Статья 23.10.1944 года из архива архитектора Александра Машкова
************************************************************************
Возможно, что уже в ХУ| образуются слободы Залыбедской части города: Стрелецкая и Нижний и Верхний Боровки. На последнем в роде купцов Бабушкиных, были поселены выведенные из Новгорода житьи-люди; большой дом Бабушкиных за Лыбедь, так же по их родовой легенде, включает древние части ХУ| века. Несколько позже, в ХУ|| в. за Золотыми воротами вытягивается Ямская слобода.
В ХУ|| веке жизнь Владимира несколько оживляется и возобновляются каменные постройки. При этом характерно, что зодчие нового времени бережно относятся к духу древней красоты города, подчеркивая узловые точки его ансамбля.
На посаде, там, где его центр образовали несколько деревянных храмов, но ближе к краю городских высот владимирские купцы ставят в 1649 г. изящную Богородицкую церковь со стороны четвериком, завешенным сочным пятиглавием, с шатровой колокольне и шатровыми крыльцами папертей. В Среднем городе на основе ворот детинца Х|| в. воздвигается огромная шатровая колокольня с церковью Иоакима и Анны "под звоном", определяющая центральную вертикаль города.
Между этими важнейшими элементами городского силуэта, как бы связуя их, вырастает шатровая колокольня Рождественского монастыря, оживляющая горизонталь белой кирпичной ограды, сменяющей в начале ХУ||| века деревянные монастырские стены.
ХУ||-ХУ||| принадлежат и сохранившиеся части архиерейского корпуса монастыря с святыми воротами, выходившими на главную улицу и завершавшимися второй шатровой колокольней с ярусами кокошников над звоном.
Святые ворота с прекрасной росписью ХУ|| века сейчас заложены и превращены в проходную будку НКВД; роспись грубо забелена.
В юго-западном углу города, около церкви Спаса, как бы подчеркивая закономерность построения городского силуэта, ставится миниатюрная церковь Николы с архаизирующей квадратной колоколенкой и роскошным большим окном.
В самом начале ХУ| века (1715 г.) город был запечатлен в древнейшем "чертеже", сделанном рукой иконописца в условной манере иконного письма.
Он фиксирует захудалость уездного города Московского государства, его стихийную планировку, сохраняющую лишь древнюю продольную ось Большой улицы. В это время город имел всего 1840 жителей.
Традицию древне-русского искусства продолжают и зодчие ХУ||| - начала Х|Х века, к творчеству которых относятся: значительно искаженная позднее церковь на месте вознесенского монастыря (1742 г.); исключительно удачно поставленная стройная церковь Николы Галейского с шатровой колокольней у подножия Козлова вала (1735 г); церковь Никиты Мученика над Никитским оврагом (1762 г); хранящая в своем сильном силуэте и деталях декоровки отзвуки идей Ивана Зарудного. Если мысленно убать эти памятники, то можно со всей отчетливостью почувствовать сколько органично включены они в исторический и естественный ландшафт древнего города.
Продолжение следует...
************************************************************************
Дорогие мои друзья и читатели! Я продолжаю перепечатку архива московского архитектора Александра Машкова. Это - одна из статей, сохранившихся со времен Второй Мировой войны. Написана 23.10.1944 года профессором, доктором исторических наук - Н. Вороновым (?) Рукопись подписана автором, и окончание фамилии не очень разборчиво. Возможно, Ворониным.
Записки, как будущий архитектор сбежал из австро-венгерского плена можно прочитать пройдя по ссылке ниже. Начало истории, как ко мне попал архив пленного времен Первой Мировой войны и первая глава исторической повести находится здесь.
Фото Алексей Илюхин