Иногда сокрытие преступления приводит к тому, что определить личность жертвы, способ её убийства и время, когда это произошло, по силам только очень редким специалистам — археологам и антропологам. Эти люди копаются в земле и в пепле. Они извлекают останки и даже части костей, по которым можно хоть что-то узнать о человеке, его жизни и смерти.
С 2005 года до 2017 года на американском телевидении выходил художественный сериал «Кости», повествующий о девушке-антропологе, специалисте по изучению костей жертв. Сериал пользовался успехом и в нашей стране тоже обрел своих поклонников. Доктор Темперанс Бреннан (Эмили Дешанель) и её помощники, занимались изучением костей убитых или их разложившихся останков. Но главным для зрителей стали, конечно, не рутинные будни команды антропологов из Института Джефферсона (прототипом являлся Смитсоновский институт), а любовные коллизии между криминалистами в сочетании с детективными приключениями. Поскольку в основу художественного произведения часто заложен парадокс, возиться с малопривлекательным биологическим материалом приходится хорошенькой юной героине, впрочем — наделенной ледяным холодом строгих голубых глаз. Женщины в антропологии действительно явление не редкое: они аккуратны, педантичны, терпеливы и хорошо подмечают детали. Однако приоритет в исследованиях и открытиях принадлежат всё же немолодым мужчинам.
Ещё в 1935 году, когда не было опыта восстановления человеческого облика по найденным костям, патологоанатом Джон Глэйстер-младший из Эдинбурга догадался применить метод «кальки» — наложить фото пропавшего человека на фото найденного черепа, чтобы установить их соответствие (глава «Находка в Дьявольском овраге»). Это была скорее гениальная хитрость, и она сыграла свою роль на суде, но самой науки восстановления голов по черепам в то время еще не было, как не было и подходящей аппаратуры.
Одним из первых антропологов, сумевших воссоздать голову по черепу, стал советский ученый, доктор исторических наук Михаил Михайлович Герасимов (1907-1970), собравший целую коллекцию ископаемых людей (австралопитеков, неандертальцев и др.) и исторических личностей (Тамерлан, Иван Грозный и др.). До него это пытались сделать многие анатомы (Сольтер, Мартин и др.), но потерпели неудачу.
Краниология, которую использовал Герасимов, включает краниометрию (измерительные признаки), краниоскопию (описательные признаки) и краниографию (определение индивидуальных особенностей строения черепа в разных плоскостях и проекциях с помощью специальных приборов). Ученый установил, что до сих пор все попытки измерить толщину ткани в конкретной краниометрической точке были ошибочны из-за использования голов, подвергшихся бальзамированию или действию формалина. К тому же у давних трупов искажается характер тканей. Поэтому ради получения точных выводов Герасимов подбирал в моргах трупы людей, умерших не более двух часов назад, и это помогло ему разработать метод антропологической реконструкции.
В годы Великой Отечественной Войны 36-летний Герасимов, находясь в эвакуации в Ташкенте, не сидел сложа руки: он создал кружок для молодых любителей антропологии и обучал их реконструкции облика человека на краниологической основе. Активная и бескорыстная деятельность Герасимов позволила ему создать мощную научную школу советской антропологии. А его методы стали применять и в криминалистике.
Возможно, кому-то эти истории с сухим, педантичным исследованием костей и их обломков покажутся скучной и не нужной рутиной. Но в некоторых случаях без такой науки, как антропология, следствию просто не обойтись. Конечно, если речь идет о древних артефактах, пролежавших в земле несколько столетий, мы понимаем, что сыщик тут вряд ли уместен, потому что изучать древности — задача археолога. Но и в современной жизни эксперты-антропологи оказывают следствию бесценную помощь — в том случае, когда преступник постарался особенно тщательно замести следы и скрыть улики. Как говорится, чтобы не повадно было, на один ум, найдется другой ум, более изощренный и лучше подготовленный.