Найти тему
Внимательный Лис

Неподражаемый Питер Брейгель. Поклонение волхвов.

Оглавление

И снова уникальная по содержанию работа Питера.

И снова никто из художников за долгое время существования этого стандартного сюжета ни разу не изобразил его правдиво. Но Питер!

Поклонение волхвов от Питера
Поклонение волхвов от Питера

Итак вот каноническое изложение сюжета

(взято отсюда: https://ru.wikisource.org/wiki/От_Матфея_святое_благовествование#2:1)

Читаем внимательно ничего не пропуская.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом,где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

До 5 века считали, что магов было 12. Предполагаю, что в соответствие с числом колен Израилевых. Это логично, поскольку предстоящее появление Спасителя, предсказанное пророчеством, относится исключительно к иудейской религии и разумеется ко всем 12 коленам без исключений. Однако через несколько столетий пишущие авторы христианской религии решили уменьшить число магов с 12 до 3, уменьшив этим иудейский контекст. Причем одного мага сделали из политических соображений негром (надо полагать всвязи с тем, что христианство собиралось глубже осваивать Африканский континент, не ограничиваясь одной Эфиопией).

Итак имеем две интерпретации этого популярнейшего сюжета.

Интерпретация каноническая.

Она воплощена всеми художниками в виде буквальной иллюстрации факта посещения волхвами Младенца Иисуса.

Посмотрим в галерее ниже несколько типичных примеров.

Каноническая интерпретация сюжета ограничивается изображением глубокого почтения Волхвов к новорожденному Иисусу. Иногда на лицах волхвов изображают легкое недоверие. И это все.

Интерпретация реальная.

Эта интерпретация во всей истории живописи существует в единственном экземпляре.

Поклонение волхвов. Брейгель
Поклонение волхвов. Брейгель

Прежде чем разобрать что же написал Питер:

Посмотрим еще раз на контекст событий

Рождение в Вирфлееме Вождя, который спасет народ Израиля, было предсказано пророками и с нетерпением ожидалось евреями как минимум несколько столетий. Маги, представители всех 12 колен израилевых, получив несомненный сигнал (в виде Его Звезды) о том, что долгожданное событие наконец произошло, немедленно помчались в столицу, чтобы сообщить о сбывшемся пророчестве всем, в том числе руководству.

Однако произошло непредвиденное: действующего на тот момент царя Ирода Великого (ставленника Рима) такая новость не обрадовала. Народ Иерусалима тоже отчего-то обеспокоился. Произведя аудиенцию сначала со своими приближенными, потом с приезжими магами, Ирод объяснил магам, что именно их ожидает, если они продолжат и дальше вести свою агитацию. Далее он сделал им предложение, от которого они не смогли отказаться: немедленно отправиться в Вирфлеем, разведать, вернуться и доложить.

Маги явились к семейству Иосифа в сложном психологическом состоянии: с одной стороны они сами жаждали убедиться в долгожданном исполнении пророчества, а с другой стороны суровое начальство ждало от них доноса, результатом которого скорее всего будет смерть так долго ожидаемого Спасителя. То есть магам предстояло предать Иисуса и стать причиной его смерти.

Именно такую интерпретацию сцены посещения магами Спасителя и написал бесподобный Питер.

При первом же взгляде на картину бросаются в глаза выражения лиц и общий вид всех трех магов. Они очень различны!

Первый маг

Первый маг очень неумело, театрально пытается изобразить почтение к Иисусу, но выражение его лица двулично, лживо. На лице мага волнение, которое проявляется в том, что его щеки и нос покраснели. Он совершенно растерян и не знает что теперь делать. Обратите внимание, что он не смотрит прямо на младенца, его глаза скошены чуть вправо и смотрят на второго мага (вторая иллюстрация в галерее выше)!. Этот маг не может сам принять решение следует ли вернуться к Ироду с докладом, то есть предать Спасителя. Но прямо сейчас он не видит другого выхода. Он растерян, некуда деваться...

Второй маг

Второй маг. Сострадание и печаль.
Второй маг. Сострадание и печаль.

Глаза второго мага и его лицо на мой взгляд выражают искреннее сострадание и печаль от осознания того, какая угроза ждет Спасителя со стороны Ирода. Тоже смотрит мимо...

Третий маг

Третий маг. Отстраненное любопытство.
Третий маг. Отстраненное любопытство.

Третий маг негр. Он выглядит как зритель на спектакле, просто смотрит с любопытством. Ни сочувствия, ни страха нет на его лице. Судя по всему, он вообще безразличен к иудейским заморочкам, поскольку иудеем по-определению не является. Что он тут вообще делает? Негра христиане вписали в легенду намного позже того как она возникла и после того как число магов снизили с 12 до 3. Кстати, далеко не все живописцы изображают негра среди действующих лиц. Тем не менее и этот маг не смотрит прямо на младенца, а также как и первый смотрит на второго мага...

Питер все рисует осознанно как и всегда.

Далее очень интересен Иосиф

Хорошая мина при плохой игре.
Хорошая мина при плохой игре.

Забавны и лицо и поза Иосифа. Он только что узнал кем является на самом деле Иисус, формально его сын! Импотент Иосиф отлично знает, что ребенка ему сделал кто-то другой, а потому пытается делать хорошую мину при плохой игре. Принял доминантную позу, глазки опустил. "Какая досада... Формально я вроде и отец, но вот оказался не причем..."

Лица остальных свидетелей только что узнавших кто именно перед ними находится, выражают гамму чувств переходящую от полнейшего изумления до мечтательности.

Смотрим.

Глаза выкатились от изумления
Глаза выкатились от изумления
От мечтательности до недоверчивости
От мечтательности до недоверчивости

Что именно в кадре делают вооруженные люди, мне непонятно. Воины иногда появляются в этом сюжете у некоторых художников в качестве статистов, но в соответствие с каноническим описанием сюжета воинов там быть не должно. Ироду никто не донес о Иисусе, стало быть и свидетелей объективно не было. Именно из-за отсутствия свидетелей, а значит и информации о месте нахождения Спасителя, Ирод и принял последующее решение уничтожить вообще всех младенцев в Вирфлееме и окрестностях...

Наконец два последних персонажа

Мария и Иисус
Мария и Иисус

Мария выглядит обычной ничем не примечательной девушкой. А вот изображение младенца Иисуса откровенно нелепое и неправдоподобное. Голова его нереалистично уменьшена, тело не имеет пропорции недавно рожденного младенца. Выражение глаз напряженное (мягко говоря). Лицо выглядит как у не вполне здорового взрослого человека. Неужели Питер просто не справился с младенцем? Похоже, что так... Изображать полумистических существ очень сложно. Сделать это убедительно удается единицам.

post scriptum

Прошло несколько дней. Сегодня утром я понял почему Питер так странно написал младенца. Он это сделал сознательно. Сын Бога не может быть похож на сына человека. Образ сына Бога должен поражать воображение очевидцев! Питер написал его таковым именно по этой причине. Потом, когда Иисус вырастет, он станет внешне похож на обычного человека и поражать воображение станет уже не своим видом, а своей личностью и речами.

Дальнейшие события

После окончания визита магов и передачи подарков сюжет развивался следующим образом. Маги, обсудив сложившуюся для них тяжелую ситуацию, приняли естественное для сапиенсов решение не возвращаться к Ироду Великому, а попросту удрать подальше и будь что будет. Что они и сделали. Я думаю, что именно средний маг уговорил остальных бежать.

Очень возможно, что перед тем как удрать они поделились с Иосифом своими подозрениями о том, что именно в ближайшем будущем ждет Иисуса, а может быть и все семейство. Иосиф отреагировал немедленно: за ночь упаковал пожитки и к утру все семейство удрало также. В Египет, где и жили вплоть до смерти Ирода.

Резюме.

Питер единственный, кто вник в существо этой легенды и в ее контекст. Все остальные художники несколько столетий подряд воспроизводили сюжет не задумываясь над его содержанием, несмотря на то, что контекст точно описан в первоисточниках. А "искусствоведы" в свою очередь ничего не поняли в работе Брейгеля. Ничего от слова "совсем"... Как и всегда.

И вновь Питер воплотил в очередном своем стандартном сюжете высокое творчество и высшую для художника эстетику - эстетику разума.

Эй, "искусствоведы", где вы? Ауууу....

Остальным - до встречи.

Post post scriptum

Все-таки есть еще один вариант изложения легенды, который можно причислить к эстетике разума. Вот он:

Иероним Босх
Иероним Босх

В этой работе Босха есть два персонажа, которые позволяют уверенно утверждать, что и Иероним обратил внимание на истинный контекст легенды.

Смотрим

Слева Ирод Великий, справа Иосиф
Слева Ирод Великий, справа Иосиф

Изображая в дверном проеме Ирода, Босх тем самым подчеркнул, что за посещением волхвов стоит именно он. Злобные морды за спиной Ирода иллюстрируют то, что ожидает Иисуса, попадись он в руки Ирода.

Выражение лица Иосифа (справа) почти столь же забавно как и на картине Питера. Легкая усмешка досады и небольшая грусть на лице. Причины все те же. Такой выдающийся младенец оказался, а сын не мой.. Досадно.

Психологическое состояние магов, которое так точно изобразил Питер на своей работе, Босх упустил. А сам набор магов в точности тот же, что и у Брейгеля: на коленях самый старый и опытный маг, рядом стоит с дарами молодой и немного в стороне здоровый негр. Похоже, что Питер взял у Босха набор магов в качестве исходных образов, но совершенно изменил их психологическое состояние. То же он сделал и с Иосифом и с младенцем - придал им яркий и живой смысл, все оживил... Мастер!