Найти тему
SANEWS-ONLINE

Швейцария выбирает модель истребителя для своих ВВС

Оглавление

В среду Федеральный совет должен принять решение о том, какая модель будет использоваться для противовоздушной обороны Швейцарии. Бюджет сделки – не более шести миллиардов франков. Рассматриваются четыре самолёта.

Федеральное управление вооружений (Armasuisse) тщательно взвесило плюсы и минусы различных моделей истребителей, проведя испытания и изучив данные. В результате на стол министра обороны Швейцарии Виолы Амхерд лёг внушительный отчёт. На карту поставлены большие деньги и политические интересы. Выбор не из лёгких.

История вопроса

В сентябре прошлого года швейцарские избиратели проголосовали «ЗА» покупку новых истребителей с небольшим перевесом примерно в 8’000 голосов. Таким образом, Департамент обороны получил «добро» народа на то, чтобы потратить максимум шесть миллиардов швейцарских франков на 30-40 истребителей для замены старого парка.

В качестве претендентов были выбраны четыре модели самолётов: Eurofighter, Rafale, Super Hornet и F-35.

Eurofighter

-2

Eurofighter Typhoon – это совместный европейский проект компании Airbus. Он стоит на вооружении Германии, Великобритании, Италии и Испании. Производитель Airbus регулярно обновляет модель, которая считается манёвренной и надежной, но технология которой не нова. Самолёт легко взлетает, что полезно при проведении воздушных операций. Выбор истребителя Eurofighter также позволит сотрудничать с несколькими европейскими государствами, включая соседние Германию, Австрию и Италию.

Rafale

-3

Многоцелевой истребитель французской компании Dassault Group считается фаворитом среди пилотов. Rafale считается универсальным самолетом. Его система автоматического предотвращения столкновения с землей, как утверждается, делает его исключительно приспособленным для использования в горной местности.

Rafale был победителем последней оценки Департамента обороны около десяти лет назад, но Федеральный совет счёл его слишком дорогим и сделал выбор в пользу шведского «Грипена» (Saab JAS 39 Gripen). Однако граждане Швейцарии проголосовали против. Франция предлагает Швейцарии пакет: самолеты по хорошей цене, плюс глобальное сотрудничество и, возможно, поддержка в европейской политике. Это относится и к истребителю Eurofighter.

Super Hornet

-4

Super Hornet – это обновлённая версия самолета F/A-18, используемого в настоящее время ВВС Швейцарии, но с новейшими технологиями. Например, он оснащен внешним датчиком, который расширяет поле зрения. Новый Super Hornet, как утверждается, также более надёжен и, следовательно, способен на гораздо большее количество лётных часов – срок службы F/A-18 является постоянной проблемой для швейцарских ВВС. Однако последние испытания поставили под сомнение реальную силу Super Hornet – новая модель намного больше и тяжелее. Это самый большой из четырёх самолётов. Его эксплуатация может потребовать структурных изменений в инфраструктуре ВВС, таких как адаптация ангаров.

F-35

-5

F-35 – «самый смертоносный истребитель в мире», как утверждает американский производитель Lockheed Martin. Одно можно сказать наверняка: F-35 – самый современный самолет в швейцарском списке претендентов. Это снижает риск того, что он вскоре технически устареет. Кроме того, он обладает способностью, которой нет у его конкурентов: он может сделать себя практически невидимым для вражеских радаров. Однако при отключении этой функции громоздкий самолет оказывается в невыгодном положении, поскольку он менее манёвренен, чем европейские самолеты. С другой стороны, стелс-джет легко подключается к сети связи и может передавать важные данные наземным подразделениям.

Однако у F-35 есть недостатки: он очень требователен к обслуживанию и поэтому дорог. Кроме того, ему требуется больше времени, чем другим моделям, чтобы набрать необходимую высоту полета. Это может быть недостатком для такого маленького воздушного пространства, как швейцарское. F-35 также страдает «болезнями молодости»: точность бортовой пушки низкая. Кроме того, противники F-35 опасаются, что США смогут прослушивать самолёт или даже управлять самолетом дистанционно. Однако это не было доказано.

Каждый из четырёх самолетов считается пригодным для защиты воздушного пространства Швейцарии в течение 30 лет, начиная с 2030 года.

Сложный выбор и «Письмо четырех наций»

По «гуляющей» по СМИ информации на финишную прямую вышли две модели: F-35 и Eurofighter. Первый хотят военные, а второй является весомым аргументом в политическом диалоге с Европейским Союзом, переговоры о подписании рамочного соглашения с которым недавно провалились.

Следует также отметить, что несмотря на всенародный плебисцит, сопротивление, особенно по отношению к американским самолетам, в Швейцарии всё ещё велико. В мае Социалисты, Зелёные и Группа за Швейцарию без армии (GSoA) выступили с народной инициативой, чтобы предотвратить принятие американской модели. Левые обеспокоены высокой ценой и противоречивой защитой данных.

На карту поставлены большие деньги и политические интересы.

Реальный решающий фактор будет политическим. Для Федерального совета это будет вопрос оценки влияния их выбора на дипломатические и торговые отношения с различными странами-производителями, которые ответили на объявление тендера. Конечно, все игроки в этом решении оказывают давление на выбор Федерального совета. На кону миллиарды.

Министр обороны Швейцарии Виола Амхерд
Министр обороны Швейцарии Виола Амхерд

Правительство Эммануэля Макрона лоббировало Rafale на различных встречах, президент США Джо Байден ратовал за приобретение F-35 в Женеве в разговоре с Ги Пармеленом незадолго до встречи с Владимиром Путиным. На днях стало известно о 700-страничном предложение по Eurofighter, истребителю европейского консорциума (с участием Airbus). Пакет сопровождался письмом на имя министра обороны, подписанным её коллегами – министрами обороны Германии, Италии, Испании и Великобритании, который уже был окрещён швейцарской прессой, как «Письмо четырех наций».

По данным источников SonntagsBlick, вместе с Eurofighter предлагается трансграничное партнерство в области военного сотрудничества, энергетики, экономического сотрудничества, научных сетей, экологической и транспортной политики, цифровых технологий, кибербезопасности и инфраструктурных проектов.

«Письмо четырех наций» уже стало ключевым элементом досье и важным фактором в продолжающемся конфликте внутри администрации. Появилась крупная группа, которая связывает приобретение самолетов, как способ компенсировать европейские политические риски.

Независимо от того, какой поставщик и какая модель истребителя выиграет гонку, политическое давление на правительство Швейцарии продолжится. //SA

Текст: Михаил Гусаров // SA

-----------------------------------------------------

Больше публикаций на сайте www.swissafisha.ch