Согласно официальным заявлениям, целью коалиции станет сдерживание Китая. Однако если учесть, что наша страна не только непосредственно соседствует с Китаем, но ещё и пребывает в добрососедских отношениях с ним — угроза, исходящая от QUAD (четырехстороннего соглашения по диалогу в составе США, Японии, Австралии и Индии), касается и нас.
Президент США Джозеф Байден пытался во время встречи в Женеве разыграть китайскую карту, однако разговор о «китайской угрозе» не увенчался успехом: 28 июня Владимир Путин и Си Цзиньпин объявили о продлении российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Затрагивание вопроса о КНР было провалившейся попыткой Байдена провернуть небольшой фокус, который в советские годы проявил свою эффективность. На фоне ухудшения советско-китайских отношений президент США Ричард Никсон нанёс официальный визит в КНР в 1972 году, что впоследствии послужило рычагом давления на Советский Союз и — в качестве бонуса — убедило китайское военное руководство в том, что из двух зол СССР всё же хуже.
По всей видимости, на современном этапе Вашингтон решил повторить трюк, лишь чуть иначе распределив роли. А поскольку с Москвой против Пекина сговориться не удалось, пригодился четырехсторонний диалог по безопасности — ведь у его участников территориальные есть территориальные претензии к КНР, которые станут отличным поводом для сплочения азиатско-тихоокеанских стран против Китая. Работая над азиатским аналогом НАТО, Вашингтон в то же время ускоренно перебрасывает свои авианосные ударные группы и стратегическую авиацию как можно ближе к Китаю.
«К настоящему времени Соединенные Штаты создали в АТР крупнейшую группировку американских войск численностью 400 тыс. военнослужащих. В регионе функционируют свыше 200 объектов ВС США, в том числе более 50 военных баз», - заявил начальник Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба РФ Игорь Костюков.
Хотя основу группировки, помимо США, составят Япония, Индия и Австралия, в планах стоит вовлечение Вьетнама, Индонезии, Новой Зеландии, Сингапура, Филиппин, Таиланда, а также ряда других государств Юго-Восточной Азии. Не добавляют оптимизма и планы провести крупнейшие военно-морские учения RIMPAC-2022, а также ежегодные учения Malabar, в ходе которых возможны и провокации: ведь, к примеру, никто не станет отрицать территориальные претензии Японии, глубоко зависимой от США, к Китаю и к России. А в силу того, что сценарий учений зависит от геополитической повестки стран-участниц, нетрудно догадаться, что обстановка в Тихом океане будет неспокойной.
Самое примечательное, что разговоры о создании такого блока звучали в 2007 году — ещё тогда премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил сформировать Индо-Тихоокеанский регион, в составе которого Китай не рассматривался. Так что неудивительно, если за возродившейся антикитайской риторикой, которая по факту представляет угрозу в том числе и для России, стоят США. Тем более, что у Вашингтона в этом регионе есть два мощных сателлита — Япония и Австралия. Сложнее ситуация с Индией — хоть у неё и непростые отношения с Китаем, Нью-Дели не заинтересован конфликтовать с Россией, так как она в военной области сотрудничает с Китаем. Ко всему прочему, Индия не связана с США и не собирается ничего менять — незачем.
Итого: проект азиатского блока, подобного Североатлантическому альянсу, только начинает формироваться, а потенциальные сателлиты (не считая стран-участниц QUAD) могут оказаться колеблющимися. И хотя говорится, что проект антикитайский, нельзя сбрасывать со счетов угрозу в адрес России.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"