Глядя на эти картины, создается впечатление, что художники эпохи Возрождения никогда не видели младенцев. Почему же художники эпохи Возрождения рисовали прямо-таки веселые и гротескные изображения младенца Иисуса? Но все не так просто…
Эпоха европейского ренессанса продолжалась с конца XII до начала XV века. Живопись, скульптура и архитектура отмечены своеобразным стилем этой эпохи.
Когда дело доходит до изображения Иисуса с Мадонной, на первый взгляд кажется, что художники не особо старались адекватно изобразить младенца. У этих малышей очень сильные мужские черты лица, у некоторых - облысение по мужскому типу, у других - сильное мускулистое тело, а у других просто уродливые фигурки и лица идиотов.
Оказалось, что начиная с эпохи Возрождения, Церковь начала принимать активное участие в социальных и культурных аспектах жизни общества. Служители культа активно заказывали художникам написание библейских сюжетов, втом числе и многочисленные изображения Мадонны с младенцем-Христом. На этих картинах Иисус выглядит не как младенец, а как взрослый мужчина, только маленького роста.
Почему уродливый, похожий на взрослых младенец Иисус?
Искусство той эпохи пыталось изобразить Иисуса одновременно человеком и богом. Идея заключалась в том, что Иисус был совершенным и полностью сформированным с рождения. Христианская вера по всей Европе свято чтила постулат, что Бог неизменен. В итало-византийском стиле в центре внимания были крестные страдания Христа и его божественность.
Идея таких изображений Иисуса состоит в том, чтобы убрать эмоциональную реакцию на ребенка. Хотя, глядя на эти картины, эмоции возникают не самые возвышенные! Вместо этого зритель как бы увлекается более важным пониманием действия Бога в становлении человека. Поэтому на картинах он оставался неизменным на протяжении всей своей жизни и, следовательно, выглядел как взрослый человек.
Младенец Иисус, похожий на взрослого, стал для всех художников золотым стандартом - их не особо заботила эстетика и натурализм. Художники считали, что, если художник не изобразит Бога в соответствии с общепринятыми теологическими верованиями той эпохи, они будут наказаны.
Покровители искусства того времени следовали установленным условностям, поскольку это исходило от высшей власти - Церкви.
Вот почему покровителей искусства не смущали взрослые на вид младенцы. Цель искусства заключалась не в удовлетворении эстетического чувства, а в том, что оно рассматривалось как инструмент для пропаганды и поддержки религиозных чувств.
Простые люди узнавали Евангелие через искусство. Эти картины были «Евангелием простолюдинов». В конце средневековой эры, когда нерелигиозное искусство взяло верх, итальянские художники все больше черпали вдохновение из реальности и начали изображать младенцев более естественным образом.