
Именно на 1-ый курс таких СООП, если они были заранее утверждены в вузе, можно было поступать на базе профессионального образования, чтобы учиться в сокращённые сроки. Если СООП не была заранее подготовлена и утверждена в вузе, то обучающемуся приходилось учиться полный срок обучения, в лучшем случае прося уже конкретных преподавателей поставить ему ту или иную "пройденную" прежде дисциплину (что, кстати, не совсем законно).
Ускоренная основная образовательная программа (УООП) применялась для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. То есть когда обучающийся изучает тот же перечень дисциплин и проходит тот же перечень практик за меньший срок. Например, иметь в неделю не 32 ауиторных. часа, а больше, или не 54 академических часа всей нагрузки, включая самостоятельную работу, а больше.
СООП могла быть тоже ускоренной и называлась сокращенной ускоренной образовательной программой высшего профессионального образования. В этом случае сокращение сроков осуществлялось за счёт:
- переаттестации и перезачёта уже изученных дисциплин и пройденных практик;
- повышения нагрузки на обучающегося за счёт увеличения аудиторных и общих часов в неделю по сравнению с основной образовательной программой.
Автор не может привести примеров, когда бы основная образовательная программа или СООП являлась ускоренной и считает это нездоровой практикой.
Индивидуальный учебный план (ИУП) введён в самом конце 2012 года федеральным законом "Об образовании" (а понятие СООП утратило свою силу в 2013 году):
- учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Чувствуете отношение? В этом же живом законе явно говорится про права обучающихся, связанные с индивидуальным учебным планом:
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
На практике именно индивидуальный учебный план является современным средством реализации права поступивших на базе профессионального образования на непрерывное образование. ИУП позволяет осваивать образовательную программу в эффективные (сокращённые) сроки за счёт:
- переаттестации и перезачёта уже изученных поступившим дисциплин и пройденных практик;
- ускоренного обучения. Сделано это больше из-за соображений удобства и носит совершенно приличный характер. Например, при обучении по ИУП обучающийся изучает и сдаёт в основном профессиональные и специальные дисциплины, поэтому разрешается:
- увеличивать число зачётов и экзаменов за сессию;
- увеличивать недельную нагрузку (аудиторную и общую);
- увеличивать трудоёмкость учебного года с 60 зачётных единиц до 75 (то есть на 25 %).
Для предоставления возможности обучения в сокращённые сроки поступившим на базе профессионального образования сами ИУП являются, как правило, немножко ускоренными (не только после профильного образования).
Последствия ухода из практики сокращённых программ. Единственным изменением с 2016 года стало то, что теперь нельзя отдельно выделять бюджетные и контрактные места для поступающих на сокращённую программу на базе профессионального образования. В результате на очно-заочную форму, открытую когда-то специально для поступающих на базе профессионального образования, могут случайно "забрести" поступающие на базе среднего общего образования, которых необходимо будет обучать полный срок (но это уже сложности вуза; впрочем, именно из-за них по мнению автора сейчас так мало образовательных программ в очно-заочной форме в сокращённые сроки).
Подтверждающий пример. В СПбПУ Петра Великого на направлении 09.03.04 "Программная инженерия" до 2017 года для поступающих на базе профессионального образования были не только открыты СООП, но и даже имелись специальные бюджетные и контрактные места под них. Можете себе такое представить: на базе профессионального образования можно было поступать на бюджетные места СООП, на которые не могли претендовать поступающие на базе среднего общего образования! Это означает, что мы гарантированно набирали группу бюджетных бравых ребят, которые учились по ИУП вечером в сокращённые сроки 3 года. Сейчас для поступающих на базе профессионального образования в СПбПУ Петра Великого на направление 09.03.04 "Программная инженерия" при обучении в очно-заочной форме готовится индивидуальный учебный план, который гибко обеспечивает то же, что прежде обеспечивала СООП.
– На каких специальностях и направлениях возможно обучение в сокращённые сроки на втором высшем образовании?
Краткий ответ. Обучение в сокращённые сроки теперь возможно там, где поступившему на базе профессионального образования действительно предоставляется индивидуальный учебный план (ИУП) (см. вопрос выше). Это отдельные документы, которые готовятся заранее согласно локальным нормативным актам вуза. Именно ИУП позволяет при поступлении на его 1-ый курс проходить только то, что требуется поступившему на базе профессионального образования, а значит иметь меньший срок обучения и эффективно учиться, например, вечером и без окон в расписании.
Разъяснения. Почему же ИУП в очно-заочной форме с сокращёнными сроками (а это то, что скорее всего и нужно читателю!) предоставляется сейчас так редко, несмотря на закон "Об образовании":
- несмотря на всю автоматизацию и оптимизацию, проводимую в вузах, подготовка ИУП по трудоёмкости такая же как подготовка учебного плана по основной образовательной программе;
- нагрузка на преподавателей и уж тем более расписание готовятся заранее, поэтому ИУП тоже должны готовиться заранее (мало того, что это отдельная работа, так она может оказаться напрасной, если не наберётся группа ребят, которых можно будет обучать по ИУП);
- с 2016 года нельзя отдельные места очно-заочной формы выделять только для поступающих на базе профессионального образования, поэтому стало рискованно иметь очно-заочную форму для такой категории поступающих, ведь по закону теперь на неё может поступить хотя бы один поступающий на базе среднего общего образования, которого придётся учить полный срок, чем выпускающая кафедра или высшая школа прежде не занималась и даже не планировала заниматься (например, имела вечером только второе высшее);
- организация учебного процесса и сопровождение обучающихся по ИУП требует огромной дополнительной работы; вузам и без этого хватает забот, а подобная организационная и методическая работа приветствуется далеко не в каждом вузе и может восприниматься чуть ли не как партизанская :-) (передаю привет и желаю мужества своим коллегам в вузах);
- нет никаких гарантий, что наберётся группа, которую можно будет учить по ИУП, а значит обещать заранее ИУП поступающему на базе профессионального образования тоже не стоит. Но без таких гарантий на сокращение срока многие и не будут поступать -- получается замкнутый круг.
Подтверждающий пример с сокращением срока обучения за счёт предоставления ИУП. В СПбПУ Петра Великого на направлении 09.03.04 "Программная инженерия" с 1999 года удаётся (а по-другому и не назвать) предоставлять поступающим на базе профессионального образования образовательные программы по индивидуальным учебным планам с сокращённым сроком обучения в очно-заочной форме:
- поступившие со средним профессиональным образованием по технической специальности, потребовавший обучение 3/4 года после 9/11 класса учатся 6 семестров;
- поступившие с высшим не техническим и не естественнонаучным образованием учатся 6 семестров;
- поступившие с высшим техническим или естественнонаучным образованием учатся 5 семестров.
Если вы хотите узнать свой срок обучения, вам достаточно пройти опрос на странице направления 09.03.04 "Программная инженерия".
Подтверждающий пример № 1 без сокращения срока обучения. В СПбПУ Петра Великого в том же Институте компьютерных наук и технологий на заочной форме как раз наоборот не предоставляется ИУП, а значит и будет сокращения сроков обучения. Поступившему на базе профессионального образования могут провести переаттестацию и перезачёт уже изученных дисциплин и пройденных практик, которые не придётся изучать и проходить. Это связано с тем, что на заочную форму идут совершенно разные категории поступающих и выделить среди них отдельную группу обучающихся по схожему ИУП порой не представляется возможным.
Подтверждающий пример № 2 без сокращения срока обучения. То же происходит на большинстве образовательных программ других вузов России:
- на очных формах обучения сокращение сроков вовсе не предоставляется и поступившему на базе профессионального образования приходится учиться весь срок (пускай и с переаттестацией и перезачётом уже изученных дисциплин и пройденных практик, т. к. перевод через курс не законен);
- на заочных формах обучения не практикуют сокращение сроков по причинам, указанным выше (приходят и школьники, и второе высшее, и выпускники колледжей, и ребята с неполным высшим);
- на очно-заочных формах вузах часто имеются бюджетные места, поэтому там ждут всех, а значит и готовят всех полный срок обучения, не разделяя при обучении поступивших на базе среднего общего и на базе профессионального образования.
Автору не известны в Санкт-Петербурге и в России в целом образовательные программы бакалавриата по укрупнённой группе специальностей и направлений 09.03.ХХ (кроме СПбПУ Петра Великого на направлении 09.03.04 "Программная инженерия"), где бы гарантированно предоставлялись поступающим на базе профессионального образования индивидуальные учебные планы с сокращённым сроком обучения в очно-заочной форме (автор будет благодарен за комментарии с примерами).
– Какая форма обучения предпочтительна для обучающихся на втором высшем образовании?
Краткий ответ. Такие ребята чаще всего работают. Согласно КЗоТу учебный отпуск для обучающихся в очной форме не предоставляется. Обучение в заочной форме не имеет регулярных занятий и требует один или два раза в год брать оплачиваемый учебный отпуск 40-50 дней для обязательной сессии и обучения на ней в дневное время. Не каждому работодателю это понравится, не говоря уже про сотрудников ответственных должностей. В этом смысле очно-заочная форма является золотой серединой для работающей молодёжи.
Подтверждающий пример. Например, в СПбПУ Петра Великого на направлении 09.03.04 "Программная инженерия" ребята регулярно на неделе интерактивно учатся вечером 5--6 семестров в дистанционном формате (иногда прямо с рабочего места). Они приходят только на некоторые аудиторные занятия в стены вуза, действительно требующие аудиторного формата (например, лабораторные со специализированным оборудованием). Учебный отпуск, как правило, ребята не берут, продолжая работать и во время сессии, сдавая её вечером (действует балльно-рейтинговая система за работу в семестре). Даже на подготовку выпускной квалификационной работы (диплома) часто не берут оплачиваемый отпуск, хотя он и положен до 4-ёх месяцев (подарок от СССР). При дистанционном общении с преподавателем тет-а-тет проявляется индивидуальность обучения, а на лекциях теперь нет галёрки, т. к. в любой момент каждого можно спросить из списка участвующих в интерактивном онлайн-занятии.
– Какое дальнейшее обучение возможно после обучения на втором высшем?
Краткий ответ. После бакалавриата можно поступать на бюджетные и контрактные места магистратуры (вторая ступень высшего образования в России), на контрактные места специалитета и бакалавриата (второе высшее).
– Какие ваши практические рекомендации для поступающих на второе высшее?
Краткий ответ.
- выбрать род вашей будущей деятельности (теперь мы знаем, что она может быть любой, не связанной с вашим предыдущим образованием);
- выбрать по неё подходящее направление или специальность;
- выбрать несколько вузов с этим направлением или специальностью;
- посмотреть правила приёма в каждый такой вуз на официальном сайте;
- уточнить в приёмной комиссии на сайте сколько и в какой форме вам нужно сдавать испытаний (ЕГЭ по предмету, вступительное испытание вуза по предмету, вступительное испытание вуза в виде, например, собеседования) -- обычно это 3 испытания (не отвертеться);
- узнать сроки подачи документов для поступающих по вступительным испытаниям и сроки подачи заявления о согласии на зачисление;
- записаться на ЕГЭ по тем предметам, испытания по которым необходимо пройти (обычно до 1 февраля);
- уточнить на выпускающей кафедре или в выпускающей высшей школе (только не в приёмной комиссии!), смогут ли вам гарантированно предоставить индивидуальный учебный план для обучения, например, в сокращённые сроки вечером без окон в расписании (например, 5--6 семестров);
- записаться на подготовительные курсы вуза для подготовки к сдаче вступительных испытаний (обычно есть программы в течение года и интенсивные программы для только подавших документы);
- подать документы в срок для поступающих по вступительным испытаниям вуза;
- пройти вступительные испытания вуза (рекомендую);
- подать согласие о зачислении в срок на то направление, где как вы видите выдерживаете конкурс.
Подтверждающий пример из личной практики. Ребята после высшего образования или после технических специальностей среднего профессионального образования, желающие обучаться вечером в смешанном формате (дистанционно и аудиторно) по индивидуальному учебному плану 5--6 семестров на разработчиков программного обеспечения, каждый год поступают в 2021 году на одноимённый профиль направления 09.03.04 "Программная инженерия" в СПбПУ примерно по следующей схеме. Желающие записываются на ЕГЭ до 1 февраля на www.ege.spb.ru . Желающие записываются и ходят на 5-тимесячные или 3-ёхнедельные подготовительные курсы. Дистанционно подают документы до 10 июля на enroll.spbstu.ru . Дистанционно сдают вступительные испытания СПбПУ. Дистанционно подают заявление о согласии на зачисление до 18 августа.
Буду рад вашим комментариям и вопросам, если я что-то не осветил или сделал это недостаточно точно. Если вам понравился материал, то чувствуйте себя свободно ставить "нравиться" и подписываться на канал!