Есть целый ряд версий и гипотез о происхождении булгар. Протобулгар ─ их предков, размещают в довольно широком диапазоне: на востоке от монгольских степей, до Северного Причерноморья на западе. Но то, что народы Волго-Камского региона, потомки волжских булгар, относятся к алтайской языковой семье, и непосредственно тюркской группе, говорит о том, что их корни находятся восточнее Алтая.
Формирование племён алтайской языковой семьи происходило на огромной территории, как уже сказано выше − на просторах от Алтая и до самого Тихого океана на протяжении 2 - первой половины 1 тыс. д.н.э. Складывалась эта семья из племён монголоидной расы. В обратную сторону, на запад, от Алтая до Причерноморских степей вся территория была занята европеоидными индоиранскими народами. А точнее, в эпоху поздней бронзы начала 1 тыс. д.н.э. вся Центральная Азия была заселена племенами создавшими кочевые и полукочевые культуры скифского типа. Некоторые из них ушли северо-восточней, в Сибирь, как тот же этнос Тагарской археологической культуры (АК).
Вот что собой представляла карта расселения племен и культур этого региона на 7 век д.н.э.:
ТАГАРСКАЯ АК (8 - 3 вв. до н.э.)─ индоевропейцы-арии, ушедшие далеко на восток из ареала Андроновской АК. Этнос этот входил в скифско-сибирскую культурно-историческую общность (КИО). Ранние захоронения представлены европеоидной расой, но со временем появляются черепа монголоидов, и их количество увеличивается с ходом времени. Это была одна из самых развитых культур этого региона: кроме металлургии они освоили даже земледелие, и это в сибирских условиях!
ЮЭЧЖИ ─ индоевропейцы, их считают восточными сарматами. Впервые они упоминаются в китайских источниках в 645 году д.н.э., там же они описываются, как "белые люди с каштановыми волосами", и что их государство в 3 веке д.н.э. (времена Цин Ши Хуанди) процветало. Китайцы считали, что именно они научили местных автохтонных кочевников сюнну (хунну), как правильно организовывать конные набеги на китайскую территорию. Вот как выглядели учителя хунну:
ТОХАРЫ ─ индоевропейцы, родственны юэчжи, говорившие на восточноиранских северных диалектах. В 8 веке уже нашей эры (тысячу лет продержались в тех местах!) ушли на запад, считаются предками таджиков и пуштун Северного Афганистана.
САКИ ─ индоевропейцы, ираноязычные племена 1 тыс. д.н.э. - 1-е вв. нашей эры. Они сформировались на основе Андроновской КИО:
Чуть ли не до Тихого океана дошли индоевропейцы в ту далёкую эпоху!
КУЛЬТУРА ПЛИТОЧНЫХ МОГИЛ (13 - 3 века до нашей эры) ─ это и есть представители алтайской языковой семьи, автохтоны ─ монголоидная раса. Китайцы называли их ЖУНЫ ─ восточные варвары. Это были кочевые племена, жившие родовым строем. Между ними периодически возникали стычки за пастбища.
Для этой культуры были также характерны "оленные камни" − вытесанные плиты, на которые наносились изображения: в основном животные, часто повторялись изображения оленя, отсюда у этих плит и такое название:
Наверное от практики установки оленных камней, со временем, получит развитие у тюркских народов создание "каменных баб" − балбалов:
823 год д.н.э. ─ первое упоминание жунов в китайских источниках, в связи с тем, что кочевники в июле этого года вторглись в Китай и захватили ряд приграничных городов. Китайцы, собрав силы, с применением колесниц, разгромили не прошенных гостей. После этого, на протяжении целого ряда столетий китайцы о них ничего не упоминают.
7 век д.н.э. ─ на основе культуры плиточных могил сформировались ХУННУ (СЮННУ), а также отошедшие восточнее ─ ДУНХУ, из которых начали формироваться монгольские племена.
В середине 1 тыс. д.н.э. алтайская языковая семья начала распадаться на прототюркский и протомонгольский языковые группы. Причём, племена протомонгольских языков группировались в районе Северной Манжурии и Северо-Восточной Монголии, тогда, как прототюркские западней, в Центральной и Внутренней Монголии, от Байкала до Одроса (источник: "История татар". Том 1, ст. 122). То есть, прототюркская группа алтайских языков формируется в соприкосновении с индоевропейцами. Недаром китайцы, как сказано выше, отметили, что юэчжи были учителями хунну в деле организации конных набегов. Процесс длился не одно столетие, видно происходит смешение хунну с индоевропейцами, так что первые начали приобретать европеоидные черты. Вот сравните гунна Средней Азии (2), с его же предком (4) − представителем культуры плиточных могил, которых разделяет несколько веков:
Округлость лица, характерная для носителя культуры плиточных могил у гунна уже отсутствует.
403 - 221 годы д.н.э. в эпоху воюющих царств, по описанию Сима Цянь ситуация у кочевых племён резко изменилась: из разрозненных и враждующих племён уже начали создаваться мощные объединения союзов племён.
220 - 209 годы д.н.э. ─ правления над хунну шаньюй Туаманя. Это первое упоминание в китайских источниках правителя хунну. Шаньюй (Сын Неба) − титул верховного главы хунну. Избирался аристократией 24-х родов 5-ти племён пожизненно.
209 - 174 гг. д.н.э. ─ правление шаньюй МОДЭ или Маодунь (в тюркской традиции Мете-хан). Этот шаньюй является основателем империи Хунну:
Модэ разгромил племена дунху, досаждавшие хуннам, обеспечив себе тыл на востоке. Затем нанёс поражение юэчжи, и включил их в состав своей империи. Именно при Модэ впервые отмечено продвижение хуннов на запад и начало их борьбы за преобладание в Восточном Туркестане. Тому свидетельствует письмо, отправленное Моодунем в 176 году д.н.э. императору Вень-ди, правившему в то время в китайской империи Хань:
"Благодаря милости Неба командиры и воины были в хорошем состоянии, лошади сильны, что позволило мне уничтожить юэчжей, которые были истреблены или сдались. Я усмирил лоуланей, усуней, хуцзе и двадцать шесть соседних с ними владений, которые все начали принадлежать сюнну (хунну)".
Была покорена также индоевропейская Тагарская культура. Укрепившись, Модэ начал подготовку к войне с Китаем. Впервые он создал огромное войско, состоящее из нескольких сотен тысяч конников.
201 год д.н.э. - 181 год н.э. − почти 400 лет, с перерывами, продолжались хунно-китайские войны. Цепь укреплений, впоследствии ставшей Великой китайской стеной, китайцы начали строиться именно против этих кочевников.
71 - 61 годы д.н.э. происходит распад хуннского государства:
В хуннском обществе происходили процессы, которые привели к его расколу. Дело в том, что в 1 веке д.н.э. у них зарождается военная демократия: выделяются профессиональные воины, которые стремились захватить власть. Приверженцам старины − родового строя, это не понравилось, и они от кочевали на юго-восток. Южные хунны, ухуань и сяньби, отстаивавшие старые порядки, стали заклятыми врагами северным хунну. Между ними разворачиваются военные столкновения. Иногда теснимые своими противниками северные хунну выходят на территорию современного восточного Казахстана, где в то время процветали два индоевропейских государства КАНГЮЙ и УСУНЬ, которая утвердилась на территории ранее занимаемой саками:
Между Кангюй и Усунь шла постоянная борьба. Это были не маленькие государства. Так, по подсчётам учёных население Кангюй составляло 600 тысяч человек, которые могли выставить 100-тысячное войско. Раз Усунь успешно противостояла, то была сопоставимой.
В китайской историографии середины 1 века д.н.э. упоминается, что между Усунь и Кангюй было небольшое государство, в котором правил некий Учаньму. Сын ханньского шаньюя был женат на его дочери. Это небольшое государство нашло защиту от посягательств соседей в лице хунну. Вот что по этому поводу писали китайцы:
"Учаньму был правителем небольшого владения, лежавшего между владениями усуней и владениями Кангюй. Он неоднократно подвергался нападениям и притеснениям соседей, а поэтому, во главе своего народа (воинов) в несколько тысяч человек перешел на сторону хуннов. Шаньюй Хулагу... приказал (ему) по-прежнему управлять его народом и жить в западных землях".
Так, впервые было зафиксировано активное вмешательство хунну в политику индоевропейских правителей Северо-Западного Семиречья, западней бассейна р. Тарима. И не просто вмешательство в политику этого региона, а смешивание хунну с индоевропейцами путём заключения браков.
55 год д.н.э. ─ северные хунну, возглавляемые шаньюй Чжи-Чжи, заключают союз с Кангюй против Усунь. Кангюйский царь выдал за Чжи-Чжи свою дочь, и сам женился на дочери шаньюя, таким образом, через династические браки, укрепив своё единство. Союзники всей своей мощью обрушились на Усунь. Население Усуня покинуло свою столицу Чигу и отошло на восток. С этого времени хунну начинают играть активную роль в политической жизни Средней Азии. Со временем она будет только усиливаться.
А тем временем северных хунну начали раздирать распри (обычный признак военной демократии, когда вожди боролись за власть), южная группировка крепла и развивалась, тому способствовала торговля с Китаем. Взаимное ожесточение между ними было столь велико, что когда в 87 году сяньби разгромили северных хунну, они содрали заживо кожу с Юлю-шаньюй, который умудрился попасть им в плен. Опасаясь нового удара 58 родов хунну (200 тыс. чел.) уходят в Китай. На следующий год на хуннскую землю пришло природное бедствие − несметное количество саранчи выела всю степь, начался страшный голод.
93 год − союзные войска Китая, сяньби и динлинов нанесли поражение хунну в битве при Их-Баяне. Династия, основанная Модэ пресекается, на смену ей пришел род Хуян.
К середине 2 века значительно усиливаются племена СЯНЬБИ, которых в своё время хунну чуть ли не загнали на Корейский полуостров. В это время к власти у них приходит ТАНЬШИХУАЙ или Таншихай (141 - 181 гг.), который объединяет эти протомонгольские племена и создает мощное государство, в непрерывных битвах расширяя его границы. Основные завоевания Таншихая были сделаны за 20, с небольшим, лет. Фактически одно поколение превратило захолустное племя сяньби в мощную империю, вот это руководитель был у них!
Сяньби достойны внимания, и вот почему. Сейчас уже трудно сказать, кто пустил по свету мульку, будь то главную роль в том, что кочевые племена Азии двигаться на запад заставляли природные катаклизмы. Это пример того, как люди, на сложные вопросы, особо не заморачиваясь, стараются найти лёгкие ответы, дескать: "Травы не стало, вот они и двинули на запад". А никому в голову не приходило, почему начиная с 3 тысячелетия д.н.э., и вплоть до начала нашей эры движения индоевропейских племён было, как раз с запада на восток. Ни много ни мало, в самое сердце Китая некоторые этносы европеоидов пришли! Что, на западе тоже травы не хватало? Вообще, получается интересный парадокс: до нашей эры европейские этносы двигались из Европы в Азию, а в нашу эру, уже азиаты, волна за волной, осуществляли визиты в Европу. Конечно, природные катаклизмы влияли на исторические события, но не будем забывать за такие важные общественные категории, как вспышки демографии, политическую борьбу, а также роль личности в истории и т.д. Как раз сяньби тому яркий пример: изгнав хуннов, они остались на месте, для них по прежнему травы было в изобилии.
155 год − сяньбийцы наносят хунну сокрушительное поражение, после чего хуннский этнос распадается на 4 ветви, одна из которых в 158 году двинула в западном направлении, получив название ГУННЫ, и со временем стала причиной Великого переселения народов:
Продвигались гунны постепенно, включая в свой поток встречающиеся на пути кочевые, да и оседлые, племена. С того момента, как они вышли, и до их появления в степях Южного Приуралья прошло более 200 лет, хотя это пространство кочевники могли покрыть, тоже особо не спеша, за пару тройку лет. Скорее всего, гунны делали всё основательно: они двигались дальше на запад только когда "переваривали" завоёванные этносы и племена до такой степени, что они становились своими, в независимости от цвета кожи и разреза глаз. Гунны, ещё за тысячу лет до Чингисхана, уже обладали той эффектной военной системой устройства государства, создание которой приписывают вышеупомянутому завоевателю:
Надо полагать и дисциплина у гуннов была не менее жесткой, чем у монголов Чингисхана, иначе не выжить, а тем более не властвовать.
С продвижением гуннов в Среднюю Азию тюркская языковая группа распадается и начинается её экспансия в разных направлениях, только на востоке их сдерживали протомонгольские племена, не давая вернуться в родные пенаты:
В 1-е века нашей эры Средняя Азия фактически представляла собой котёл, где "варились" носители индоевропейских (иранских), угорских (приуральских) и алтайских (прототюркских) языков, причём, в основном кочевники на своих лихих конях. Я думаю, к этому случаю подошел бы в самый раз отрывок их "Бородино" Лермонтова:
Земля тряслась − как наши груди,
Смешались в кучу, кони, люди.
В таких невероятных условия тюркский язык и отшлифовывался, так же, как и продолжала формироваться своеобразная антропология его носителей. Ниже изображение того самого среднеазиатского гунна, что и выше (2), не только в анфас, но и фронт:
370 - 372 годы ─ гунны под предводительством Баламбера (360 - 378) нанесли поражение аланам, которые в 3 -4 веках создали сильное государственное объединение, занимавшее территорию от Дона до Арала, а с севера от Урала до Кавказа на юге. Они закрывали путь гуннам в Европу, но были разгромлены. Затем гунны вторгаются во владения готов. Воинственный Германарих развернул против них боевые действия, это был крепкий орешек. Гунны подвергают разорению Черняховскую культуру, и в районе современного Киева, примерно в 373 году Баламбер приказал заложить свою ставку. Территория нынешней Киевской области становится политическим центром гуннов.
374 год ─ БАЛАМБЕРОМ основана ИМПЕРИЯ ГУННОВ со столицей, как сказано выше, на территории современного Киева.
375 год ─ гунны разгромили готское государство.
376 год ─ гунны появились на Дунае. В Римской империи поняли, что в сферу их влияния, в лице гуннов, вторглась грозная и невиданная по моще сила. Римские политики и историки начинают изучать своих новых врагов. Римский воин и историк Аммиан Марцеллин (330 - ок. 400), в своём сочинении "Римская история", XXXI.2., даёт описание гуннов, при этом в подробностях живописует, сколь необычный и грозный враг появился у границ Римской империи:
434 - 453 годы ─ правление АТТИЛЫ. При нём империя гуннов достигает наивысшего могущества. Она простиралась от предгорий Алтая на востоке, до Рейна на западе, и обладала мощной экономической базой и огромными людскими ресурсами:
Так вкратце мы познакомились с той культурно-исторической базой, на основе которой мог сформироваться булгарский и суварский этносы. Мало того, их выделение восходит ещё к тем временам, когда между Одросом и южными отрогами Саяно-Алтая появляются носители прототюркского языка ─ конец 1 тыс. д.н.э. и первые века нашей эры.
Протобулгары и протосувары уже тогда творили свою историю на равных с другими этносами этого региона. Чтобы понять это, обратимся к языку ЧУВАШЕЙ. Именно чуваши, потомки сувар, сумели сохранить тот язык, на котором разговаривали далёкие предки булгар. Если точнее сказать: чувашский язык является одним из самых древних языков, и настолько древним, что по нему можно проследить его истоки и более поздние наслоения языков тех этносов, с которыми плотно соприкасались предки чувашей. В древе тюркских языков, чувашский и представлен, как булгарский, причём этот язык обособился значительно раньше, ещё до того, как тюркская группа разделилась на западную и восточную ветви:
В.В. Бартольд и Н.Н. Поппе утверждали, что проточувашский язык уже сложился тогда, когда ещё не установились языки тюркской общности.
Г. Рамстедт отмечал, что в чувашском, на ряду с тунгусским и монгольским языками, замещается на "л", какой-либо другой согласный (ламбдаизм), а также у них присутствует переход какого-либо звука в "р" (ротацизм). И это есть явление дотюркское. Венгерский историк и лингвист А. Рона-Таш пришел к выводу, что древней прародиной чувашей является Южная Сибирь ("Чувашский язык в тюркско-монгольском мире", Салмин А.К.).
Выше упоминалось о наслоении языков тех этносов, с которыми соприкасались сувары. В современном чувашском языке выявлено около 400 слов имеющих индоевропейское, и в частности восточноиранское, происхождение, и они также восходят к пратюркскому субстрату ("Культурная идентификация суваро-булгаро-чуваш", Иванов В.Н.).
Конечно, не так просто реконструировать процесс формирования того или иного этноса. До сих пор в учёном мире нет единого мнения об этнической атрибуции европейских гуннов, из которых выделилась масса народов, в том числе и суваро-булгары. Впервые гипотезу о единстве хунну Средней Азии и европейских гуннов выдвинул ещё в 18 веке французский историк Дегинь. С тех пор, вот уже более 200 лет, учёные разбившись на два лагеря − сторонников Дегиня и его противников, ведут споры. Почти 100 лет назад К.А. Иностранцев взвешивая обе позиции, всё-таки пришел к выводу, что сторонники Дегиня ближе к истине (по этому вопросу его работа вышла в 1926 году).
Видный советский историк и археолог А.Н. Бернштам, выделивший периоды возникновения культур Средней Азии со 2 тыс. д.н.э. по 15 век, уже не сомневался, что европейские гунны это потомки хунну Монголии. Он доказывал, что "образование гуннского народа" это длительный процесс смешивания самых разнообразных этносов Центральной Азии в результате, которого за 200 лет произошли значительные, как культурные, так и антропологические изменения хунну, и с дальнейшим движением на запад они только нарастали. Л.Н. Гумилёв считал, что гунны стали результатом смешивания хунну с уграми. Вот, как он писал об этом:
"...приуральские угры были тем народом, который приютил беглецов (хунну) и дал им возможность вновь собраться с силами. Именно с угорских территорий начали гунны свой новый поход на запад, ...оба народа смешались и слились в новый народ − гуннов" (Гумилёв, 1960).
Эту точку зрения поддерживал и М.И. Артамонов. Вот после этого попробуй, разберись: савиры от кого произошли, от хунну или угров? По ДНК-генеалогии больше у них финно-угорских генов, чем монгольских, а язык то прототюркский...
Противники взаимосвязи хунну с европейскими гуннами указывают на то, что видимого сходства в материальной культуре хунну Центральной Азии 2 век д.н.э. - 2 века н.э. и гуннами Восточной Европы конца 4 - 5 веков, нет. Действительно, разрыв между ними составляет 300 - 400 лет, и не мудрено, что могли накопиться большие различия, тем более при таком огромном скоплении этносов и активном их взаимодействии.
Всё же, при детальном рассмотрении кое-какое сходство можно отыскать. Так как вся повседневная жизнь и хунну и западных гуннов была завязана на военном деле, то больше всего шансов найти такое сходство можно именно в этой сфере. Положительный результат тут дало изучение наконечников гуннских стрел из северопричёрноморских захоронений гуннского периода. Такого типа стрел не было ни у одного из индоевропейских народов или племён населявших этот регион. Но зато их находят в Монголии, Забайкалье, Туве и захоронениях Центральной Азии первых веков нашей эры:
Ещё один важный артефакт очень чётко проложил хунно-гуннскую взаимосвязь − это "хуннские котлы". На изображении ниже один экземпляр такого котла показан справа, найденный в Ульяновской обл.:
О распространении этих котлов и производстве их керамических копий в Средней Азии написана монография: Н.А. Боковенко, И.П. Засецкая "Происхождение котлов "гуннского" типа Восточной Европы...". Ниже представлена карта распространения этих котлов взята из этой работы:
Список найденных хуннских котлов есть в вышеуказанной монографии.
Так, как эта карта не очень выразительна, дублирую её ещё одной. На ней хорошо видно, как северный поток гуннов, как раз и прошелся по местам плотного проживания угров (восточные и южные отроги Урала). Так что смешивание двух этих этносов точно произошло:
Далее, объединённые силы гуннов и угров вторгаются в ареал культур Волго-Камского региона. Они фактически раскололи Мазунинскую АК, ранее сформировавшуюся на основе Пьяноборской. Эти мазунинские "осколки" в 4 - 5 веках сформируют два её варианта: удмуртский и башкирский, у которых сложится разная историческая судьба. О привилегированном положении пришельцев нам говорят Тураевский и Старо-Муштинский могильники: в курганах захоронены пришлые мужчины-воины, в грунтовых же могилах местные женщины.
Ну, конечно, побывав на волго-уральских землях гунны не могли не оставить своих котлов:
И третий признак взаимосвязи хунну-гунны − это захоронения человека с лошадью или шкурой лошади. В Восточной Европе найдено 4 таких могильника в тех местах, где прошли гунны. Такой ритуал был широко распространён в Центральной Азии и Южной Сибири. Познакомиться читатель с подобным захоронением может в работе Садыкова Т.Р. "Тюркское погребение с конями в урочище Бай-Булун в Центральной Туве". Вот изображение захоронения из этой статьи:
В таких захоронениях находятся представители монголоидной расы. Немного позже, в 8 - 9 веках, такой обычай захоронения распространится довольно широко с приходом в Восточную Европу новых волн кочевников-тюрков. Ещё немного позже, в начале 10 века такой обряд захоронения описывает Ибн Фадлан увиденный им у племени гузов.
В 4 веке, после прохода по Юго-Восточной Европе гуннов, в этих местах остаётся целый ряд этносов и племен, названия которых заканчиваются на "уры", "иры", "ары", что характерно для тюрок. Историк 5 века Приск Панийский, а вслед за ним Иордан готский, называют племена с такими окончаниями: алпидзуры, имитары, альциагиры, хуногуры. А Прокопий Кессарийский и Агафий Миринейский уже называют такие племена гуннов, как: кутигуры, утигуры, катригуры, ультитзуры и т.д. После распада гуннской империи Аттилы в 5 веке эти племена расселились от степей Северного Причерноморья, как те же кутригуры, до Каспия, как савиры, обосновавшиеся на его западном побережье. А между ними утигуры и сарагуры:
Из выше перечисленных, и ещё нескольких десятков родственных им племён в 7 веке оформится государство Великая Булгария.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что прародина гуннов в монгольских степях. Шли они в Европу долго, но зато основательно. Привели они с собой массу самых разнообразных азиатских племён, в том числе, как монголоидов, так и индоевропейцев. Но самое главное − постепенное движения гуннов на Запад привело к формированию многочисленных тюркских народов и их распространению по Евразии, в том числе и савиро-булгар.