Найти тему
Атмосфера

Марина Цветаева: Женщина-птица

«Бог меня одну поставил Посреди большого света. – Ты не женщина, а птица, Посему летай и пой». Мне кажется, что эти строки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Цветаевой. Окружающую ее Вселенную она воспринимала со страстью ученого. Поэтесса пыталась понять жизнь, находясь в такой точке, которая одновременно и в окружающем мире, и вне его.

Марина Цветаева / Фото из открытых источников // www.infourok.ru
Марина Цветаева / Фото из открытых источников // www.infourok.ru

Она все принимала на себя, писала стихи, исходя их разных ролей: девочки, девушки, женщины, матери, бабушки («Когда я буду бабушкой Годов через десяточек…»). Она даже писала себе эпитафии: «Ибо мимо родилась Времени! Вотще и всуе Ратуешь! Калиф на час: Время! Я тебя миную».

В любовных стихах она являла архетип Афины, постоянно стояла перед выбором гендерной идентичности («Я женщин люблю, что в бою не робели, Умевших и шпагу держать, и копье, - Но знаю, что только в плену колыбели Обычное – женское – счастье мое»). Сильная женщина, которая бросается в любовь как в бой. Она защищает любимого («Ульрих – мой герой… так светло-несчастен»).

Страдания были ей как вызов: выдержит ли, выдюжит ли, достойна ли она любви («Не поддамся никогда»). Самое интересное, что результат таких проверок был ей не всегда интересен, потому что важен процесс («Я люблю такие игры, где надменны все и злы. Чтоб врагами были тигры И орлы!»). Ей было важно самой любить и гореть. («В эти месячные ночи Рвусь к любимому плечу») Но сила обернулась против нее, и ее сломала.

Цветаева любила как кошка, которая передними лапами обнимает, а задними отталкивает. («Я вся – любовь, и мягкий хлеб Дареной дружбы мне не нужен»). Разрывы с любимыми были для нее тяжелыми, но она была уверена, что он теряет больше, чем она («Какого демона во мне Ты в вечность упустил»).

Стихи Цветаевой хорошо понимают только посвященные, те, кто понимает контекст. Они полны недомолвок («Где лебеди? – А лебеди ушли. – А вороны? – А вороны остались. – Куда ушли? – Куда и журавли. – Зачем ушли? – Чтоб крылья не достались»)

Ее стихи необычайно музыкальны. На них написано много романсов: «Хочу у зеркала, где муть…», «Мне нравится, что вы больны не мной» и другие. Ее мелодику можно обнаружить у современных поэтесс, которые складывают стихи в жанре русского рока, например, Земфиры Рамазановой и Дианы Арбениной. Прямых заимствований, конечно, нет, но поэтика подражательная. Цветаева: «Ах, далеко до неба! Губы – близки во мгле… - Бог, не суди! – Ты не был Женщиной на земле!» Земфира: «Мне приснилось небо Лондона, В нем приснился долгий поцелуй… Мы гуляли там по облакам, притворились лондонским дождем…». Арбенина: «И пролетают черные леса, успеть прикрыть бы спину. Я рада, ты живой пока Я удержусь, я не покину».

Она была вся в чувствах, такой и осталась в памяти: «Только маленький часок Я у вечности украла. Только час – на всю любовь…»

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк!

Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного!