На этапе выбора франшизы рекомендуем собирать информацию о бизнесе из всех возможных источников. И после того как франчайзер ответил на все Ваши вопросы, обратитесь к его действующим партнерам.
Желательно, чтобы франчайзи, которого Вы попросите с Вами побеседовать, проработал партнером какое-то время, а не открыл свою франчайзинговую точку вчера. Владельцы франшиз часто сами предлагают поговорить потенциальным покупателям со своими действующими франчайзи. Те франчайзеры, которые уверены в успешности своей бизнес-модели и строят прозрачные и взаимовыгодные отношения с партнерами, понимают, что франчайзи представят их бизнес и франшизу в выгодном свете, и подобный разговор будет сильным аргументом в пользу совершения сделки. Ну, а если франшиза сырая или франчайзер ведет себя не в соответствии с обещаниями, то для него такие «интервью» будут крайне нежелательны. Потому что, поверьте, если с франшизой что-то не так, беседа с партнером поможет Вам это выявить.
Итак, Вы договорились о встрече с франчайзи. Чтобы не терять время на разговоры о погоде, мы подготовили для Вас базовый список вопросов. Сохраняйте и пользуйтесь!
- Попросите франчайзи описать его обычный рабочий день.
Благодаря описанию франчайзи, Вы сможете понять, какие ежедневные процедуры по управлению своей франчайзинговой точкой он совершает. Просите партнера рассказать максимально подробно, останавливаясь на успешных моментах, сложностях и особенностях бизнеса. Так Вы узнаете об отношении франчайзи к своему делу, а также о том, сколько ресурса (времени, усилий и энергии) тратится на управление бизнесом.
- Существуют ли какие-то скрытые платежи?
Обязательно расспросите франчайзи обо всех финансовых вопросах, включая ключевой: сколько времени ушло, чтобы достигнуть стабильного дохода. Можно в вопросах ссылаться на официальную информацию, которую предоставляет владелец бренда, и расспросить об опыте франчайзи. Действительно ли срок окупаемости составил от 6 до 12 месяцев (как обещает франчайзер) или это заняло чуть больше/чуть меньше?
Кроме того, спросите обо всех платежах и дополнительных расходах. Это позволит Вам лучше подготовиться к нежелательным финансовым сюрпризам.
- Отношения с франчайзером.
Спрашивая подобное, помните, что (согласно условиям некоторых франшиз) партнер подписывает с владельцем бренда договор о неразглашении. Так что есть вероятность, что франчайзи не сможет отвечать на вопросы, касающиеся франчайзера. Хотя, не всегда подобное соглашение подписывается. И тогда франчайзи сможет дать Вам ценную информацию, насколько обещания владельца торговой марки соответствуют правде: действительно ли он оказывает нужную помощь, регулярно ли поддерживает отношения, помогает в подборе помещения, обучении?
- Вы довольны тем, что стали франчайзи?
Ну, или если подробнее, то: если бы Вы вновь встали перед выбором, начинать ли бизнес по франшизе или пойти другим путем (открыть свое дело или купить готовый бизнес), что бы Вы предпочли? Как Вам отрасль, в которой Вы работаете? Не хотели бы ее поменять?
Если бы Вы могли выбрать другого франчайзера или остаться с тем владельцем бренда, с которым Вы работаете сейчас, как бы Вы поступили?
Скорее всего, франчайзи будет откровенен с Вами касаемо себя и тех решений, которые он принимал.
Ну, и главный вопрос. Вы бы порекомендовали эту франшизу своим друзьям и близким?
Надеемся, беседы с франчайзи принесут Вам уверенность в правильности своего выбора. И еще одна рекомендация: не останавливайтесь на разговоре с одним партнером. Поговорите минимум с тремя. Выбирайте франшизу тщательно. Ведь от этого зависит успех Вашего будущего предприятия.
Какие вопросы Вы бы добавили к нашему перечню? Пишите в комментариях.