Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Полезная литература для развития особенных детей - обзор двух книг

Уважаемые читатели, сегодня я вам предлагаю обзор двух книг, которые будут полезны для развития и обучения особенных ребятишек. Ведь далеко не все учебники и пособия можно использовать в работе с такими детьми: где-то представлена слишком сложная информация, где-то отсутствуют иллюстрации, где-то объемные и неинтересные ребенку тексты - т.е. не учитываются возможности и особенности усвоения новых знаний детьми с нарушениями развития. Родителю весьма непросто найти сто́ящие и ценные книги для развития особого ребенка.
Поэтому вопрос выбора подходящих пособий, учебников и книг стоит для них наиболее остро.
Итак, какие же книги/учебники соответствуют возможностям особенных детей, какие книги принесут пользу и будут опираться на их реальный уровень развития?
(Статья не является рекламной. Провожу лишь обзор литературы, чтобы посоветовать наиболее полезные и нужные книги для вашего ребенка)

Первая книга. Предлагаю вашему вниманию книгу Б.Д.Корсунской "Читаю сам", состоящую из трех частей. Чтобы просмотреть все фотографии с этих книг и лучше ознакомиться с их содержанием - листайте галерею.

Бронислава Давыдовна была дефектологом-сурдопедагогом, т.е. работала с неслышащими детьми. Она изучала их особенности, возможности, описывала методы обучения и воспитания.
Самым главным её достижением стало создание методики развития устной речи у глухих дошкольников.


В чём ещё состоит ценность этой книги, помимо того, что она разрабатывалась для обучения неслышащих детей?
Ценность в том, что её можно, и даже нужно использовать для обучения и развития детей с РАС, ЗПР и нарушением интеллекта. С помощью этой книги становится возможным развивать осознанное чтение - формировать понимание прочитанного, что представляет наибольшую важность для детей с РАС, т.к. у таких детей понимание прочитанного чаще всего нарушено в значительной степени (о том как развивать осознанное чтение я писала в
этой статье).
Материал представлен от простого к сложному. Книга начинается с иллюстраций, обозначающих определенных людей (мальчик Вова), затем их действий (девочка моет куклу), по этим иллюстрациям уже можно задавать вопросы, работать над их содержанием и закреплять осознание прочитанного.

Простое, но поучительное содержание рассказов, наличие иллюстраций,
методические рекомендации в конце каждой части книги (как беседовать по рассказу, какие вопросы задавать ребенку, методика работы с иллюстрациями) - это как раз то, что нужно особенному ребёнку. Подача материала в этих книгах облегчает усвоение прочитанного, поддерживает интерес и мотивацию ребёнка к чтению, а также несёт воспитательную составляющую, формирует представления о том, что такое «хорошо» и «плохо».

Рекомендую эту книгу всем родителям особенных детей для занятий дома, а также педагогам - для дополнительного чтения в классе или индивидуальной работы с ребёнком.

Продолжаем рассматривать книги, которые будут полезны для особенных детей. В основном, конечно, обращаюсь к родителям, потому что педагоги в коррекционных школах работают в рамках программы, используя соответствующие учебники.

-2

Итак, знакомьтесь: книги Екатерины Григорьевны Речицкой - "Солнечный зайчик. Ознакомление с окружающим миром" для 1 и 2 классов.
Изначально - это учебник для глухих и слабослышащих детей. Но большинство книг, пособий и учебников, предназначенных для детей с нарушениями слуха - можно, и даже нужно использовать для детей с нарушениями интеллекта и РАС. Почему?

Неслышащий ребенок очень ограниченно понимает речь, имеет малый словарный запас, с большим трудом строит собственные высказывания и отвечает на вопросы. Вследствие проблем со слухом у таких детей нарушается речь (у глухих - отсутствует полностью). Из-за того, что они не слышат чужую речь и не имеют своей - у них очень ограничены представления об окружающем мире, и соответственно, в результате нарушается мышление. Поэтому способ подачи материала для неслышащих детей и детей с нарушениями интеллекта, хоть и отличается в определенных моментах, но в целом - имеет много сходных черт. И эта схожесть перевешивает имеющиеся отличия. Таким образом, литературу, разработанную для детей с нарушениями слуха - целесообразно использовать для детей с любыми ментальными нарушениями.

Используйте эти книги для домашних занятий с ребёнком, как дополнительную литературу для развития ребёнка, формирования и расширения его знаний об окружающем мире. Педагоги могут работать с ребёнком по этим книгам во внеурочное время, либо на индивидуальных занятиях. Использование этих книг не зависит от возраста ребенка, а опирается исключительно на его возможности.

Чем хороши книги Е.Г.Речицкой?
Это книги большого формата, с крупными и красочными иллюстрациями, важными сведениями об окружающей ребёнка жизни. В книгах много вопросов, развивающих мотивацию к изучению нового, познавательный интерес ребёнка. Избегаются вопросы, на которые можно ответить односложно
"да" или "нет", т.к. такие вопросы не будут направлены на развитие логического мышления и познавательной деятельности ребёнка, не будут побуждать его думать и рассуждать.
В книгах представляются сведения о разных областях социального и природного мира, с которыми ребёнок ежедневно сталкивается в своей жизни. Это семья, друзья, игрушки, помощь родителям, мебель, личная гигиена, посуда, транспорт, город, дикие и домашние животные, времена года и многое, многое другое.
Исходя из представленных в них тем - книгу можно использовать как дополнение и помощника в социализации ребёнка (о социализации я писала ранее в
этой статье).

Для подготовительного-первого класса: не имеет сплошного текста - рассказов и описаний, которые отвлечены от представлений и опыта ребёнка. Книга состоит в основном из красочных иллюстраций, коротких текстов из 2-3 предложений, четверостиший, и вопросов. Вопросы в ней составлены не по прочитанному или иллюстрациям - они задаются ребёнку, опираясь на его опыт, предпочтения, и подталкивают его на выражение своего мнения и своих желаний. Таким образом книга подстроена под возможности ребёнка, который только-только начал учиться и взял в руки книгу - чтобы не отпугнуть его большими объемами информации а создать условия, для развития и поддержания тяги к изучению нового (листайте галерею, чтобы посмотреть подробнее)

Для второго класса:
По сравнению с первым классом - несколько уменьшено количество иллюстраций и увеличен объём читаемого ребёнком текста. Подразумевается, что за два прошедшие года - подготовительный и первый класс, ребёнок привык к работе с книгой, повзрослел, и готов воспринимать бо́льший объем информации - это значит, что он развивается, у него расширяются представления, формируется устойчивый интерес к окружающему миру.
Продолжается социализация ребёнка. Темы, представленные в предыдущей части углубляются - по ним даются новые сведения, добавляются новые детали.

Для детей с нарушением интеллекта и с РАС, в силу их особенностей, особую важность, практически на каждом предмете в школе, приобретает развитие речи - детей учат по плану развернуто пересказывать текст, отвечать на вопросы, рассказывать о себе. Книги, разрабатываемые для детей с нарушением слуха, прекрасно решают эту задачу, т.к. у неслышащего ребёнка обязательно (вторично) нарушена или отсутствует речь, поэтому в данных учебниках и пособиях развитию речи уделяется пристальное внимание.

Итак, мы с вами совершили обзор двух книг, которые, как я постаралась вам доказать и рассказать - принесут пользу для развития особенного ребенка - ребенка с РАС или нарушением интеллекта. Рекомендую вам, уважаемые родители, использовать их при обучении и развитии своего ребенка.

Обе эти книги можно заказать в книжном магазине Лабиринт - я заказывала именно там. На данный момент они в наличии.

-5

Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу.

В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту: asya.defectologist@mail.ru