Найти тему

Исламский Мадрид. Часть 7. Maŷrit -Magerit: завоевание Мадрида христианами.

Завоевание христианами Толедо.
Завоевание христианами Толедо.

Одиннадцатый век стал для Мадрида временем величайших перемен. В 1002 году умер генерал al-Mansur (Альманcор), «Победоносец», который правил вместо халифа Хишама. Его смерть и приход его сына Абд ар-Рахмана Санчуэло, который был внуком матери Санчо Гарсеса II из Памплоны, вызвали долгую гражданскую войну, в которой несколько халифов наследовали один за другим, и в конце которой халифат был радроблен настолько, что с этого момента в Аль-Андалус начался упадок. У Мадрида был свой кандидат на престол, необычный персонаж, который восстал в 1023 или 1024 году против предпоследнего халифа Омейядов аль-Мустакфи, более известного не своими деяниями, а успехами своей дочери Валлады, котрая была поэтессой и оставила один из величайших наследий Аль-Андалуса в культуре - свои поэмы. Персонажа, о котором идет речь, звали Гулам аль-Аттар («парфюмер»). Нам неизвестно, кенм он был на самом деле, он мог даже быть рабом, но факт в том, что благодаря его речам,,он был прозван аль-Фасих, «красноречивый». Он выдавал себя за Убайд Аллаха, сына халифа аль-Махди, который к тому времени уже умер, чем вызвал небольшое движение вокруг себя. Хотя ему «удалось обмануть довольно много людей», как указывает биограф аль-Хумайди, Гулам Красноречивый не добился большого успеха. Он был предан и убит.

 Абд ар-Рахман Санчуэло
Абд ар-Рахман Санчуэло

С другой стороны, война вернула Толедо дух независимого и мятежного города. После борьбы за власть жители Толедо предложили город и его территории берберскому клану Бани Ди л-Нун, и таким образом возникло Королевство Толедо, одна из многих частей Аль-Андалуса, а Мадрид был его частью с самого начала. Короли тайфы компенсировали свою политическую и военную слабость, соревнуясь между собой, чтобы доказать, у что у них самый лучший двор и самая развитая культура. По этой причине второй король Толедо, аль-Мамун, превратил свое королевство в пристанище для всевозможных мудрецов и поэтов и украсил город. Он также пытался расширить свои территории за счет тайфы Сарагоса и тайфы Бадахос и пытался захватить Кордову, но, прежде всего, ему пришлось столкнуться с Фернандо I, королем Леона, который с середины века начал атаковать Мадридский регион.

Фернандо I
Фернандо I

Христиане из Леона приложили все усилия, чтобы отвоевать и заселить земли к югу от Дуэро. Массовое переселение привело к тому, что альфы (районы влияния) некоторых городов к северу от Центральной горной системы Пиренейского полуострова все больше распространялась на юг, пока не была заселена вся территория южных склонов Сьерры Гуадаррама, что, по-видимому, и стало причиной территориальных споров, которые Мадрид и Сеговия имели на протяжении всего позднего средневековья.

Аль-Андалус до зоваоевания толедских земель.
Аль-Андалус до зоваоевания толедских земель.

В 1057 году Фернандо I совершил вторжение на северные земли региона Толедо и несколько лет спустя, вероятно, летом 1062 года, он привел туда «очень большое войско, которое должно было управлять землей мавров», захватив мусульманские замки и сторожевые башни к северу от гор. Как только он это сделал, как сообщает нам "История Безмолвия" , он вернулся на юг, сжег Таламанку, опустошил ее поля и взял большую добычу, а также большое количество женщин и детей, прежде чем отправиться в Алькалу и Мадрид, которые также были сожжены и уничтожены.

Historia silense или Crónica silense, более известная под именем Historia legionensis, представляет собой незаконченную биографию Альфонсо VI Храбрым, написанную на латыни в первой трети XII века, в которой есть идея политической преемственности и связи христианских королевств с вестготской Испанией, утраченной после мусульманского вторжения.

Первая стрНачало Хроники Альфонсо III в ее версии Ротенсе. Кодекс Роды, ок. 990 г., лицевой лист 178.
Первая стрНачало Хроники Альфонсо III в ее версии Ротенсе. Кодекс Роды, ок. 990 г., лицевой лист 178.

«...и убил много мавров без счета, и разрушил многие другие места в районе Толедо. Было так много «мавров», которых убивали и пленяли, что никто не мог их сосчитать" - резюмирует летописец.

«Безмолвная история» и " Estoria de España" не сходятся во мнении, были ли это жители Алькалы или жители Гвадалахары, которые, видя себя осажденными боевыми приспособлениями, умоляли аль-Мамуна купить мир у Фернандо. Позже именно это и произошло, и Толедо вошел в систему париев, откупаясь от наступавших христиан подношениями, с помощью чего ослабленная тайфа пыталась сдержать все более интенсивное военное давление с севера.

Аль-Мамун правитель Толедо.
Аль-Мамун правитель Толедо.

После смерти Фернандо I его наследство перешло детям: Леон для Альфонсо, Галисия для Гарсии и Кастилья для Санчо, старшего сына. Последний сразу же начал войну со своими братьями: сначала он устранил Гарсию, и в январе 1072 года был коронован королем Леона. А Альфонсо ушел в изгнание с горсткой стойких приверженцев при дворе своего союзника и вассала аль-Мамуна, который приветствовал его со всем своим гостеприимством, пока в октябре того же года, когда умер Санчо, его не сопроводили через Балат-Хумайд до порта Таблада, откуда Альфонсо вернулся в Леон. Легенда гласит, что кастильско-леонский монарх был настолько ослеплен великолепием двора Толедо, что в нем возникло желание включить его в свои владения, особенно после того, как он случайно подслушал разговор о слабых сторонах защиты города.

На самом деле королевство Толедо было желанным для всех соседей, прилагавших все усилия для его завоевания. Когда аль-Мамун умер в 1075 году, и ему наследовал его внук аль-Кадир, человек «слабый и мало знающий», согласно Ибн аль-Кардабусу, так что «рабы взяли под свой контроль свои дела, и каждый рожденный и каждый евнух управляли своим правчителем, все имели свою власть по своей воле и имели исключительное право в Визирате. Князья желали иметь над ним власть, а чужестранцы поносили его ». Ибн Бассам де Сантарен с горечью рассказывает о внутренней борьбе и восстаниях, имевших место против короля Толедо, в которых участвовал Мадрид, и жестокости королевских репрессий, которые "«успокаивали раздраженных и заставляли смеяться разложившиеся челюсти мертвых."

Санчо II Сильный
Санчо II Сильный

Ужасное управление аль-Кадиром и его изоляция, в которой он не нашел другого союзника, кроме заинтересованного в Толедо короля Альфонсо, заставили султана Толедо наконец решить передать королевство своему защитнику в обмен на его помощь в завоевании Валенсии. Ибн аль-Кардабуса писал:

Когда аль-Кадира убедили в неспособности защитить себя и город, он написал Альфонсо, преложив ему Толедо и прилегающие районы, попросив при этом, чтобы тот помог ему взять Валенсию и зависимые территории взамен. Альфонсо шел маршем днем ​​и ночью, а когда прибыл, аль-Кадир сдал город со всеми людьми, после того, как поставил в качестве условия, что безопасность тех мусульман, которые остались в нем, будет гарантирована.
Альфонсо VI
Альфонсо VI

Альфонсо VI прибыл в Толедо в 1083 году и в течение двух лет находился в знаменитом дворце аль-Мамуна за стенами города. Ему пришлось столкнуться с последним восстанием Толедо, и наконец, 6 мая 1085 года, не в силах продолжать сопротивление осаде, город сдался, а вместе с ним пало все толедское мусульманское королевство, включая Мадрид. Ибн аль-Кардабус говорил:

Когда тиран Альфонсо, черт его побери, захватил Толедо, он возгордился, потому что подумал, что бразды правления Аль-Андалусом в его руках, затем он пустил свои ростки во все свои районы, пока ему не удалось взять все принадлежащее Ибн Дил-Нуну. Это были восемьдесят городов с мечетями альджама, не считая цветущих поселков и деревень.

"Толедо принадлежал Дар аль-Исламу, «дому ислама»,- говорил Ибн аль-Кардабус,- триста восемьдесят восемь лет",- и нужно добавить, что Мадрид появился в этом самом "доме" и оставался в нем около двухсот двадцати пяти лет. Завоевание христианами Толедо, совпадающее с завоеванием Сицилии норманнами и первым крестовым походом, было весьма ощутимым ударом не только для Аль-Андалуса, но и для всего остального исламского мира.

«Соберите своих скакунов, люди Аль-Андалуса, потому что остаться было бы ошибкой. Костюмы изношены по краям, но я вижу, что костюм с полуострова изношен в центре », - сказал толедский аскет Абд Аллах аль-Ассаль в своих известных стихах, когда увидел, что его город попал в руки христиан.

Это был первый случай, когда мусульманская держава была вынуждена покинуть территорию, на которой она правила на протяжении веков и жители которой участвовали в мусульманской культурной жизни, включая не мусульман - мосарабов и евреев.

Альфонсо VI
Альфонсо VI

В завоевании Мадрида не было ни сражений, ни героев. Ничего не могло быть восстановлено, потому что до прихода мусульман на Пиренейский полуостров Мадрида попросту не существовало. Как можно отвоевать то, чего никогда не желали, чего никогда раньше не было? Мадрид родился в Аль-Андалусе и как таковой был завоеван, а не отвоеван.

Однако большая часть коллективного воображения жителей Мадрида построена на противоположном. Реконкиста. Мавры с одной стороны, а с другой - крестоносцы, которые изгоняют неверных уже не ради Бога, а ради Испании, нации, которой тогда еще не существовало. Королевство Кастилия было создана как только за двадцать лет до завоевания Мадрида, датированного примерно 1085 годом.

Мифы о завоевании Мадрида были придуманы по милости имперской столицы, и со временем уничтожились все исламские следы в городе. Столица самой важной католической империи в мире заслуживала другого происхождения по сравнению с историей, описанной в Аль-Андалусе. Христианские сторики описывают сильное и страстное завоевание мусульманского города, десятилетия осады и жестокие нападения христиан, выкрикивающих "Сантьяго!"

Но реальная история указывает на совсем другой путь. Наиболее твердые тезисы говорят о капитуляции и сдаче Мадрида. А настоящих атак было довольно мало. Задокументированы только две осады или «битвы» против Мадрида. Первый из них в 932 году, собранный в единственном неарабском источнике еще до завоевания региона Толедо.

Рамиро II Леонский напал на андалузскую границу всего через несколько лет после провозглашения халифата. Это событие было описано летописцем Сампиро, епископом Асторги, на латыни:

Рамиро благополучно правил, он посоветовался с магнатами своего королевства, как ему вторгнуться в землю халдеев, и, собрав свою армию, отправился в город, который они называют Magerit, снес его стены, устроил много разрушений в одно воскресенье, и помогла ему. милость Божья, он вернулся в свое мирное царство с победой.

«Триумф Святого Креста в битве при Лас-Навас-де-Толоса». Марселиано Санта-Мария Седано.1892. Национальный музей Прадо.
«Триумф Святого Креста в битве при Лас-Навас-де-Толоса». Марселиано Санта-Мария Седано.1892. Национальный музей Прадо.

Но атака была скорее исключением. Мадрид с момента своего основания около 860 года находился относительно далеко от линии войны, что проходила по течению реки Дуэро. Провозглашение Кордовского халифата в 929 году принесло Мадриду еще большую пользу из-за новой власти Омейядов и разобщенности христианских лидеров на Севере. Но с образованием тайфы все изменилось. Исламское укрепление было интегрирована в тайфу Тулайтулы (Толедо), управляемой династией Бану Ди-л-Нун. Теперь будущее Толедо зависило от восприятия христианами города - как старой вестготской столицы.

Но где же сам Мадрид в истории завоевания Толедо? Помимо героизма и славы, о которых рассказывают придворные летописцы, правда в том, что нет никаких источников того времени, которые рассказывали бы о завоевании Мадрида. Мы даже не знаем наверняка, сдался ли он с оружием в руках или капитулировал. Спустя столетия эта пустота питала не лишенные юмора легенды и романтические истории. Как про того солдата, который, как кот, вскарабкался на арабскую стену и освободил город от неверных.

По этой легенде, когда король Кастилии Альфонсо VI приблизился к стенам Мадрида, он столкнулся с огромными стенами. Однако, вокруг них даже не стояло стражи, ведь самоуверенные арабы даже не охраняли их, считая неприступными. Но один смелый солдат сумел их перехитрить. С помощью ножей, которые он втыкал в стену, он взобрался наверх и сбросил канаты для помощи армии короля. Альфонсо VI, пораженный скоростью и ловкостью юноши, сравнил его с котом. Таким образом и возникло это красивое прозвище коренных мадридцев – los gatos - "коты”.

Ворота Puerta de Vega и стены Мадрида, по которым взобрались по легенде христиане.
Ворота Puerta de Vega и стены Мадрида, по которым взобрались по легенде христиане.

Если оставить в стороне художественную литературу, когда Мадрид попал под юрисдикцию Кастилии? Есть две теории. Большинство авторов утверждают, что Мадрид неумолимо пал после Толедо, как следует из Первой Генеральной Хроники. Они находят подтверждение этому в том факте, что в тексте упоминаются места, завоеванные Альфонсо после захвата Толедо, когда остальные города и поселки тайфы рухнули, как карточный домик.

А в более близкое для нас время валенсийский священник Джозеф Ортис-и-Санс, написал об этом в своем «Хронологическом сборнике истории Испании» 1796 года.

За взятием Толедо последовало взятие всех крепостей, которые никак не сдавались. Это были Талавера, Санта-Олалла, Македа, Альфамин, Арганса, Мадрид, Олмос, Каналес, Касаталифа, Таламанка, Уседа, Гуадалаксара, Фита, Рибас, Каракоя, Альвенде, Мора, Аларкон, Валера, Консуэгра, Уклес, Куэнка и другие. Но, возможно, некоторые из них были взяты королем еще до Толедо.

Как мы ранее видели, не только источники с христианской стороны подтверждают эту теорию о завоевании Мадрида. Ибн аль-Кардабус поддерживал эту же историю.

Реконкиста во времена правления Альфонсо VI
Реконкиста во времена правления Альфонсо VI

Как бы то ни было, Мадрид мог быть завоеван в 1083 году на пути к взятию Толедо или в 1085 году, когда столица была сдана вместе со всем королевством. Но в обоих случаях конфронтация практически единодушно исключена. Фактически, в Мадридском регионе хроники действительно рассказывают о сопротивлении Кал'ат'Абд аль-Салам ( сегодня это город Алькала-де-Энарес), но нет никаких ссылок на Мадрид, что предполагает, что христиане установили здесь свою гегемонию без кровопролития.

С тех пор Мадрид перешел в руки христиан без каких-либо убедительных доказательств того, что он когда-либо возвращался снова в Дар-аль-Ислам. Хотя позже, после прибытия Альморавидов на полуостров, продвижение кастильско-леонцев замедлилось, и даже заставило их отступить и потерять свои позиции, занятые при короле Альфонсо. Большинство завоеваний Альфонсо VI на реке Тахо было потеряно, выстояли только два города: Толедо и Мадрид.

Источники:

"Madrid Islámico". Daniel Gil-Benumeya,

La web sobre el Madrid árabe, islámico y andalusí.

Часть 8