Может показаться удивительным, но в стране, первой начавшей печатать почтовые марки, и так гордящейся своим историческим званием “владычица морей”, первая марка с кораблем, самым известным британским парусником, который участвовал в одном из самых знаменитых сражений в честь которого названа площадь в самом центре Лондона, вышла только в 1951 году!
Первые британские коммеморативные (памятные) марки
Но обо всём по порядку.
Вообще первые коммеморативные марки (т.е. марки выпущенные в честь какого-нибудь события, человека и т.п.) появились в Великобритании только в 1924 году. До этого с 1840 года на британских марках печатался только портрет правящего монарха и всё. Хваленый английский консерватизм проявлялся и в филателии. Зато сейчас по разнообразию сюжетов и художественных приемов английские марки одни из самых интересных в мире.
Итак, в 1924 г. в Лондоне планировалась масштабная Британская имперская выставка (British Empire Exhibition), на которой были бы продемонстрированы все достижения британского народного хозяйства. Британская империя на тот момент состояла из 58 колоний и зависимых территорий. Официальной целью выставки было провозглашено «стимулирование торговли и укрепление связей, которые сплотят мать-Метрополию с её сёстрами и дочерями, для создания более тесного контакта между ними, чтобы все, кто верен Британскому флагу, встретились на общей земле и узнали друг друга лучше». Выставка была открыта с апреля по октябрь и стала крупнейшей по тем временам выставкой в мире — её посетили 27 миллионов человек.
В честь такого события Почта Его Величества решила выпустить особую марку, идея была поддержана на самом высоком уровне. Был объявлен конкурс на который восемь художников прислали свои эскизы. Работы оценивало специальное жюри, состоящее из представителей Букингемского дворца, сотрудников музеев, преподавателей школ и специальный художественный совет.
На одном из эскизов, представленном художником Гарольдом Нельсоном, кстати, был изображен парусник, и если бы худсовет выбрал его, то первая марка с парусником появилась бы в Великобритании раньше 1951 г.
Но комиссии больше понравился другой эскиз Нельсона – британский лев. И после некоторых доработок, марки были готовы.
Марки были отпечатаны в типографии “Waterlow and Sons” тиражом свыше 15 млн. шт. С них и началась славная история британских коммеморативных марок. Продолжение, впрочем, эта история получила лишь через 5 лет выпуском памятной марки к лондонскому конгрессу Всемирного почтового союза 1929 года. Для дизайна был использована тоже работа Гарольда Нельсона, которую он подавал еще на первый конкурс 1924 г. – Святой Георгий, поражающий змия (как на гербе Москвы). Этот рисунок очень понравился королю Георгу V.
Выпуск 1951 г., Фестиваль Британии
В 1951 году в Великобритании состоялась очередная масштабная выставка – Фестиваль Британии (Festival of Britain). Идея отметить 100-летие всемирной выставки 1851 г. родилась еще в 1943 г., но во время войны было не до того и к реальному воплощению приступили после победы. Организаторы называли фестиваль «единым актом национальной переоценки и общим подтверждением веры в будущее нации» и хотели дать народу чувство восстановления после войны. Лондон лежал в разрухе, денег лишних не было и от идеи международной выставки отказались, решив ограничиться как в 1924 г. только британской темой.
И как в прошлый раз к выставке решили приурочить выпуск специальных почтовых марок. Было решено выпустить 2 стандартные марки номиналами в 2,5 пенса (для писем до 2 унций) и 4 пенса (для писем до 8 унций) и специальную серию из 4-х художественных коммеморативных марок высоких номиналов – 2 шиллинга 6 пенсов, 5 и 10 шиллингов и 1 фунт, для зарубежной, авиапочты и посылок.
Для стандартов малых номиналов были выбраны рисунки Абрама Геймса (Abram Games) – автора эмблемы фестиваля и Эдмунда Дюлака (Edmund Dulac) с символами торговли и процветания. Марки были напечатаны методом фотогравюры в типографии Harrisons.
Марки были выпущены 3 мая 1951 года, в день официального открытия фестиваля. (он был открыт для публики на следующий день). Поскольку фестиваль был открыт для публики на следующий день, большинство конвертов первого дня известно со штампом 4 мая. Гашение производилось в собственном почтовом отделении фестиваля.
К маркам высокого номинала отношение было особое. Ввиду того, что используются большие номиналы нечасто, выпуски их тоже довольно редки и раскупаются, в основном, филателистами. Специальной комиссией по подготовке выпуска марок были предварительно отобраны 12 художников, которым в мае 1949 г. были разосланы приглашения для участия в конкурсе и инструкции. Также приглашение получили 3 типографии, одна из которых отказалась. Художников просили, чтобы марки были скорее живописными, нежели символическими. В октябре 14 участников представили в общей сложности 38 эскизов. Были представлены знакомые темы: Георгий и Дракон, дельфины, единороги и львы, лондонские достопримечательности, гербы и цветочные эмблемы.
Одним из участников конкурса была Мэри Эдсхед (Mary Adshead), (1904–1995) – английская художница, муралист, иллюстратор и дизайнер.
Слово «мурал» происходит от латинского слова «murus», что означает «стена». Мурал – любое произведение искусства, нарисованное или нанесённое непосредственно на стену, потолок или другие большие постоянные поверхности, плоские, вогнутые или выпуклые. Это искусство, любимое многими художниками, включая таких мастеров, как Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти.
Несмотря на приверженность монументальному искусству, Мэри не была чужда тема почтовой миниатюры. Как раз в октябре 1949 г. вышла серия, посвященная 75-летию Всемирного почтового союза, где Мэри Эдсхед была втором одной из марок.
Мэри Эдсхед представила на суд комиссии три дизайна будущих марок – лондонский Тауэр, цветы и свиток и флагман Нельсона в Трафальгарском сражении HMS Victory. И именно эскиз с HMS Victory комиссия выбрала для марки номиналом 2 шиллинга и 6 пенсов (что составляло пол-кроны, или 1/8 фунта, Англия окончательно перешла на десятеричную систему в финансах только в 1971 г.).
На конкурс был представлен еще один проект с парусником за авторством Джорджа Белью (George Bellew) – это был средневековый галеон типа Argosy, как символ успехов Англии в морской торговле. Но этот дизайн был отвергнут.
Комиссия рекомендовала внести некоторые изменения в дизайн марки – заретушировать небо, убрать надпись, но в целом проект был одобрен и в феврале 1950 г. передан на рассмотрение королю Георгу VI. Королю в целом понравилась морская тематика, он только выразил пожелание сделать менее заметной сетку из канатов и предложил использовать более современный корабль, например, HMS Vanguard – новейший британский линкор, спущенный на воду в 1946 г.
Мэри Эдсхед было предложено заменить “Victory” на “Vanguard”. 11 марта она написала председателю комиссии, что, просмотрев рисунки «Vanguard», сделанные ее мужем, художником Стивенон Боуном, не очень надеется на создание хорошего овального рисунка. Однако она попытается использовать другие фотографии. Позднее она представила проект дизайна, но после тщательного рассмотрения было решено остановиться на прежнем варианте с “Victory” и это было согласовано с королем.
После чего эскиз марки передали в Адмиралтейство на экспертизу соответствия рисунка парусника реальности. И получили множество замечаний – не такой бушприт, не тот угол на якоре, на грот-мачте и на бизань-мачте установлено слишком много парусов, флаг должен находиться на грот-мачте и так далее. Можете себе представить как намучалась бедная Мэри с серьезными адмиралами. Ниже несколько эскизов, хранящихся в лондонском Postal Museum, демонстрирующие серьезность доработки марки. Зато теперь, рассматривая HMS Victory, мы можем быть уверены в полной исторической достоверности.
Мэри Адсхед представила исправления 16 апреля и еще после порции замечаний через месяц, 16 мая окончательный рисунок был готов.
В ноябре были готовы первые пробные типографские отпечатки и тут уже задача стояла в выборе цвета. Было решено остановиться на более темном оттенке зеленого цвета, так как более темный цветусиливает красоту дизайна, что и было одобрено Королем.
15 января 1951 г. дизайн всего выпуска был окончательно согласован Королем и выпуск марок был назначен на 3 мая. И тут уже была задача типографии Waterlow and Sons Limited всё успеть.
Выпуск поступил в продажу в соответствии с графиком – 3 мая 1951 г., включая марки с надпечатками для зарубежных почтовых агентств – Танжер, Марокко, Бахрейн, Кувейт, Триполитания и Эритрея, для 4-х последних с собственными региональными номиналами. Марки были отпечатаны в листах по 40 шт. (4х10).
Мэри Адсхед за 2 марки (она была втором еще одной марки в серии – “Белые скалы Дувра” номиналом 5 шиллингов) получила вознаграждение 320 гиней (352 фунта стерлингов).
Вот вся серия целиком:
Несмотря на тщательную проверку технических деталей в Адмиралтействе и Военном колледже, некоторые умники всё равно нашли к чему придраться. Так, журнал ‘Stamp Collecting’ процитировал письмо одного из читателей, что что-то не так с такелажем фок-мачты. Ну и в целом серия была принята достаточно прохладно. Также критику вызывал сам факт выпуска марок такой высокой стоимости. 21 марта 1950 года граф Мэнсфилд заявил в Палате лордов, что “марки в 1 фунт стерлингов не используются почтой”, а Ян Маккей в “News Chronicle” год спустя писал, что “…это просто дорогие “престижные” марки… Для чего [они] будут использованы, я не могу сказать».
Тем не менее марки пользовались спросом из-за роста объемов отправки посылок авиапочтой, а также общего увеличения тарифов на международные отправления с 1 июня 1951 г. И уже в конце сентября 1951 г. сообщалось, что запасы самых дешевых марок серии с HMS Victory были исчерпаны. Окончательный размер продаж марки составил 40 723 192 экземпляров.
Оригинал статьи размещен по адресу https://sailngstamps.ru/2020/10/hms-victory-stamp-1951/