Книги посвященные исповеди начинаются с цитирования популярной фразы: «жил как все, не крал, не убивал».
При этом, воровство ассоциируется исключительно с изъятием чужой собственности уголовниками, и мало кто данный грех примеряет на себя. Зачастую люди на 100% уверены, что к нарушению этой заповеди они не причастны. Но так ли это на самом деле?
Сколько у государства не воруй – своего все равно не вернешь
Фраза из подзаголовка давно перестала быть анекдотом и воспринимается абсолютно серьезно. Поэтому некоторых сильно удивляет, что «кошка» на проводах, магнит на счетчике, пленка под его стеклом и другие способы «экономии» – это такое же воровство, как и рука, запущенная в чужой карман.
Сюда же относится все, что делается с целью уклонения от уплаты налогов: нелегальная сдача жилья внаем, оформление имущества на родственника-льготника и другие манипуляции. Стоит только согласиться на черную или серую зарплату, как мы тоже становимся соучастниками преступления, ибо не в полной мере уплачивается НДФЛ и отчисления в различные фонды. У одних это вынужденная мера (нет другой работы), другие идут на данный шаг осознанно (экономия на налоге либо бегство от алиментов и других взысканий со стороны судебных приставов). Ввиду отсутствия в нашем государстве адекватной системы налогообложения самозанятых и шабашников, многим приходится осуществлять свою деятельность нелегально. Оформлять ИП для колки дров раз в месяц или продажи пары шалей банально нерентабельно уже из-за одного только фиксированного платежа в Пенсионный фонд.
Еще один из вариантов - искажение либо сокрытие информации при получении пособий и социальных льгот.
Например, при рождении ребенка оформляют с прочерками, чтобы женщина получала пособие в размере как мать-одиночка, хотя таковой не является.
Гораздо шире простор для обворовывания государства в деревнях: зарплаты низкие, а лес дорогой, но близкий. Пока одни «заготавливают» дрова, другие могут и баньку поставить. Если не попадутся.
Воровство как бонус к зарплате
Наиболее это характерно для мужчин, работающих на заводах. Самая безобидная добыча «несунов» - лом черного и цветного металла.
«Офисный планктон» тоже не остается в стороне. Как минимум в свободное (да и не совсем свободное тоже) от работы время использует для своих целей Интернет, любезно оплаченный работодателем. Можем и диплом распечатать на бумаге и принтере родной фирмы без благословения руководства. У некоторых в ход идут даже канцелярские принадлежности, кто-то не брезгует и мылом с туалетной бумагой.
Цветочки ворованные, говорят, лучше растут. Вот уже и двойной грех – ещё плюс суеверие.
Воровство у собственных детей
В нашей стране не предусмотрен минимум по алиментам в пользу детей. Некоторые отцы с удовольствием платят назначенную судом 1000 рублей и спят спокойно. Их не смущает, что они естественные нужды ребенка оценивают в 4 раза дешевле, чем свои потребности в сигаретах, не говоря уже о пиве. И того бы рады не платить, да полностью черная зарплата лишает их больничных, отпускных и пенсии. Хотя некоторые так и поступают. Страшно, когда из-за них маме приходится содержать малыша на 4000 рублей декретных с работы, и помочь ей некому. Ребенок оказывается обкраден дважды: материально и социально, поскольку мать, вынужденная подрабатывать, ущемляет его во внимании, любви и ласке. Иногда и вовсе вынуждена отдать его в интернат, чтоб выйти на работу.
Нечаянное воровство
Нередко случается «стрельнуть» у друзей пару рублей (если не хватило или не хочется разменивать крупную купюру), а в суете и ввиду суммы возвратить вылетает из головы. Вроде и «не деньги», а получается, что воруем.
Воровство как восстановление справедливости
Проезд в общественном транспорте растет стабильно и ощутимо, при этом иногда в салоне отсутствует кондуктор. И вот уже пассажир пылает праведным гневом – мол, я за свой же счёт должен рисковать жизнью, отвлекая оплатой проезда водителя от дороги? Нет уж, раз такой многофункциональный, то пускай сам подходит и обилечивает.
Присвоение найденного
В редких случаях возврата приличных сумм, о которых сообщают в СМИ, можно услышать такие комментарии – «ненормальный, такие деньжищи вернул, да я бы на них…». И ведь не задумываются, что может и не олигарх потерял, а еле наскребли ребенку на операцию. Или хотел кто-то вопрос жилищный решить. Крупную сумму вернуть несколько проще, особенно если есть документы или еще что-то, позволяющее идентифицировать владельца. Но что делать, если найдешь 100 рублей? Вряд ли сотрудники полиции обрадуются такому «висяку», тем более, когда на серьезные преступления времени не хватает.
По мнению Феофана Затворника найденную вещь надо либо вернуть владельцу, либо (если первый вариант невозможен) принести в храм.
Духовное воровство
Приходим мы в храм и просим кто квартиру, кто суженного, кто ребенка, кто успешного исхода операции, забывая при этом о «добром ответе на Страшнем Судище Христове» и «христианской кончине живота нашего». Что же это как не обворовывание самого себя? Словно не знаем, что все мы смертны, но день и час сокрыт от нас, что должны быть готовы умереть в любой момент. Но почему-то считаем, что обязательно доживем до старости, в которой времени отмаливать грехи будет предостаточно.
Стоит вернуться к расхожей фразе в самом начале. Оказывается, с убийством тоже не все так просто. Про аборты многие уже в курсе. А сообщение о том, что некоторые виды контрацептивов (в том числе «постинор»), а также уничтожение «лишних» эмбрионов при ЭКО - тоже убийство, вызывает шок.