Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Свежевыжатые#9. Три ярких самобытных ужастика 2021 года

Оглавление

Привет! В сегодняшнем выпуске вас ждет погружение в три абсолютно разных и весьма интересных кинопространства - каждое со своими законами, героями и атмосферой.

Страна чудес Вилли

shot from "Willy's Wonderland"/2020/Kevin Lewis/nme.com
shot from "Willy's Wonderland"/2020/Kevin Lewis/nme.com

Наверное, об этом фильме принято писать, начиная с Николаса Кейджа, но, к счастью, Николас Кейдж - не главное в этом фильме. Вернее, не единственное. Нельзя сказать, что фильм ничего не потерял бы без участия Кейджа - ему принадлежит половина успеха, и он здесь как нельзя кстати, но в фильме есть что-то, кроме Николаса Кейджа, и это отличает его от целой массы фильмов низкого качества, в которых зачем-то снялся Николас Кейдж, но фильмы от этого лучше не стали. Ну вот, так я и начал описание с Николаса Кейджа)

"Страна чудес Вилли" это и не про "Пять ночей у Фредди". Определенно, тематика больших аниматроников роднит эти проекты, как и хоррор-направленность, но если фаны ждали от фильма чего-то саспенсного, как в игре "Пять ночей у Фредди", то их ожидания не сбудутся. Добро пожаловать к Вилли. Это другой парень. И его армия не церемонится с чужаками.

В отличие от Вилли, главной роботизированной куклы, в честь которой названо уютное когда-то а ныне заброшенное семейное заведение в захолустном городке, у главного героя нет имени. Его никак не зовут. И он ничего не говорит. Это спорное на первый взгляд решение на удивление приходится фильму впору - Кейдж украшает фильм не только совей фактурной внешностью, но и своим безмолвием.

shot from "Willy's Wonderland"/2020/Kevin Lewis/twitter.com
shot from "Willy's Wonderland"/2020/Kevin Lewis/twitter.com

Итак, безымянный герой на корветте делает вынужденную остановку в неприметном городе - его шины пробивает лежащая посреди дорожного полотна шипованная цепь. Тут же находится добрый человек, который предлагает заменить колеса, но заплатить придется круглую сумму, а кредитки в городе не в ходу, так что герою Кейджа предлагают непыльную, а вернее весьма пыльную работенку - расчистить закрытое семейной кафе "Страна чудес Вилли", которое владелец собирается вновь открывать. Герой безмолвно соглашается и безмолвно берется за работу, а нас пока знакомят с другими жителями городка - группой подростков, которая мечтает сжечь заведение Вилли, с шерифом и другими людьми, и вскоре мы понимаем, что работа в кафе - спланированная ловушка, а запертый Кейдж - ритуальная жертва.

Но это вам не "Плетеный человек", и Кейдж жертвой становится не намерен. Столкнувшись с первым ожившим аниматроником, который нападает на героя, протагонист просто разбирается с ним по-мужски. Никаких удивлений, никаких истерик и попыток сбежать, никаких страданий "за что мне всё это?" Просто брутальный парень делает брутальную работу, а заодно и грязную - он продолжает убираться, чистить кафель, столы, смахивать пыль с музыкальных автоматов, невозмутимо выбрасывая остатки механических чудовищ и меняя фирменную майку-униформу после каждого побоища. Тем временем, у шерифа свои планы...

shot from "Willy's Wonderland"/2020/Kevin Lewis/cinemaflood.com
shot from "Willy's Wonderland"/2020/Kevin Lewis/cinemaflood.com

Это чем-то похоже на вестерн - безымянный герой теряет верного скакуна и застревает в городе, который ждет его явления, чтобы тот очистил это место от скверны или стал её жертвой. Ещё больше это похоже на сказку или миф. Парень прибывает в гибельное место, получает задание, упрямо идёт к своей цели, просто ЗНАЯ, что ему нужно это сделать, чтобы получить награду - волшебную колесницу - и спасти принцессу. В качестве вспомогательных артефактов выступают банки с энергетиком, а главное оружие местного Вани - понимание правил игры. В мифах ведь как? Герой знает некий секрет, он знает, что не нужно смотреть Горгоне в глаза, что нужно распутать клубок Ариадны и так далее. И именно это помогает ему - скорее знание и упрямое следование правилам. Как в видеоигре. Мы не знаем о прошлом героя Кейджа, не знаем, откуда он знает правила, но он их знает. У него есть таймер - каждый час он, несмотря на обстоятельства, возвращается за новой банкой напитка и проходит уровень в пинболл-автомате, после чего вновь возвращается за чистку.

Такой вот эпос на современный лад - в меру стильный, в нужной степень олдскульный, простой и одноядерный, без виляний и твистов, с добротной городской байкой в духе куклы Чаки, и с Николасом Кейджем, за которым интересно наблюдать в роли прилежного уборщика и брутального бойца. Это не шедевр, но и не моченый треш, это хороший добротный трешовый ужастик, комедийный хоррор с гротескным героем и прямолинейным сюжетом, с несколько глуповатыми врагами, но массой интересных стилистических решений.

Иччи

кадр из х/ф "Иччи"/2020/Костас Марсаан/pikabu.ru
кадр из х/ф "Иччи"/2020/Костас Марсаан/pikabu.ru

Истории о призраках и духах существуют везде, только рассказывают их по-разному. Нематериальные сущности по разному называются, по разному объясняются, и относятся к ним по-разному. Если в западной культуре призраков регистрируют с помощью специальных приборов, охотники за призраками собирают артефакты, а с духами общаются с помощью ритуалов, которые чуть ли не через zoom проводят, то в сеттинге сегодняшнего фильма отношение к таким темам особенное.

В якутской культуре -а именно из Якутии к нам приехал новый российский хоррор - распространен, как и среди многих сибирских народных культур, шаманизм. Шаманизм предполагает веру в существование различных духов и в возможность общения с ними, но общение это возможно только через шаманов. Эти практики соседствуют с бережным и даже трепетным отношением к земле и дикой природе, ведь политеистический шаманизм наделяет разных божеств и духов покровительством разным стихиям и животным.

кадр из х/ф "Иччи"/2020/Костас Марсаан/kinopoisk.ru
кадр из х/ф "Иччи"/2020/Костас Марсаан/kinopoisk.ru

Место, куда прибывают главные герои - Тимир и Лиза с маленьким сыном - место особенное, такое, куда не ступает даже нога шамана. Почему семья живет в таком диком и пугающем месте - не совсем ясно, в фильме это объясняется лишь упрямством деда, обосновавшегося здесь, в реальности же вероятность поселения чутких к подобным знакам людей крайне низка. Так или иначе, для Тимира это место - отчизна и родительский дом. Родители принимают молодую семью, Лиза знакомится с братом Тимира - странноватым и нелюдимым Айсеном, замкнутость которого вполне понятна - ему просто не с кем общаться здесь. Айсен кажется более сведущим, но это мало что сможет изменить.

Почти сразу начинает происходить нечто странное - и помимо мистики и жутких предзнаменований, основанных на местных легендах и приметах, происходит и понимание героев и их мотивов. Тимир проявляет себя крайне агрессивно по отношении ко всем, в том числе к супруге и брату, и скоро мы узнаем, что у него есть причина подобного поведения, а цель его приезда - не просто навестить родню. Но вторгаться в подобное место с такими мыслями в голове недопустимо, и скоро пространство начинает звенеть.

Ночью после мрачного предзнаменования в виде залетевшей в дом птицы становится плохо отцу семейства, отцу Тимира и Айсена, и Тимир на своем внедорожнике отправляется в больницу вместе с Айсеном, а Лиза с сыном вынуждена остаться в доме. Тимир не слушает советов Айсена, так что вскоре машина глохнет в самом неподходящем для этого месте, и происходит нечто странное - Айсен видит Тимира, но этот Тимир оказывается не настоящим. Айсен возвращается домой один, Лиза пугается внезапно поднявшегося отца Тимира и убегает ночной дорогой с сыном. Айсен с матерью пускаются в погоню.

кадр из х/ф "Иччи"/2020/Костас Марсаан/kinopoisk.ru
кадр из х/ф "Иччи"/2020/Костас Марсаан/kinopoisk.ru

Герои попадают в странное место, которое оказывается заколдованным - отсюда они попадают в разные места, в разные воспоминания и переживания. Это что-то вроде блуда из русских сказаний - когда человек ходит по кругу, но здесь дело не только в том, что герои не могут найти выхода из леса, они застревают в куда более сложном и многослойном пространстве. Иччи связаны с природой и представляют из себя покровителей вещей и мест, так что героям предстоит искать отгадку в странных видениях. Вообще механика этого блуждания весьма завораживает, магическое место, куда герои возвращаются вновь и вновь, кажется зловещим - добавьте к этому неплохие визуальные решения и колорит дикой природы, и получите очень хороший результат. Если бы...

Если бы не концовка. Нельзя сказать, что она откровенно плохая, но это из разряда каких-то чересчур банальных решений. Зачем выписывать такие чарующие круги по воде, водить зрителя тайными тропами и загадывать загадки в виде визуально красивых, но разрозненных и в итоге бессмысленных сцен, чтобы потом кинуть в воду булыжник вот такой вот концовки? В чем смысл экзотического сеттинга, местных примет и особенностей мышления людей Якутии - выходит, это лишь обрамление, которое ничего, к сожалению, не дает основной сюжетной линии. Это не означает полного провала, фильм стоит смотреть - он красивый, наполненный экзотическими видами и родными глазу интерьерами, рассказывающий о приметах и сущностях, самобытный, но этой самобытности не хватило на изобретение собственного красивого органичного финала.

Предостережение

shot from "Caveat"/2020/Damian Mc Carthy/youtube.com
shot from "Caveat"/2020/Damian Mc Carthy/youtube.com

Предостережение, или, оговорка (этот перевод названия также допустим) зачастую является тем крючком, за который цепляется кольчуга (или хипстерский свитер) главного героя, пустившегося в авантюру, казалось бы, простую и выгодную. И только оговорка, как ложка дегтя в бочке меда, всё портит, но не настолько, чтобы отказаться от заманчивого предложения - она кажется пустяком, но лишь до поры до времени. Это, кстати, классический приём страшилки - поди туда, но смотри не трогай этого, или тебе надо просто принести коробку, но учти...

В этом фильме оговорок было чересчур много, так что, будучи зрителем, начинаешь сомневаться - а действительно ли кто-то в здравом уме согласился бы на такое "деловое" предложение? Главному герою Айзеку предлагается присмотреть за девушкой Ольгой, страдающей психическим расстройством, при чем предложение поступает от человека, который представляется Айзеку другом, но тот не помнит его - амнезия после несчастного случая. Айзек соглашается, ведь Баррет предлагает неплохую сумму, и оговорки начинаются уже в пути - сначала выясняется, что дом находится на острове, а чуть позже оказывается, что тот самый крючок, за который цепляется свитер здесь вполне себе не метафорический - Айзеку предлагается одеть специальный корсет, который пристегнут к длинной цепи, другой конец которой надежно закреплен где-то в подвале. Причина тому - Ольга боится незнакомцев, а в подобном обмундировании Айзек просто не сможет войти в ее комнату. После недоумения, зачем соглашаться на подобные изощрения, мы начинаем наблюдать за размеренной жизнью героя в странном доме.

shot from "Caveat"/2020/Damian Mc Carthy/aiptcomics.com
shot from "Caveat"/2020/Damian Mc Carthy/aiptcomics.com

Дом действительно странный и выглядит он мало похожим на жилое помещение. Кроме того, художники по декорациям или режиссер явно неровно дышали к игре Silent Hill - декорации порой очень напоминают пространства из этого хоррор-хита. Впрочем, не только декорации - есть в фильме, особенно ближе к концовке что-то такое немного не киношное - движения, хождения взад-вперед, какие-то странные кнопки, ключи и прорези - это не бесит, потому что работает на самобытность атмосферы и динамики "Предостережения". Как и в "Стране чудес Вилли" при всей непохожести этих двух фильмов, здесь есть нечто, делающее опыт от просмотра похожим на впечатления от видеоигры - хороший крепкий survival horror, встроенный в фильм - и это фильму удалось.

Пока Айзек пугается самопроизвольно перемещающихся картин (да и их содержимое весьма спорное), Ольга переключается из кататонического бреда в режим девушки с арбалетом. В ходе общения с ней, Айзек узнает историю её семьи - весьма богатую на психопатические эпизоды, что снимает вопрос о причинах её душевного состояния - и ещё один странный факт - ещё одну оговорку - мол, Айзек уже однажды был здесь, и даже оставил свою куртку. Герою, который недавно пережил несчастный случай с потерей памяти, становится всё больше не по себе. Жуткая история семейства и неприятная, связанная с этой историей, находка заставляют Айзека позвонить Баррету, только вот Ольга твердит, что напрасно он сделал этот звонок.

shot from "Caveat"/2020/Damian Mc Carthy/cineuropa.org
shot from "Caveat"/2020/Damian Mc Carthy/cineuropa.org

Фильм стал дебютным проектом ирландца Дэмиана МакКарти, и, надо сказать, для дебюта это весьма достойное кино, а главное - в нем есть самобытность, которая так часто теряется при выходе на большие площадки. В картине заняты всего четыре актера, пространство замкнутое, декораций минимум, спецэффектов ждать не стоит. Это инди-проект, который по последним тенденциям не отстает по тематики от "старших" и исследует темы кармы и травмы - так было, например, с "Чем глубже копаешь" (но он куда сильнее) и с "Коко-ди Коко-да". Вышедший в 2019м "Маяк" Эггерса задал планку и открыл мнимую простоту создания мощного фильма с минимумом вводных данных. Тут тоже есть влияние минимального сеттинга - мало актеров, замкнутое пространство, однотонные декорации, психологизм и тема травмы. Но в случае с "Маяком" минимализм верно сохранялся - мы не узнали никаких подробностей жизни персонажей до событий, всё работало на глубину раскрытия в моменте, здесь же нам предлагают детективный твист и рассказывают, в общем, полную хронологию. Схожими темами фильм напоминает недавний итальянский триллер "Комната" (мы о нем писали), но куда больше испанский "Гнездо землеройки". В "Предостережении" несколько проседает логика поведения героев, но она здесь не столь важна, фильм подкупает вязкой атмосферой и эффектом присутствия в каком-то ином пространстве со своими законами - дыры в стенах, ключи, телефоны, цепь. Финальный твист также никак не обоснован с точки зрения логики, и мы так и не получаем ответа. Но напугать он вполне способен.

Ещё в Телеужин:

10 фильмов ужасов, которые страшно смотреть до конца - подборка по статистике от Netflix

Три мистических триллера о призраках с самобытной атмосферой в новом "Три пропущенных"

Любимые фильмы Лео - что посмотреть по совету Леонардо ДиКаприо

10 фильмов ужасов с номинациями на Оскар - редкие экземпляры

Три свежих сериала в жанре хоррор - и с небольшими сериями