Один из самых популярных вопросов, который беспокоит заказчиков, касается укладки асфальта. Можно ли укладывать смесь, когда на улице слякоть, снег или мороз? Отвечаем: можно. Но не все смеси и технологии рассчитаны на работу в экстремальных условиях. Разбираемся, когда зимняя укладка возможна.
Асфальтобетон и его виды
Асфальтобетон состоит из смеси минеральных компонентов и органических вяжущих составляющих, которые смешиваются в определенном соотношении и нагреваются.
В зависимости от температуры укладки выделяют:
- горячие смеси — разогреваются до температуры 120 градусов;
- теплые смеси — могут укладываться при температуре 80 градусов;
- холодные смеси — вовсе не требуют нагрева.
Доставка
Нужное количество асфальтобетонной смеси загружают в специальные бункеры или самосвалы. Все зависит от того, какой температуры должен быть материал при укладке и сколько ехать до места проведения асфальтоукладочных работ.
Если смесь придется везти более 20 км, используются самосвалы с тентами или двухстеночными термоизолированными кузовами. Чтобы смесь сохранила свое качество, а после укладки на полотне не образовались «холодные» пятна, нужно правильно рассчитать время доставки со всеми возможными задержками и подобрать транспорт.
Погода
Зимних смесей, наподобие зимних шин, не существует. Есть составы, которые разрешается укладывать при пониженных температурах. При этом существует список требований к погодным условиям, которому нужно неукоснительно следовать:
- количество осадков должно быть минимальным: ≤ 0,2 мм жидких и смешанных за 12 часов, ≤ 0,1 мм твердых осадков за 12 часов;
- снегопад и метель накладывают запрет на проведение любых работ по укладке асфальта;
- температурный диапазон будет следующим: для горячих смесей самый нижний предел — +5 градусов, для вибролитных — не ниже +15 градусов, для теплых и горячих с температуропонижающими добавками — –10 градусов, а для ямочного ремонта выбоин холодным асфальтом — до –20 градусов;
- холодные асфальтные смеси должны быть уложены не позднее, чем за 15 дней до начала сезона дождей.
Вы можете использовать горячие смеси при температуре до 0 градусов, а составы с температуропонижающими добавками — до –10 градусов, но только при соблюдении следующих стандартов:
- минимальная толщина слоя асфальта — 5 см;
- в состав должны включаться адгезионные присадки или минерализирующие порошки;
- верхний слой кладется либо на свежеуложенный выравнивающий, либо на нижний при условии, что их температура +20 градусов и выше.
Укладка
Сначала участок, на котором будет проводиться укладка, очищается от снега и льда, пыли, грязи и мусора. Затем поверхность обрабатывается битумом или битумной эмульсией. Разрешается не использовать обработку нижнего слоя эмульсией, если между укладкой нижнего и верхнего слоя проходит не более двух суток или по поверхности не перемещается спецтехника для укладки.
Для укладки смеси применяется асфальтоукладчик. В некоторых случаях нижний слой или основание обустраиваются с помощью автогрейдера. Но если технику подогнать не удается, то допускается ручной способ укладки и трамбования.
В завершение
Не существует «зимних» и «летних» асфальтных смесей. Но есть составы и технологии, при которых разрешается проводить полноценную укладку дорог с помощью горячего асфальтирования в мороз.
Но обязательно соблюдать ряд требований: для горячих смесей нижний предел составляет +5 градусов, для вибролитных — +15 градусов, а с термопонижающими добавками — –10 градусов. При этом на улице не должно быть метели, ливня или града. Иначе все работы отменяются.
Самыми морозостойкими считаются холодные асфальтные смеси, которые при отсутствии снегопада можно укладывать в погоду до –20 градусов. Но эта техника предназначается исключительно для срочного ямочного дорожного ремонта.
Делаем выводы: дождь гораздо опаснее для будущего покрытия, чем мороз. Тем более, в линейке современных асфальтных смесей есть решения, которые рассчитаны на работу при экстремально низких температурах.