Пандемия заставила пересмотреть политику работы моллов. Они превратились в места для отдыха. А одежду люди заказывают онлайн. Эксперты KazanFirst разбирались в перспективности ТЦ и в том, смогут ли они вернуться к прежнему уровню востребованности.
Исследовательская компания NielsenIQ опубликовала данные годового отчета розничных продаж в России. Они свидетельствуют о росте товарооборота на 3% в 2020 г. по сравнению с 3,9% годом ранее – о снижении темпа роста на четверть.
По данным агентства недвижимости Knight Frank, в I квартале 2021 года было зафиксировано улучшение показателей работы ретейлеров – несмотря на медленное восстановление трафика в торговых центрах отмечается рост коэффициента конверсии и товарооборота в пределах 10-20%. Данный рост обусловлен поведением покупателей, работой брендов по обновлению своих торговых точек и активным внедрением цифровых технологий.
При этом аналитическое агентство Data Insight сообщает, что по итогам 2020 года, рост рынка электронной коммерции составил 58%.
- Мы видим будущее в омниканальном подходе и продолжаем развивать оба варианта: digital-формат для покупок онлайн и креативное офлайн-пространство для шопинга, встреч, общения и поиска вдохновения. Мы постоянно запускаем новые digital-проекты и подходы для того, чтобы отвечать новым потребностям покупателей, - отмечает пресс-служба ТЦ «Мега».
Пресс-служба ТРЦ «Южный» добавляет, что онлайн и оффлайн продажи теперь не неразделимы между собой. Бренды, которые активно развивались в период пандемии онлайн, показали самые быстрые темпы роста в офлайне.
- У каждой из площадок есть свои очевидные плюсы и минусы. Сейчас идет их активная взаимная интеграция, благодаря которой выигрывает покупатель, - уверяет пресс-служба.
Однако отрасль, по словам директора по маркетингу АО «Эдельвейс Групп» Алины Зайнетдиновой, в этом году отрасль не сможет восстановиться.
- Чтобы ТЦ вернулись к уровню 2019 года необходима слаженная работа со своими арендаторами. Например, совместные акции по привлечению клиентов через соцсети, реклама через ТВ и радио этого уже не может достичь. ТЦ у которых есть не погашенные инвесткредиты сейчас в наиболее тяжелом состоянии. Банки не очень охотно идут на реструктуризацию долгов, а арендаторы из-за низкого потока покупателей (особенно в такую летнюю жару) требуют от своих арендодателей огромные скидки, - поделилась Зайнетдинова.
По мнению пресс-службы ТРЦ «Южный», торговые центры могут восстановиться, если изменится экономическая обстановка в стране - вырастет покупательская способность, улучшится экономическое положение арендаторов.
Торговые центры не вышли из кризиса
Эксперты KazanFirst солидарны с мнением представителей торговых центров. Низкая покупательская способность ограничивает возможности для развития ретейла внутри ТЦ.
- Пока не менее 20-25% торговых площадей остаются незанятыми и по причине высоких арендных ставок, и по-прежнему очень спорных условий аренды, и из-за повреждений малого и среднего бизнеса, - отмечает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
Мнение эксперта подтверждает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. Он уверен, что пока существуют весомые риски заболевания, полного восстановления работы ТЦ и ТРЦ не произойдет.
- Но, тем не менее, определенные шаги к тому, чтобы постепенно налаживать их работу, ведутся. Администрация комплексов вводит дополнительные меры безопасности, руководство и управленческие отделы разрабатывают механизмы снижения издержек и оптимизации бизнес-процессов, ведется активная маркетинговая политика по привлечению арендаторов. Это, на сегодняшний день, пожалуй, практически все, что можно сделать, - прокомментировал Коренев.
Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова и аналитик по рынку ритейла Райффайзенбанка Егор Макеев считают, что в текущих условиях торговым центрам и ритейлерам особенно важна таргетированная коммуникация.
- Если обобщённо, то ТЦ следует добавить в свои концепции больше развлекательных, общественных, выставочных и т.п. составляющих. Перепрофилирование части площадей под офисы, гостиницы или даже жильё тоже может являться решением. Так что, возможно, сам термин торговый центр постепенно утратит свою актуальность, - поделился Макеев.
«Электронная коммерция идет семимильными шагами»
Опросы показывают, что почти 45% респондентов планируют совершать еще больше покупок в онлайн в этом году. Экономист, официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода предрекает, что при отсутствии новых экономических и эпидемиологических стрессов крупный сетевой ритейл восстановится лишь в 2022 году.
- Сложнее всего в этой ситуации малому бизнесу – в крупных торговых центрах их доля сократилась к началу года на 20%. А электронная коммерция растет семимильными шагами в России. Крупнейшие онлайн-ритейлеры подросли в прошлом году на 100%-200% в разных сегментах рынка и демонстрируют фантастическую динамику роста в первом полугодии 2021 года, - заявил он.
Потребители научились покупать в онлайн, стоимость товаров в онлайн ниже в среднем на 5%-20%, утверждают эксперты. Преимуществом также является то, что не нужно физического присутствия в магазине. Результат - экономится здоровье, семейный бюджет и время.
Финансовый эксперт Дмитрий Чечулин добавил, что сегодняшние ограничения не сравнимы с полноценным локдауном прошлого лета. Поэтому даже большой отложенный спрос пока не способствует полноценному восстановлению работы торговых центров.