Сегодня много говорят о транзите власти. То есть о периоде, когда она, власть, начнёт переходить от Путина, что неминуемо по объективным причинам, к кому-то, кто станет руководить страной дальше.
Во всех случаях этот процесс будет конценсусом элит и так называемого народа. В той или иной степени. Основной вопрос именно в степени участия людей в этом процессе.
Если совсем просто: то имеются две точки зрения. Это концепция сохранения существующей модели и техническая замена лидера. И противостоящая ей псевдолиберальная, рассчитанная на некие свободные выборы "свободно собравшихся людей".
Соответственно первой, устройство страны и её развитие, будет осуществляться в рамках имеющейся идеологии "путинизма", однопартийной системы в лице ЕДРа и государственного доминирования во всех сферах жизни с опорой на силовые структуры.
Иная реальность имеет варианты: от ещё более агрессивного в лице "чёрных полковников" в качестве переходного периода, до самых экзотических моделей типа расширенной конфедерации.
Но это лишь прогнозы, в которых отсутствуют факторы временные и границы интеграции с окружающим миром.
Здесь же я подумал, что было бы любопытно рассмотреть уже имеющийся опыт транзита или, вернее трансформации власти в не такой далёкой советской действительности.
Со смертью Брежнева в 1982 году наступило время агонии советской политической системы, просуществовавшей достаточно долго, чтобы сделать выводы о её нежизнеспособности. Ни политическая составляющая СССР, ни экономическая, ни этическая, ни культурная -не смогли дать населению республик желаемого процветания и достойного уровня жизни.
С приходом Андропова на должность генерального секретаря КПСС кто-то, возможно , ожидал новых веяний как в экономике, так и в делах международных. Однако этот партиец до мозга костей, участвовавший в подавлении восстания в Венгрии в 1956 году, руководитель КГБ на протяжении 15 лет преследующий диссидентов, отправивший в ссылку академика А. Сахарова и выславший А. Солженицына, никаких иллюзий на этот счёт не имел.
Тем не менее, в период его правления, вопросы экономики стали подниматься всё чаще, становилась отчётлива видна пропасть в которую загнали страну коммунисты своим плановым хозяйством.
При Андропове КГБ расцвёл буйным цветом, вмешиваясь во все сферы жизни, не исключая личную. Это был их звёздный час.
Народу он запомнился рейдами по кинотеатрам и баням в поисках прогульщиков и подорожавшей водкой, которую так и называли "Анроповкой".
Сменивший Андропова Черненко ничем особым не отличился, его буквально выносили на трибуну, но народ, привыкший к образу сиськи-масиськи Брежнева, на это уже внимания не обращал.
Всех поразил ныне живущий Михаил Сергеевич Горбачёв. У него были глубоко свои, отличные от общепринятых коммунистических, взгляды на то, каким образом следует реформировать СССР. Безаппеляционная манера вести дела поставила КПСС сначала в тупик, а потом и вовсе вынесла её за пределы общественных отношений. Он обладал способностью испортить абсолютно всё, к чему прикасался и именно эта его прекрасная черта неожиданно сработала!
Он развалил всё, что мог или до чего удалось дотянуться. Даже обрушил Берлинскую стену. Да что - стена! Советский Союз и его Коммунистическая партия исчезли по мановению его умелых ручек. Сам он свой творческий метод назвал просто и ёмко - Перестройка!
Если в России и есть герои в последние 40 лет, то Горбачёв занимает первое место по своим заслугам. И это безо всякого юмора!
Мы увидели, что процесс транзита занял в СССР 9 лет, что совсем не много, учитывая фундаментальные проблемы, созданные большевиками и коммунистами. Русский социализм умер, не успев родиться. Мёртворождённое дитя было слепо, глухо и хромало на обе ноги.
Что из него выросло мы знаем, а вот, что вырастет из брака плутократии и тайной службы, нам ещё узнать предстоит.
#транзит #ссср #политика #общество