Первый текст этого "сериала" здесь.
А здесь - предыдущая часть, рассказ о Диане и врачах.
_______________________________________________
Сегодня Диану могли бы поздравлять с юбилеем. Но история не знает этого "бы"...
Сегодня хочу написать светло. О положительных моментах. В самом начале этого брака они случались...
Девушка с рюшами в зелёном
Когда я только начала писать этот "сериал", то обратила внимание, что есть у Дианы штучные фото, а есть целые фотосессии. Про одну из них мы с вами говорили: костюм в клеточку из Балморала.
И вот этот образ в э-э... необычном платье тоже часто встречается на фото. Диана тут ужасно милая, юная, светящаяся и застенчивая-застенчивая... Что же это было за событие?
Оказывается, повод достойный. Заголовок в газете такой: "Первый взгляд на будущую королевскую невесту".
Было это 9 мая 1981 года. В этот день принц Чарлз и леди Диана Спенсер открыли выставку графа и графини Маунтбеттен — в том самом поместье Бродлендс, где совсем скоро окажутся наши герои, чтобы провести первую брачную ночь.
Да-да, того самого графа Маунтбеттена, который был дядей принца Филиппа, почётным дедом Чарлза и того, который п о г и б
при в з р ы в е лодки, устроенном Ирландской республиканской армией.
Смотрите, первый выход в свет в качестве невесты принца - и этому событию уже отдан целый разворот.
Невеста! Принца! Долгожданная! Будущая королева! Милая, помолвленная, скромная! И весь этот разворот посвящён ей. Чарлз только лишь на двух фото.
До того как получить предложение от принца, Диана работала в детском саду помощницей воспитателя, в школе помощницей учителя. По воспоминаниям коллег, болтать с мамашами она не любила, предпочитала возиться с детьми. Если к ней обращались, отвечала, но сама никогда не начинала разговоры. Она вообще не была слишком общительной, разве что любила вечерами похихикать дома с подружками.
Стоило ей сказать "Да!" принцу, как всё закрутилось. Теперь её ждёт такая жизнь, в которой от общения не отвертишься.
Да, сначала она сидела во дворце и изнывала от безделья.
И вот наступил момент первого выхода в свет. Конечно, Диана
нервничала - она понимала, что народу будет много. Конечно, она была не очень-то уверена, что справится с незнакомой ролью.
Но деваться некуда.
И они отправились на открытие выставки в Хэмпшир.
Наверное, здесь Диана вспомнила папарацци, долгое время осаждавших её дом, с признательностью. Благодаря этому опыту она уже могла не шарахаться от вспышек, ведь профессиональные камеры делают много снимков в минуту, вспышки ослепляют, ошеломляют!
И вот застенчивая юная девушка, никогда не принимавшая участия в подобных мероприятиях со стороны "приглашённой звезды", вдруг интуитивно поняла, что и как нужно делать. Возможно, взыграла её аристократическая кровь, возможно, она почувствовала себя на детском утреннике в саду, но она была обворожительна!
Посмотрите это видео. Как она общается с детьми, с какой уверенностью она берёт на руки младенца, как она шутит, передразнивая ребёнка. Естественная, органичная. Простая. Как будто соседка или одноклассница. Или подружка дочки.
Своя.
Думаю, как раз в тот день - 9 мая 1981 года, в наш День Победы, она ощутила и свой триумф: народ её любит! Ей улыбаются, до неё хотят дотронуться! Её искупали в обожании и овациях!
Потом была свадьба, круиз и Балморал
Круиз утомил Диану многолюдностью. После его окончания, 15 августа 1981 года, через две недели после своей свадьбы века, она пишет фрейлине - подчинённой, сотруднице, так сказать, - очень личное письмо. В нём есть весьма странная строчка:
«Медовый месяц оказался отличной возможностью выспаться».
Не буду никак комментировать. Скажу только, что, судя по источникам, здесь все слова - в прямом смысле. То есть Диана просто отсыпалась.
После круиза - одиозный Балморал.
Королева гневалась:
— Почему Диана вечно сидит нахохленная?
— Возможно, причина в том, что здесь все старше её, Ваше Величество?
— Мне всё равно. Она светская девушка и должна улыбаться!
Диана должна была понять, что вольница, которая окружала её с рождения, кончилась. У принцесс свои обязанности. Чувствовать ты можешь что угодно, но улыбаться обязана!
В Балморале пара провела август и сентябрь.
Первый визит в качестве принцессы Уэльской
А сразу после - в октябре - супруги отправились с официальным визитом в Уэльс, чьим сувереном является Чарлз.
Помните, как Чарлза отправили на полгода в Австралию, когда он был ещё совсем юным? И как встречали его австралийцы? Крики приветствия, флажки, пресса?
Так вот. Тот восторженный приём стал бледной тенью по сравнению с тем, как Чарлза и Диану - или Диану и Чарлза, если точнее, встретили в Уэльсе.
Журналисты прилетели из-за морей. Уэльские городки и деревни подверглись натуральной осаде американских и японских журналистов.
Думаю, что никто из пишущей братии раньше и названий-то таких не слыхал!
Сначала Диана думала, что её мутит от страха и от перелёта. От волнения. От пафоса, возможно.
Но на второй день этой поездки её вдруг осенило: она ждёт ребёнка!
Восторг - у неё будет свой младенец!!! И ужас: вместо того чтобы тихо наслаждаться чудесными мгновениями, она должна угождать этой толпе. За что?!
«В машине я постоянно плакала, говорила, что не могу выходить, не могу ни с кем говорить…
Чарлз сказал мне: „Просто выйди и сделай это".
Он старался утешить меня, помогал выбраться из машины. И, оказавшись среди толпы, я сразу брала себя в руки.»
Случалось чудо: стоило оказаться среди обожающего народа, Диана выпрямлялась, оживала, буквально излучала симпатию и тепло. Она до такой степени была обворожительна, что на фото иногда получалось вот так: Диана — и немножечко Чарлза:
Вот как потом рассказывал кто-то из её помощников:
«Она вела себя просто замечательно. Мы еще не успели сообразить, что нужно делать, а она тут же все поняла: присаживалась на корточки перед детьми, сжимала, пытаясь согреть, в своих ладонях руки стариков – ведь они долго ждали ее на холоде.
Многие, встретившись с принцем и принцессой Уэльскими, просто теряли дар речи, но она знала, как нужно разговаривать с людьми.
Она почувствовала это с самого первого дня».
Я решила показать фото Дианы из той поездки не в галерее, а так, чтобы стала понятна степень обожания, которую излили на неё люди.
Вот она придерживает шляпку - и так естественно выглядит!
Вот она общается с духовенством - взрослыми важными церковными дяденьками. На этом фото ещё видно Чарлза. :)
А вот здесь уже концентрированный восторг толпы. Диана как будто благословляет собравшихся.
Не удалось найти фото без водяного знака. Конечно, это не очень красиво, но уж очень наглядный кадр, поэтому прошу прощения. Диана под октябрьским дождём пожимает руки людям в инвалидных колясках.
А тут то ли изумляется чему, то ли не может поверить, что все восторги - в её честь.
А вот здесь - задорная девчонка, скачущая с букетиком.
А тут уже взрослая женщина, знающая, что делает.
Было решено, что Диана должна произнести приветствие на валлийском. Диана согласилась. Её память обладала уникальной способностью: она могла за короткое время усвоить нужный материал и казаться прекрасно подготовленной (правда, как она сама говорила, сведения так же быстро и выветривались, как губкой стёртые).
И вот видео её самого первого в жизни официального выступления, часть которого - пара фраз - на валлийском языке. Послушайте леди Диану, посмотрите, как гордо её приветствует муж, как рукоплещет ей зал.
Чарлз вдруг оказался в роли второго плана
Одним из официальных корреспондентов, как я бы сейчас сказала, президенстк... э-э-э... королевского пула, был Дики Арбитер. Тогда он был журналистом, позже он 12 лет работал пресс-секретарём Елизаветы II. Именно он организовывал похороны Дианы.
Вот что он рассказал:
«Это был ее первый официальный визит. И она справилась с этим превосходно. Старалась сделать так, чтобы все были довольны. Переходила с одной стороны улицы на другую, потому что люди скандировали: „Мы любим Ди, мы любим Ди, мы любим Ди!“
И Чарльзу нужно было привыкать к тому, что ему досталась роль второго плана, а вовсе не главная. И это началось сразу же, с первой их поездки».
А вот свидетельство помощника принца:
«Люди хотели видеть Диану, а не его, и он не мог этого переварить».
А вот что сказал телохранитель:
«Я был рядом с принцем Чарльзом, но к нам никто не подходил. Все хотели видеть только её.
Вот так все и началось: люди стали видеть в ней некое божество, а она тоже в это поверила…»
____________________________
Чтобы снизить накал, позволю себе шутку. Поставлю тут широко известный мем, который мне удалось разыскать в цензурном виде. Думаю, что именно так Чарлз и думал. Он, принц. Который был уверен, что место жены - на два шага позади...
Новая эпоха
В то время трон шатался. В народе бурлили мысли: а зачем нам вообще вот это всё? Виндзоры вдруг - или не вдруг - потеряли популярность.
С приходом в семью Дианы, с той поездки в Уэльс, началась новая эпоха монархии. Возможно, это стало понятно не сразу, но это было так.
Появился человек, принадлежащий к королевской семье, который выглядел и действовал как один из толпы. Именно поэтому её звали Золушкой. Неважно, что она из богатой аристократической семьи, выглядит она как одна из народа.
Тёплая, живая, улыбчивая, сочувствующая.
Ни один член королевской фамилии до этого не вёл себя так. Все были сдержанными, отстранёнными.
Пришла Диана и одним шагом преодолела дистанцию между монархией и толпой.
Подданным Её Величества было лестно!
Принц Чарлз отметил это. Он был благодарен жене за прекрасную работу.
Но никому из королевской семьи - и Чарлзу тоже - не пришло в голову сказать вслух, что она справилась, что у неё всё получилось.
Вот что рассказал позже один из её придворных:
«Диану удивило, что после поездки в Уэльс никто ей и слова не сказал. Королева не позвонила, чтобы похвалить. Её мучило отсутствие признания – главным образом, со стороны принца Чарльза. Он мог бы отметить ее успехи. Но Чарльз выполнял подобные обязанности всю свою жизнь и не понимал, что значит этот первый опыт для скромной двадцатилетней девушки».
Брат Дианы Джон Спенсер как-то обмолвился, что Диана всю жизнь ждала и искала одобрения: "Я всё правильно делаю?" Наверное, ей было необходимо подбадривание.
А тут его не было.
К концу первой официальной поездки Диана чувствовала себя лимоном, который безжалостно отжали.
Ниже стоит чудовищное фото, на которое спокойно смотреть трудно. На нём девушка, из последних сил стоящая прямо. Она устала и не смогла скрыть это.
Народу и это понравилось: она не железная!
Официальная подпись под фото гласит:
Диана В Кармартене.
Принцесса Уэльская во время прогулки под дождем в Кармартене, октябрь 1981 года. На ней твидовое пальто от Кэролайн Чарлз и шляпа от Джона Бойда. (Фото Терри Финчера/Архив принцессы Дианы/Getty Images)
А как Елизавета II относилась к невестке?
Вот цитата из английской Daily Mail из материала к 90-летию королевы:
Конечно, счастье сына было важно для неё. Но для королевы, даже когда супружеские проблемы Чарльза были в самом разгаре, будущее монархии — и преемственность династии Виндзоров — превыше всего.
И сейчас, оглядываясь назад, королева мудро признаётся, что укрепление положения королевской семьи произошло благодаря Диане.