Почему-то, говоря об искусстве прошлого, принято считать, что оно и коммерческий успех никак не связаны. Скорее, наоборот, только когда художник умрет, к нему приходят слава и деньги. На примере работы Джона Эверетта Милле "Мыльные пузыри" можно сказать, что художники, стремившиеся к богатству и славе таки получали желаемое. Другой вопрос сколько это стоит?
Несколько фактов из биографии художника: он - самый молодой студент Королевской Академии художеств (поступил в возрасте 11 лет), он - один из основателей Братства прерафаэлитов, он - первый художник, удостоившийся титула баронета, он считался одним из самых богатых художников своего времени. Мир для него перевернулся, когда он влюбился в жену Д.Рёскина Эффи, женился на ней и понял, что нужно работать быстрее, продавать больше и зарабатывать много денег (к этому сподвигли и его 8 детей, надо полагать).
На момент создания "Мыльных пузырей" (1886 год) художнику было за 50, он отошел от стилистики прерафаэлитов и своего узнаваемого детализированного почерка и работал в реалистической манере. Пример работы из прошлого:
Детские портреты для Милле были очень будничным и распространенным явлением. Не смотря на то, что прерафаэлиты презирали изображать розовощеких "пупсиков", но правила на то и существуют, чтобы их нарушать. К тому же, так приятно смотреть на детскую непосредственность, пришедшую на смену чопорности и статичности прошлых времен.
В "Мыльных пузырях" он изображает своего 4-летнего внука. Сюжет картины довольно прост, но подоплеку имеет философскую. Корни можно найти в специфичном жанре 17 века под названием "Ванитас" (Vanités), когда художники, изображая мыльные пузыри, как бы намекали на быстротечность и мимолетность жизни. А всякие разные атрибуты только способствовали правильному прочтению.
Милле несколько видоизменяет смысловую нагрузку, ставя акцент на хрупкости и красоте мира в целом и жизни, в частности. Также, на философском уровне противопоставления изображает разбитый горшок с увядшим цветком (намек на смерть) и растущее молодое, зеленое растение - как аллегория жизни.
В 1886 году в лондонской галерее Милле выставляет работу под названием "Детский мир", которую купил У.Ингрем, владелец журнала, в котором и разместил репродукцию уже своей картины. И тут выходит на сцену герой-мыловар Томас Джеймс Барратт (его фирма Pears Transparent Soap признана первой в мире, зарегистрировавшей свой бренд), который покупает картину за 2200 фунтов стерлингов. Так же, он начинает договариваться с художником о покупке авторских прав, окончательно сделка была оформлена к 1890 году. Цена вопроса на всеобщее обсуждение не выносилась и осталась тайной. Таким образом, Барратт получил право вносить дополнения в оригинал, чем и воспользовался, добавив на полотно изображение своей продукции и логотип. Этим он открыл особое направление в мерчандайзинге, основанное на использовании произведений искусства (особенно в этом преуспеет Уильям Левер).
После этого на Милле посыпались всевозможные камни и палки. Его упрекали в продажности, в дискредитации искусства, в нивелировании ценностей и т.д. И, не кривя душой, соглашаешься с тем, что смысл в картине кардинальным образом изменился. Но, что оказалось хуже всего, так это подмоченная репутация внука художника. Сэр Уильям Милбурн Джеймс (1881 -1973) вырос и стал боевым офицером, прошедшим две мировые войны, дослужился до звания адмирала Королевского военно-морского флота, но его прозвище до конца жизни было - «Bubbles» (Адмирал-Пузырёк). О том, как часто он вспоминал в таких случаях деда, история умалчивает.
Сам художник отбивался как мог. Говорил, что его "подставили", что он не думал, что до такого дойдет. Но, деньги и слава были получены. А мы, лишний раз, получаем подтверждение, что у всего есть своя цена, в данном случае - это репутация своя и близкого человека.
Читайте еще: Винная этикетка как искусство, Опиум для народа или "Безбожник у станка", Живопись 1937 года