Знаете, жизнь английских принцесс в 15-м веке была не такой уж завидной. Конечно их современницы из крестьянских семей или из семей городских бедняков с радостью поменялись бы местами с королевскими дочерями. А вот современным девочкам такая жизнь вряд ли понравилось бы.
Маленькими принцессами занимались сначала няньки, потом воспитатели. С родителями они виделись редко. Их жизнь была строго расписана. Общеизвестно, что понятия детства в те времена не существовала, к детям относились как к маленьким, то есть несовершенным, взрослым. Поэтому их первостепенной задачей было как можно скорей повзрослеть.
Во главе всего стояло религиозное образование. К тому времени как выучивались хорошо говорить, дети должны были знать псалтырь. Они посещали церковные службы, слушали проповеди, постились. Кроме того девочек учили манерам, музыке, пению, танцам и вышиванию. Иногда принцессы посещали двор, чтобы присутствовать на празднествах и торжествах. Их воспитывали в глубочайшем почтении к родителям: вполне естественным было не броситься к отцу и матери с объятиями и поцелуями, а встать перед ними на колени и попросить благословения.
Примерный распорядок повседневной жизни королевских детей выглядел так:
- в шесть часов утра пробуждение, утренняя молитва
- месса в домашней часовне
- завтрак состоявший из хлеба, масла, яиц, рыбы и мяса
- во время приёма пищи чтение назидательной литературы
- обед с переменами блюд продолжался около двух часов
- ванна, дневной сон
- лёгкий перекус, обычно это были хлеб и эль или вино
- вечерня
- ужин
- и наконец вечером дети могли немного поиграть.
Кстати, во что они играли, я не знаю, в счетах относящихся к детству принцесс почти не указаны игрушки.
Безопасности девочек уделяли особое внимание. В восемь вечера двери в покоях запирались и никто кроме личных слуг не мог войти в детскую. Наружные ворота также запирали, стражники обходили территорию замка несколько раз за ночь, проверяя каждую комнату. В спальнях принцесс всегда горели свечи.
Как видите, жизнь не тяжёлая, но довольно скучная. Впрочем королевские дети много путешествовали. Может это хоть как-то разнообразило их жизнь. А может наоборот, добавляло дополнительный дискомфорт.
Возможно юных принцесс немного развлекали разные религиозные обряды. В Великий Четверг девочки раздавали подарки беднякам, на Пасху, Троицу и Рождество совершали подношения во время мессы, на Новый год получали подарки, на двенадцатую ночь пировали вместе со всеми.
А лет в двенадцать — пятнадцать им предстояло выйти замуж и навсегда покинуть семью.
Впрочем, старшая из принцесс, Элизабет Йорк вышла замуж лишь двадцати лет отроду, зато сразу за короля Англии. Брак заключили из политических соображений, но он оказался вполне удачным для обоих супругов. Пусть там не было страстной всепоглощающей любви, но были симпатия и привязанность.
Элизабет не обладала тщеславием матери или властностью свекрови. Она не вмешивалась в государственные дела, всю себя посвящая заботе о близких. Спокойная, сердечная королева жила в тени Генриха, развлекаясь танцами и игрой в кости. Любила музыку, увлекалась разведением борзых, растила детей, служила поддержкой для мужа. Скромная, но мужественная женщина.
Когда она скончалась, в возрасте тридцати семи лет, всегда сдержанный Генрих так сильно горевал, что вызвал беспокойство у приближённых. В нём как будто что-то надломилось. Возможно он и сам не подозревал, как много для него значит супруга, пока не потерял её.
Вторая дочь Элизабет Вудвилл и Эдуарда IV умерла незамужней, в возрасте пятнадцати лет.
Третья, Сесилия, должна была выйти замуж за наследника шотландского престола. Дети едва научились ходить и говорить, а их уже обручили. Впрочем, король-отец не спешил отсылать дочь к шотландскому двору. А к тому времени, когда девочка вошла в брачный возраст, помолвку и вовсе расторгли. Вместо того, чтобы выдать Сесилию за сына Якова III, Эдуард решил обвенчать её с братом этого самого Якова. Правда, герцог Олбани уже был женат, поэтому от него потребовали, как можно скорей, избавиться от жены каким-нибудь законным способом. Лишние скандалы Йоркам были ни к чему.
Герцог Олбани не возражал, но неожиданно король Эдуард умер. Власть захватил его младший брат Ричард. Ходили слухи, что он подумывает взять в жёны старшую сестру Сесилии, Элизабет. На Элизабет же хотел жениться и Генрих Тюдор. Если же Ричард опередит его, Генрих обещал взять в жёны Сесилию.
Конечно, Ричард не мог этого допустить, он спешно выдал племянницу замуж за своего сторонника, Ральфа Скрупа. Этот брак и сама Сесилия, и её родня восприняли как унижение, ведь Скруп был совсем не ровней дочери короля Эдуарда IV. Меж тем Яков Стюарт, бывший жених Сесили, женился на её кузине. Болезненный удар по самолюбию.
Впрочем, брак Сесилии продлился недолго. Ричард III погиб, трон занял Генрих Тюдор, который всё-таки обвенчался с принцессой Элизабет. Спустя какое-то время новый король озаботился судьбами младших сестёр супруги. Ральф Скруп совершенно не устраивал его в качестве мужа ближайшей королевской родственницы. Поэтому от него избавились.
Сесилия стала одной из первых дам при дворе сестры. Девушке оказывались всяческие почести и привилегии. Именно ей доверили нести на крестины племянника, наследного принца Артура.
В возрасте девятнадцати лет она снова вышла замуж, за виконта Уэллса, младшего единоутробного брата Маргарет Бофорт, то есть за дядю короля. Уэллс был примерно вдвое старше молодой супруги, но в те времена такие мелочи никого не смущали. Не знаю, была ли Сесилия счастлива. Вряд ли они с Уэллсом любили друг друга, но наверняка виконт относился к жене с уважением, и нет причин думать, что она не отвечала ему взаимностью. В этом браке родились две девочки.
Уэллс продолжал служить при дворе, Сесилия воспитывала дочерей. Было ли это её решением, нравилась ли ей жизнь в поместье мужа? Так или иначе, через десять лет замужества молодая женщина за короткий период времени сначала потеряла младшую дочь, потом овдовела. То, что Уэллс оставил жене всё имущество, в обход дочери от первого брака, и доверил ей собственные похороны, а Сесилия не отходила от умирающего мужа до самого конца, ещё раз подтверждает, что брак этот оказался вполне удачным.
После пышных похорон Сесилия вернулась ко двору, где её поддержали старшая сестра и мать короля, Маргарет Бофорт. Принцесса носила траур по мужу положенные три года, а после полностью сменила гардероб и с головой окунулась в придворную жизнь. Судя по всему ей нравилось блистать, Сесилия одевалась роскошно, по последней моде. Она присутствовала на всех торжествах и всюду играла одну из заглавных ролей.
Именно Сесилия несла шлейф невесты на свадьбе племянника, которого когда-то носила на руках. На рыцарских турнирах и званных обедах она сидела рядом с сестрой-королевой, в окружении самых знатных особ. И по свидетельству современников больше походила на юную девушку, чем на вдову.
Увы, в 1503 году королева Элизабет умерла. Сесилия лишилась не только покровительницы, но и близкой подруги. Безоблачная жизнь при дворе закончилась. Принцесса горевала так сильно, что не смогла присутствовать на похоронах. Впрочем, существует и другая версия её отсутствия. Возможно к тому времени Сесилия уже вышла замуж за Томаса Кайма, некого сквайра из Линкольншира, чем сильно разгневала Генриха VII. Теперь за неё некому было вступиться, и король прогнал с глаз долой родственницу, совершившую такой чудовищный мезальянс.
Выждав какое-то время принцесса обратилась к королю с петицией, где говорила, что ей всего лишь хотелось выбрать супруга по вкусу, а не из выгоды. И умоляла не отнимать у неё наследство, оставшееся от второго мужа. Король петицию отклонил. Только вмешательство матери короля, которая всегда благосклонно относилась к Сесилии, немного смягчило гнев Генриха. Он вернул ей часть владений покойного Уэллса, но так и не признал её детей от третьего брака.
Большую часть времени Сесилия жила на острове Уайт, вдали от привычной роскоши двора. Там же родила сына и дочь. Они никогда ни на что не претендовали, вообще не упоминали о своём королевском происхождении и не оставили следа в истории.
Надеюсь, принцесса не напрасно отказалась ото всех благ. Мы знаем, что выйти замуж по любви, вовсе не значит жить долго и счастливо. Но мне хочется верить, что Сесилии повезло. Пусть она прожила с Томасом Каймом всего пять лет, но это были счастливые пять лет.
Похороны Сесилии оплатила Маргарет Бофорт. По приказу Генриха VII в документах о захоронении принцессу упорно называли женой покойного Джона Уэллса.
Продолжение
О родне принцесс со стороны отца
О родне принцесс со стороны матери
Буду рада вашим лайкам и комментариям.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить статьи о других исторических персонажах.