В среду Федеральный совет должен принять решение о том, какая модель будет использоваться для противовоздушной обороны Швейцарии. Бюджет сделки – не более шести миллиардов франков. Рассматриваются четыре самолёта.
Федеральное управление вооружений (Armasuisse) тщательно взвесило плюсы и минусы различных моделей истребителей, проведя испытания и изучив данные. В результате на стол министра обороны Швейцарии Виолы Амхерд лёг внушительный отчёт. На карту поставлены большие деньги и политические интересы. Выбор не из лёгких.
История вопроса
В сентябре прошлого года швейцарские избиратели проголосовали «ЗА» покупку новых истребителей с небольшим перевесом примерно в 8’000 голосов. Таким образом, Департамент обороны получил «добро» народа на то, чтобы потратить максимум шесть миллиардов швейцарских франков на 30-40 истребителей для замены старого парка.
В качестве претендентов были выбраны четыре модели самолётов: Eurofighter, Rafale, Super Hornet и F-35.
Eurofighter
Eurofighter Typhoon – это совместный европейский проект компании Airbus. Он стоит на вооружении Германии, Великобритании, Италии и Испании. Производитель Airbus регулярно обновляет модель, которая считается манёвренной и надежной, но технология которой не нова. Самолёт легко взлетает, что полезно при проведении воздушных операций. Выбор истребителя Eurofighter также позволит сотрудничать с несколькими европейскими государствами, включая соседние Германию, Австрию и Италию.
Rafale
Многоцелевой истребитель французской компании Dassault Group считается фаворитом среди пилотов. Rafale считается универсальным самолетом. Его система автоматического предотвращения столкновения с землей, как утверждается, делает его исключительно приспособленным для использования в горной местности.
Rafale был победителем последней оценки Департамента обороны около десяти лет назад, но Федеральный совет счёл его слишком дорогим и сделал выбор в пользу шведского «Грипена» (Saab JAS 39 Gripen). Однако граждане Швейцарии проголосовали против. Франция предлагает Швейцарии пакет: самолеты по хорошей цене, плюс глобальное сотрудничество и, возможно, поддержка в европейской политике. Это относится и к истребителю Eurofighter.
Super Hornet
Super Hornet – это обновлённая версия самолета F/A-18, используемого в настоящее время ВВС Швейцарии, но с новейшими технологиями. Например, он оснащен внешним датчиком, который расширяет поле зрения. Новый Super Hornet, как утверждается, также более надёжен и, следовательно, способен на гораздо большее количество лётных часов – срок службы F/A-18 является постоянной проблемой для швейцарских ВВС. Однако последние испытания поставили под сомнение реальную силу Super Hornet – новая модель намного больше и тяжелее. Это самый большой из четырёх самолётов. Его эксплуатация может потребовать структурных изменений в инфраструктуре ВВС, таких как адаптация ангаров.
F-35
F-35 – «самый смертоносный истребитель в мире», как утверждает американский производитель Lockheed Martin. Одно можно сказать наверняка: F-35 – самый современный самолет в швейцарском списке претендентов. Это снижает риск того, что он вскоре технически устареет. Кроме того, он обладает способностью, которой нет у его конкурентов: он может сделать себя практически невидимым для вражеских радаров. Однако при отключении этой функции громоздкий самолет оказывается в невыгодном положении, поскольку он менее манёвренен, чем европейские самолеты. С другой стороны, стелс-джет легко подключается к сети связи и может передавать важные данные наземным подразделениям.
Однако у F-35 есть недостатки: он очень требователен к обслуживанию и поэтому дорог. Кроме того, ему требуется больше времени, чем другим моделям, чтобы набрать необходимую высоту полета. Это может быть недостатком для такого маленького воздушного пространства, как швейцарское. F-35 также страдает «болезнями молодости»: точность бортовой пушки низкая. Кроме того, противники F-35 опасаются, что США смогут прослушивать самолёт или даже управлять самолетом дистанционно. Однако это не было доказано.
Каждый из четырёх самолетов считается пригодным для защиты воздушного пространства Швейцарии в течение 30 лет, начиная с 2030 года.
Сложный выбор и «Письмо четырех наций»
По «гуляющей» по СМИ информации на финишную прямую вышли две модели: F-35 и Eurofighter. Первый хотят военные, а второй является весомым аргументом в политическом диалоге с Европейским Союзом, переговоры о подписании рамочного соглашения с которым недавно провалились.
Следует также отметить, что несмотря на всенародный плебисцит, сопротивление, особенно по отношению к американским самолетам, в Швейцарии всё ещё велико. В мае Социалисты, Зелёные и Группа за Швейцарию без армии (GSoA) выступили с народной инициативой, чтобы предотвратить принятие американской модели. Левые обеспокоены высокой ценой и противоречивой защитой данных.
На карту поставлены большие деньги и политические интересы.
Реальный решающий фактор будет политическим. Для Федерального совета это будет вопрос оценки влияния их выбора на дипломатические и торговые отношения с различными странами-производителями, которые ответили на объявление тендера. Конечно, все игроки в этом решении оказывают давление на выбор Федерального совета. На кону миллиарды.
Правительство Эммануэля Макрона лоббировало Rafale на различных встречах, президент США Джо Байден ратовал за приобретение F-35 в Женеве в разговоре с Ги Пармеленом незадолго до встречи с Владимиром Путиным. На днях стало известно о 700-страничном предложение по Eurofighter, истребителю европейского консорциума (с участием Airbus). Пакет сопровождался письмом на имя министра обороны, подписанным её коллегами – министрами обороны Германии, Италии, Испании и Великобритании, который уже был окрещён швейцарской прессой, как «Письмо четырех наций».
По данным источников SonntagsBlick, вместе с Eurofighter предлагается трансграничное партнерство в области военного сотрудничества, энергетики, экономического сотрудничества, научных сетей, экологической и транспортной политики, цифровых технологий, кибербезопасности и инфраструктурных проектов.
«Письмо четырех наций» уже стало ключевым элементом досье и важным фактором в продолжающемся конфликте внутри администрации. Появилась крупная группа, которая связывает приобретение самолетов, как способ компенсировать европейские политические риски.
Независимо от того, какой поставщик и какая модель истребителя выиграет гонку, политическое давление на правительство Швейцарии продолжится. //SA
Текст: Михаил Гусаров // SA
-----------------------------------------------------