О фильме «Город Зеро» любители кино спорят до сих пор.
По сюжету инженер Варакин (Л. Филатов) приезжает в небольшой городок для утряски некоторых технических характеристик поставляемых их заводу кондиционеров. Обычная производственная рутина. Но постепенно он окунается в атмосферу странностей и откровенного абсурда происходящего.
Кафка по-советски
Здесь можно провести аналогии с тем, как если бы советский человек попал из 70-х, скажем, сразу в конец 80-х или даже в 90-е. Герой попадет в совершенно чужой ему мир, никуда не выезжая из своей страны.
Первые же странности, с которыми сталкивается инженер Варакин совсем нетипичны для доперестроечного СССР — голая секретарша в приёмной директора завода. Разве это наша мораль, сказал бы любой советский чиновник?
Директор завода (А. Джигарханян) оказывается не в курсе того, что его главный инженер умер 8 месяцев назад. И так по нарастающей начинают происходить совершенно невероятные вещи, усугубляющаяся картина абсурда, в которую невольно погружается главный герой. Временами как будто слышно как скрипят его мозги в тщетной попытке понять — что происходит?
Переформатирование сознания
Интересен на этот счет взгляд С. Кара-Мурзы, где фильму «Город Зеро» посвящен отдельный параграф в его книге «Манипуляция сознанием». И действительно, то что нам показывают — есть ничто иное как учебник по переформатированию сознания, в данном случае советского человека. Изменить его представление о привычной реальности пытаются довольно топорно, грубо, как раз так, как это происходило в период перестройки. В 90-е годы эти методы манипуляции наберут обороты, а ко времени прихода к власти нашего дорогого “господина ПЖ” станут куда более изощренными и совершенными.
Здесь же показана первоначальная ломка представлений человека о своей стране, о её истории, о тех идеалах, на которых он воспитан. Таким образом, человека готовят для внедрения в него абсолютно абсурдных идей, готовится почва для исторических фальсификаций и переформатирования сознания.
Чувство вины и переписывание истории
В этом странном городе ему, Варакину, прививают чувство вины, объявляют, что он Варакин Алексей Михайлович на самом деле - Махмуд, сын некоего повара Николаева, застрелившегося, якобы, по вине нашего героя. И никого, кроме самого Варакина это здесь не удивляет. Тот шок, который испытывает главный герой, попав в этот театр абсурда, блокирует саму возможность рассуждать здраво.
Осмотр экспозиции в музее — классический пример промывания мозгов и переписывания истории, и заслуживает отдельного разбора.
А монолог прокурора — разве это не цитата из любой современной кремлевской пропаганды а ля Соловьев или Киселев?
Есть тут и откровенный стёб над новоявленными демократами, борцами с режимом (диссидента играет О. Басилашвили).
Бежать невозможно
В конце концов, когда абсурд происходящего начинает зашкаливать, главный герой из какого-то ещё оставшегося чувства самосохранения решается бежать из города Зеро, но понимает, что ему отсюда уже не выбраться никогда. Абсурд принимает формы реальности. Выглядит это как неотвратимость будущего — той самой перестройки, которая в 1987 году только набирала обороты. Возможно так же случилось и с советским народом — если его инстинкт самосохранения и сработал — было уже поздно.
Сам режиссер Шахназаров вкратце так охарактеризовал фильм:
Это картина о манипуляции сознанием и о попытке манипуляции противостоять. Главный герой находится перед выбором – принимать или нет навязываемую ему абсурдную картину мира
Фильм лишен экшена, повествование развивается неспешно и рассчитано на внимательного и вдумчивого зрителя. Поэтому больших кассовых сборов ему не предвещали, и, несмотря на изобилие звезд первой величины, пустили вторым экраном. Однако, это очень важный фильм для осознания методов манипуляции сознанием и поведением человека, оказавшегося в лапах манипуляторов.
«Город Зеро» собрал призы на международных кинофестивалях в США, Италии и Испании.