Найти тему
Историк на диване

Семь морских королей викингов. Эйрик Кровавая Секира

Эпоха викингов (VIII - XI века) дала миру массу легендарных или полулегендарных личностей. Таких как Рагнар Лодброк, чьи подвиги подробно показаны в популярном сериале "Викинги", или Рольф Пешеход, там же с легкой руки сценариста записанный в братья главному герою и названный Ролло. То непростое время дало миру крепких как сталь боевого топора и суровых, как свинцовое северное море, вождей. Тех, кто стал потом конунгами (так скандинавы именовали королей) и созидал и разрушал целые государства. Они были могучими детьми своего времени, проводя в походах многие месяцы. Надо сказать, что мало кто из этих вождей умер своей смертью в окружении домочадцев и наследников. Большая часть из них (но не все, конечно) окончила свои дни в кровавой круговерти очередного сражения - жестокого, как сама эпоха викингов. Сегодня мы продолжаем рассказывать о знаменитых скандинавских королях и полководцах. Вторым в нашем списке стал один из самых жестоких и неоднозначных норвежских королей - Эйрик Кровавая Секира (885-954 гг). Также прозываемый Эйриком Братоубийцей. Настоящий сын своего времени и сурового северного моря: беспощадный, жестокий, властолюбивый. Именно такими викингов представляли себе дрожащие от страха жители английских королевств в ожидании очередного кровавого набега. Удивительно, но Эйрику удалось трижды побывать королем - один раз Норвегии и еще дважды - Нортумбрии.

Об отце Эйрика, Харальде Прекрасноволосом

https://zen.me/1MMc6sx3

Таким Эйрика Кровавую Секиру представил современный норвежский художник. Изображений этого не самого популярного короля не сохранилось.
Таким Эйрика Кровавую Секиру представил современный норвежский художник. Изображений этого не самого популярного короля не сохранилось.

Сын своего времени

Эйрик вовсе не был старшим сыном Харальда I Прекрасноволосого. Он был рожден от одной из семи официальных жен и наложниц короля - Рагнхильд Эйриксдоттир. Среди своих многочисленных братьев он выделялся другим: бесстрашием в сражении и практически звериной жестокостью. Если о жестокости человека говорили тогда, в далеко не спокойные и уж тем более не толерантные времена, значит по нашим меркам он был как минимум "титулованным" маньяком-убийцей вроде Андрея Чикатило или Джона Уэйна Гэйси. Но тогда вожди обязаны были быть безжалостны. В противном случае их жизни и жизни их людей окончились бы быстро и бесславно. Путь же к славе в эпоху викингов лежал по колено в крови по горам вражеских трупов. По этой дороге Эйрик и пошел к вожделенному трону. Собственно, по другому и быть не могло. Сын конунга воспитывался у херсира (рыцаря) Торира до 12 лет. А потом он отправился "в викинг" - далекий поход. Вот что об этом пишет "последний скальд" Снорри Стурлусон в "Саге о Харальде Прекрасноволосом":

аральд конунг изо всех своих сыновей любил его всего больше и ценил его всего выше. Когда Эйрику исполнилось двенадцать лет, Харальд конунг дал ему пять боевых кораблей, и он отправился в поход, сначала в Восточные Страны, а затем на юг в Данию, а также в Страну Фризов и в Страну Саксов. Этот поход продолжался четыре года." (для понимания, Страна Фризов - современная Голландия, Страна Саксов - Германия).

Вернувшись, возмужавший Эйрик тут же отправился в новый поход еще на четыре года - в Шотландию, Валлонию (часть современной Бельгии) и Ирландию. А потом в Финнмарк и легендарную северную страну Бьярмаланд. Где она находилась неизвестно точно до сих пор. Но предположительно - где-то в районе Кольского полуострова. Там, если верить Снорри Стурлусону, он вступил в большую битву с местными племенами и вышел из нее победителем. А еще привез с собой жену - красавицу Гуннхильд, которая, по легенде, была колдуньей.

Человек, выросший на палубе боевого корабля, с младых ногтей слушавший не пение матери, а завывание штормового ветра в снастях, у которого вместо любимой игрушки был острый боевой топор, не мог стать добрым и рассудительным. Да и не пошли бы за таким бывалые, покрытые шрамами воины. Неизвестно, сколько было лет Эйрику, когда он впервые обагрил вражеской кровью свою секиру, но, скорее всего, это произошло во время первого его похода. Из волчонка вырос огромный лютый зверь, которого скоро начнут бояться от Норвергии до Англии.

Каким оружием сражались викинги:

https://zen.me/PH2Avxx17

Арт к известной стратегической игре "Life is Feudal". Так могли выглядеть воины Эйрика после сражения с неведомыми врагами из таинственной страны Бьярмаланд.
Арт к известной стратегической игре "Life is Feudal". Так могли выглядеть воины Эйрика после сражения с неведомыми врагами из таинственной страны Бьярмаланд.

Братоубийственная смута

Одна из версий происхождения прозвища Эйрика - Кровавая Секира - строится на том, кто кровь - это не просто текущая в жилах алая. Это еще и родство. А своих братьев (которых у него было до двух десятков - Харальд был очень плодовит) Эйрик не жалел. И по пути к вожделенному трону прошел по телам четырех (как минимум!) из них.

Один из его братьев - Регнвальд Прямоногий правил в Хердаланде (сейчас этой часть фюлька Оппланн в Эстланде, Восточная Норвегия). Что случилось между родственниками непонятно. Согласно легенде, Регнвальд стал колдуном. Когда об этом узнал верховный конунг Харальд, не сильно жаловавший разного рода магов и волшебников, он отправил разобраться в ситуации Эйрика. Который решил ее очень просто: сжег брата и 80 его людей (в саге особо подчеркивается, что все они были колдунами) в его собственном доме. Снорри Стурлусон подчеркивает: Его очень хвалили за этот подвиг.

Может быть, Регнвальд и вправду впал в ересь (если так можно сказать по отношению к язычеству). Но, вероятнее всего, просто проявил непокорность и отказался платить положенные налоги со своих земель, за что и поплатился жизнью.

Другой брат Эйрика - Бьерн Купец - и вовсе пострадал почти не за что. Точнее, подвернулся под горячую руку. Он был поставлен отцом править крупным торговым городом Виком и близлежащими землями. И именно туда после очередного дальнего похода вернулся Эйрик с войском. И сходу потребовал, чтобы Бьерн отдал подати, причитающиеся конунгу Харальду, ему. А он, дескать, сам передаст их отцу. Скорее всего, ему просто надо было чем-то кормить изголодавшееся войско. Сыновья всегда сами отвозили Харальду налоги и Бьерн отказался. И, не подумав плохого, отправился с малой дружиной по своим делам в свою усадьбу в Сэхейм . Ночью дом окружили люди Эйрика. Им не удалось повторить "подвиг" и сжечь Бьерна с дружиной в доме, завязалась сражение. Впрочем, это не сильно помогло владельцу усадьбы - он погиб и был похоронен там же.

Двое других братьев - Олаф и Сигред - восстали против власти Эйрика через год после смерти Харальда Прекрасноволосого. К слову сказать, Харальд сам сделал Эйрика Кровавую Секиру свои наследником и верховным конунгом Норвегии. Тут все было в лучших традициях суровой эпохи викингов: быстрый поход на кораблях под полными парусами, которые опередили вестников и кровавый бой на склонах курганов около города Вик. Там оба непокорных брата и сложили головы. Там же были похоронены.

Легенды говорят, что при участии Эйрика Кровавой Секиры мог погибнуть еще один брат - Хальвдан Черный. Тот, если верить Снорри Стурлусону, был отравлен на пиру колдуньей, подосланной женой Эйрика - Гуннхильд.

Какие доспехи носили викинги:

https://zen.me/2c7avsx3

Арт из компьютерной игры "Mount & Blade. Warband". Так мог выглядеть один из вождей викингов - Эйрик Кровавая Секира.
Арт из компьютерной игры "Mount & Blade. Warband". Так мог выглядеть один из вождей викингов - Эйрик Кровавая Секира.

Бегство в Англию

Если воином Эйрик был отличным, то с политикой дело не задалось. Отсутствие навыков дипломатии и неуживчивый и вспыльчивый характер быстро настроили против верхового конунга многих норвежцев. А тут еще из Англии прибыл воспитывавшийся у короля Этельстана (Адальстайна) Хакон, еще один сын плодовитого Харальда Прекрасноволосого. Вероятно, с немалой английской дружиной. И если с воинскими талантами у него было не очень, то с дипломатией у хорошо образованного (и, кстати, крещеного) норвежца было все хорошо. Очень скоро Хакон Добрый (именно под таким именем он остался в скандинавской историографии) сумел объединить под своими знаменами всех недовольных политикой Эйрика. То есть, буквально, почти всех норвежцев. И тому ничего не оставалось, как бежать. Вот что пишет в своей "Саге о Хаконе Добром" Снорри Стурлуссон:

"Хакон конунг собрал весной в Трандхейме большое войско и снарядил корабли. Жители Вика тоже выставили большое войско и намеревались соединиться с Хаконом. Эйрик тоже стал набирать войско в середине страны, но дело у него шло плохо, потому что многие знатные люди оставили его и перешли на сторону Хакона. И когда он увидел, что не сможет оказать сопротивление войску Хакона, он поплыл на запад за море с теми, кто еще хотел за ним последовать"

С небольшой дружиной верных соратников Эйрик отправился на Оркнейские острова (именно там один из его братьев когда-то был подвергнут чудовищной скандинавской казни "кровавый орел"). Там он сумел набрать войско и высадился в северной части Англии - в Нортумбрии, где традиционно жило много выходцев из Скандинавии. По каким-то причинам король Этельстан благоволил Эйрику. Тогда же, согласно "Саге о Хаконе Добром" Снорри Стурлуссона, скандинавский вождь принял крещение:

" Адальстейн конунг Англии послал к Эйрику гонцов и предложил принять от него владения в Англии. Он сказал, что Харальд конунг, его отец, был большим другом Адальстейну конунгу, и он делает это в память их дружбы. Конунги вступили в переговоры через гонцов и договорились, что Эйрик получит Нортимбраланд от Адальстейна конунга и должен будет оборонять эту страну от датчан и других викингов. Эйрик должен будет креститься вместе с женой, детьми и всем войском, которое за ним последовало туда. Эйрик принял эти условия. Он крестился и принял правую веру".

Примечательно, что Эйрик стал одним из последних скандинавских королей Англии (точнее ее части). И даже чеканил свою монету. Наверное, из-за обиды на полтора века унижения, насилия и кровопролития, которые Британии причиняли викинги, саксонские хронисты не упомянули о его правлении в своих летописях. В них словно бы существует "пробел". Все источники, сообщающие о правлении Эйрика - скандинавские. Да и поступил Этельстан хитро - во-первых отдав в правление воинственному норвежцу область, преимущественно заселенную выходцами из Скандинавии, а во-вторых поселив могучего воина на спорных землях, из-за которых английские короли Уэссекской династии враждовали с ирландскими владыками. В итоге Эйрик обосновался в Йорвике (саксонский Эофорвик, ныне - Йорк). По другой версии никакого разрешения Эйрик (и это, кстати, очень похоже на правду, учитывая его крутой нрав), не спрашивал и просто захватил понравившиеся ему земли.

Смерть кровавого короля

Эйрик правил в Нортумбрии примерно с 926-го до 940-х годов, пока Этельстан, его покровитель, не отошел в мир иной. При этом все исторические источники говорят, что жил он в Англии также, как раньше в Норвегии - беззастенчиво грабя и обирая соседей и, одновременно, защищая побережье от набегов своих бывших соплеменников и соседей.

"Летом всегда ходил в походы, совершал набеги на Шотландию, Южные острова, Ирландию и Бретланд и там добывал богатство", - пишет о делах Эйрика Снорри Стурлуссон.

Так вот, брат Этельстана Эдмунд I Великолепный был куда менее терпим к выходкам северного варвара. Судя по всему, с годами характер Эйрика и его стиль ведения дел, давший ему прозвище Кровавая Секира, не изменились. Да и вряд ли он был хорошим и исполнительным вассалом. Вряд ли кто-нибудь когда нибудь сможет сказать, что на самом деле стало причиной конфликта между королем Англии и конунгом Нортумбрии. Тут существует две версии событий. По одной Эдмунд решил посадить в Нортумбрии своего человека. А по другой в страну вторгся ирландский король Олав III с огромным войском.

Вряд ли кто-то сможет сказать наверняка, как оно было на самом деле. Но факт остается фактом: Эйрик спешно отплыл собирать войска и отсутствовал в Англии несколько лет. Немало охочих людей и "морских конунгов" присоединились к нему на Оркнейских островах, еще больше бойцов он набрал в Ирландии. И всей этой мощью обрушился на побережье Англии (Бретланда, как называют ее исландцы).

"После этого он поплыл вдоль южного побережья Англии и разорял там земли так же, как в других местах, и весь народ спасался бегством отовсюду, где он появлялся", - пишет Стурлуссон в "Саге о Хаконе Добром". Таким образом, Эйрик обратно захватил Нортумбрию, снова став ее владыкой. На тот момент король Эдмунд был убит и на трон взошел его брат Эадред. Он начал собирать войска со всей Англии, во главе которых поставил полководцем Олафа (в саксонском варианте Анлафа). Предположительно, речь идет о короле Нортумбрии из дублинской династии Олаве Кваране, крестнике покойного короля Эдмунда. По прошествии тысячелетия сложно сказать, как на самом деле окончил свои дни Эйрик Кровавая Секира. Но, учитывая его жизнь, мне кажется, что он так и ушел в Вальгаллу, размахивая своими боевым топором, стоя на горе изрубленных трупов и хохоча в лица врагов. Собственно, классическая версия событий, описанная Снорри Стурлусоном говорит именно об этом, при этом начинается путаница в хронологии, поскольку, по версии скальда, король Эдмунд к этому моменту еще жив:

Олавом звали конунга, которого Ятмунд конунг посадил там для обороны страны. Он собрал несметную рать и пошел с ней навстречу Эйрику конунгу. Разгорелась жаркая битва, в которой многие англичане пали. Но на место каждого павшего приходило трое из глубины страны, и после полудня большие потери стали терпеть норвежцы, и многие из них пали. В конце дня пал и Эйрик конунг и с ним пять других конунгов. Называют таких: Гутхорм и два его сына – Ивар и Харек. Пали в битве также Сигурд и Рёгнвальд, а также Арнкель и Эрленд, сыновья Торф‑Эйнара. Погибло также много других норвежцев.

Эту же версию подтверждает другой норвежский источник - "Речи Эйрика" (перевод Надежды Топчий), поэма, входящая в сборник "Красивая кожа". По преданию, она была написана по повелению вдовы Эйрика - Гуннхильд.

«Привет тебе, Эйрик, — Сигмунд сказал, —
хорошо, что ты здесь появился.
Входи в чертог, мудрый,
хочу я спросить тебя,
что за вожди спешат за тобой
от грохота лезвий.
Пятеро конунгов, — Эйрик сказал, —
назову тебе всех имена,
и сам я шестой»

То есть, переводя с иносказательного языка скандинавских саг, Эйрик и пятеро вождей попали в языческую обитель героев Вальхаллу. То есть пали в битве. По другой, менее романтичной, но куда более похожей на правду версии, трижды король и братоубийца сам был убит в результате предательского заговора. Так описал эти события, опираясь на более ранние и не дошедшие до нас манускрипты, английский хронист Роджер Виндоверский из монастыря Сент-Олбанс в своей книге "Цветы истории":

«Король Эйрик был предательски убит эрлом Маккусом в неком уединённом месте, которое зовётся Стэнмор, вместе со своим сыном Хэреком и своим братом Рагнальдом , преданный эрлом Осульвом, и затем король Эадред правил в этих краях».

Другие источники и вовсе говорят, это Эйрик Кровавая Секира погиб где-то в испанских землях во время очередного похода. Факт остается фактом - трижды король и настоящий сын своего кровавого времени окончил жизнь от вражеского клинка. Он стал настоящим символом эпохи викингов.

Древний камень, стоящий в местечке Стейнмор. на границе Камбрии и Северного Йоркшира. Согласно местной легенде, старый крест, стоящий когда-то здесь (сам пямятник называется Rey Cross) был поставлен на месте могилы Эйрика Кровавой Секиры. Так ли это - доподлинно не может сегодня сказать никто.
Древний камень, стоящий в местечке Стейнмор. на границе Камбрии и Северного Йоркшира. Согласно местной легенде, старый крест, стоящий когда-то здесь (сам пямятник называется Rey Cross) был поставлен на месте могилы Эйрика Кровавой Секиры. Так ли это - доподлинно не может сегодня сказать никто.

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Алексей Зернаков