Наш мозг настолько эффективен и спокоен в своей повседневной работе, что мы склонны упускать из виду, какое это экстраординарное и сложное достижение-чувствовать себя умственно хорошо. Разум в здоровом состоянии на заднем плане постоянно выполняет почти чудесный набор маневров, которые поддерживают наше настроение ясновидения и целеустремленности.
Чтобы оценить, каким может быть психическое здоровье (и, следовательно, что включает в себя его противоположность), мы могли бы уделить некоторое время рассмотрению того, что будет происходить в складках оптимально функционирующего разума:
– Прежде всего, здоровый разум-это редактирование разума, органа, которому удается отделить от тысяч случайных, драматичных, сбивающих с толку или ужасающих мыслей те конкретные идеи и ощущения, которые необходимо активно развивать, чтобы мы могли эффективно управлять своей жизнью.
– Отчасти это означает сдерживание карательных и критических суждений, которые, возможно, захотят неоднократно говорить нам, насколько мы позорны и ужасны – еще долго после того, как жестокость перестала служить какой-либо полезной цели. Когда мы проходим собеседование на новую работу или берем кого-то на свидание, здоровый ум не заставляет нас прислушиваться к внутренним голосам, которые настаивают на нашей недостойности. Это позволяет нам разговаривать с самими собой так, как мы разговаривали бы с другом.
– В то же время здоровый разум сопротивляется притяжению несправедливых сравнений. Это не позволяет постоянно достижениям и успехам других сбивать нас с курса и доводить до состояния горькой неадекватности. Это не мучает нас, постоянно сравнивая наше состояние с состоянием людей, у которых на самом деле было совсем другое воспитание и жизненный путь. Хорошо функционирующий разум осознает тщетность и жестокость постоянного придирания к своей собственной природе.
– На этом пути здоровый разум разумно удерживает кран страха. Он знает, что теоретически существует бесконечное множество вещей, о которых мы могли бы беспокоиться: может отказать кровеносный сосуд, может разразиться скандал, двигатели самолета могут вылететь из крыльев… Но у него есть хорошее представление о различии между тем, что может произойти, и тем, что на самом деле может произойти, и оно способно оставить нас в покое в отношении более диких случайностей судьбы, уверенных в том, что ужасные вещи либо не развернутся, либо с ними можно было бы справиться достаточно умело, если бы они когда – либо это сделали. Здоровый разум избегает катастрофических фантазий: он знает, что между ним и катастрофой есть широкие и устойчивые каменные ступени, а не крутой и скользкий склон.
– У здорового разума есть отсеки с тяжелыми дверями, которые надежно закрываются. Он может разделяться там, где это необходимо. Не все мысли принадлежат всем моментам. Разговаривая с бабушкой, разум предотвращает появление образов эротических фантазий прошлой ночи; ухаживая за ребенком, он может подавлять свои более циничные и человеконенавистнические прозрения. Аберрантные мысли о том, чтобы прыгнуть на железнодорожную линию или пораниться острым ножом, могут оставаться краткими своеобразными вспышками, а не повторяющимися фиксациями. Здоровый разум овладел приемами цензуры.
– Здоровый разум может успокоить свои собственные жужжащие заботы, чтобы иногда сосредоточиться на мире за пределами себя. Он может присутствовать и взаимодействовать с тем, что и кто находится непосредственно вокруг. Не все, что он мог бы чувствовать, должно ощущаться в каждый момент. Он может быть хорошим слушателем.
– Здоровый разум сочетает в себе соответствующую подозрительность к определенным людям с фундаментальным доверием к человечеству. Он может пойти на разумный риск с незнакомцем. Это не экстраполирует худшие моменты жизни, чтобы уничтожить возможность появления чего-то хорошего с новым знакомым.
– Здоровый разум знает, как надеяться; он определяет, а затем цепко цепляется за несколько причин, чтобы продолжать. Основания для отчаяния, гнева и печали, конечно, есть повсюду. Но здоровый разум знает, как сгладить негатив во имя выносливости. Он цепляется за свидетельства того, что все еще красиво и добро. Он помнит, что нужно ценить; он может – несмотря ни на что – все еще с нетерпением ждать горячей ванны, немного сухофруктов или темного шоколада, беседы с другом или приятного рабочего дня. Он отказывается позволить заставить себя замолчать всем многочисленным разумным аргументам в пользу ярости и уныния.
Описание некоторых особенностей здорового ума помогает нам определить, что может пойти не так, когда мы заболеваем. Мы должны признать, в какой степени психическое заболевание в конечном счете так же распространено и, по сути, не вызывает стыда, как и его телесный аналог. Истинное психическое здоровье предполагает откровенное признание того, как много плохого здоровья должно быть даже в самой якобы компетентной и значимой жизни. И мы должны не более неохотно обращаться за помощью, чем когда у нас развивается инфекция грудной клетки или болит колено, – и должны считать себя не менее достойными любви и сочувствия.