Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Однажды 200 лет назад... Июль 1821-го

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно! С каждой новой статьёй нашего бесконечного цикла всё более впадаю в отчаяние от нехватки материала! Настолько бывает всё бессобытийно, мелко и отрывочно, что прямо хоть пропускай месяц – да и дело с концом!.. Мол, ничего не знаю, пардон, так уж вышло... Возможно, иной раз так и поступлю. Ну, а нынче – уж что получится. Видно, июль 1821-го будто нарочно выдался скучным и обыденным... Может, жара? Переписываться лень? Впрочем, отнюдь! В Москве, например, среднемесячная температура июля выдалась всего-то 17,9 градуса. В Петербурге – и вовсе 15.3. Даже для меня, скверно переносящего питерскую духоту, несколько прохладно... Делать нечего, обращаемся за помощью к нашим столичным почт-директорам Александру и Константину Булгаковым. Но – представьте себе, и они в этом июле заметно обленились, обменявшись лишь несколькими письмами, да ещё столь бестолковыми, что выудить из них любопытную д

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно!

С каждой новой статьёй нашего бесконечного цикла всё более впадаю в отчаяние от нехватки материала! Настолько бывает всё бессобытийно, мелко и отрывочно, что прямо хоть пропускай месяц – да и дело с концом!.. Мол, ничего не знаю, пардон, так уж вышло... Возможно, иной раз так и поступлю. Ну, а нынче – уж что получится. Видно, июль 1821-го будто нарочно выдался скучным и обыденным... Может, жара? Переписываться лень? Впрочем, отнюдь! В Москве, например, среднемесячная температура июля выдалась всего-то 17,9 градуса. В Петербурге – и вовсе 15.3. Даже для меня, скверно переносящего питерскую духоту, несколько прохладно...

Делать нечего, обращаемся за помощью к нашим столичным почт-директорам Александру и Константину Булгаковым. Но – представьте себе, и они в этом июле заметно обленились, обменявшись лишь несколькими письмами, да ещё столь бестолковыми, что выудить из них любопытную для нас информацию столь же затруднительно, как если бы вы просто подошли к незнакомым людям и вслушались в обрывки их разговора.

Сегодня наш корреспондент - исключительно Александр Яковлевич. Константин всё больше отмалчивается...
Сегодня наш корреспондент - исключительно Александр Яковлевич. Константин всё больше отмалчивается...

Александр, например, сообщает брату относительно свежие (сообразно эпохе) новости с берегов Чёрного моря:

«...В последних числах мая военный транспорт наш «Волга», стоявший под стенами Измаила, ночью взят был турками, капитан и команда изрублены. Из Севастополя отправлены в Константинополь бриг «Минерва» и шхуна «Севастополь» для спасения Строганова, ежели не поздно»

Поясним: барон Строганов – русский посланник в Турции. Несмотря на всеобщий патриотический подъём в Империи и желание помочь восставшим грекам, Александр таки воздержался от подобного шага, узрев в действиях братьев-христиан уже тогда начавший «бродить по Европе призрак революции». Турция же, в ответ на наш нейтралитет, начала устраивать провокации - в основном, в отношении торговых судов... Пример с «Волгой» (так понимаю, что имеется в виду именно торговый транспорт) показателен, хоть, признаться, я не нашёл этой истории и словам Булгакова документального подтверждения. 18 июля 1821 года Строганов, предъявив Порте ультиматум по греческому вопросу, ответа не дождался и в знак протеста покинул Константинополь. Если припомнить, что именно сделали турки на Пасху того же года, то возникает вопрос о явной нерешительности российской стороны, граничащей с беззубостью. А тогда было вот что: турки повесили Константинопольского Патриарха и ещё семь митрополитов. Через три дня тело Патриарха сняли и подвергли унижению, таская по улицам. После тело было обнаружено в море и доставлено в Одессу на греческом судне. На такое вопиющее глумление над христианской религией адекватного ответа со стороны Александра не последовало...

Григорий Александрович Строганов. Кстати, двоюродный дядя Натали Гончаровой...
Григорий Александрович Строганов. Кстати, двоюродный дядя Натали Гончаровой...

Есть кое-что и о постоянном герое нашего канала князе Вяземском, отставленном из Варшавы в связи с его политическими демаршами:

«Зашел я к Вяземскому, долго у него сидел; болтали, я его пожурил. Он сам сознается, что был, может быть, неосторожен в разговорах, но все-таки мнения, что к нему только придрались и что вдруг так не наказывают; что Новосильцев мог и должен был прежде его предостеречь, и когда бы советы его остались без уважения, тогда только должен он был подвергнуться такому наказанию. «Я жил, – говорит он, – в городе, где все громко и очень свободно говорят; мне, конечно, больно было быть выслану из Варшавы, но утешаюсь тем, что, может быть, я один изо всех русских, заслуживающих уважение не вздорных, но благомыслящих поляков, хотя всегда с ними спорил, когда касалось до блага Польши со вредом России», – и проч. Все это хорошо, но все-таки давно туча вилась над Вяземским...»

Если есть желание вникнуть в этот пространный и несколько сумбурный монолог Булгакова детальнее – ЗДЕСЬ об этом достаточно!

Ага, вот и до упокоившегося ещё в мае Наполеона, наконец, добрались! Теперь мы точно знаем – новости (особенно, из отдалённых уголков) путешествуют по мироустройству образца 1821 года полтора-два месяца.

«...Мы пошли обедать в Английский клуб, где стол славный. После обеда трое с Иваном Ивановичем Дмитриевым начали болтать, все о блаженном Наполеоне...»

Ну и, напоследок, как раз явное подтверждение того, что событийно июль выдался никаким:

«Поверить не можешь, как Москва украшается. Кузнецкий мост нельзя узнать. Татищева дом растет, как гриб, и будет важный. Что нового? Кажется, ничего»

Вот именно – ничего! Поблагодарим же любезных Булгаковых и попытаемся узнать июльские новости от других корреспондентов. Например, что поделывал в июле в Кишинёве ссыльный поэт Пушкин?

27 июля он, адресуясь к брату Льву, пишет:

«...Черная шаль» тебе нравится — ты прав, но ее чёрт знает как напечатали. Кто ее так напечатал? пахнет Глинкой. Если ты его увидишь, обними его братски, скажи ему, что он славная душа — и что я люблю его, как должно»

Поясним – о чём тут речь? «Молдавская песня» (так изначально называлось стихотворение) была сочинена Пушкиным еще в 1820-м году. Возмущение поэта относится к присланному ему апрельскому номеру «Сыну Отечества», где оно было напечатано с искажающими текст ошибками.

А вот и тот самый нумер. "Чёрная шаль" на странице 34
А вот и тот самый нумер. "Чёрная шаль" на странице 34

Уже в 1823 году «Черная шаль» была положена на музыку композитора Верстовского, а годом позже её распевала вся Россия. Так, к примеру, сын Николая Карамзина Александр, упоминает, что «девки в Красном селе валяют черную шаль". Таким образом, можно утверждать, что автором одного из первых русских «хитов» был Александр Сергеевич Пушкин! Почитайте – и впрямь так и просится на напев под перебор гитарных струн:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;
Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро я дожил до черного дня.
Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей;
«С тобою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».
Я дал ему злата и проклял его
И верного позвал раба моего.
Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.
Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог…
В покой отдаленный вхожу я один…
Неверную деву лобзал армянин.
Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.
Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!
С главы ее мертвой сняв черную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.
Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.
С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.

Если не обращать внимания на явную нетолерантность Пушкина по отношению к армянам и великорусский антисемитизм, вполне применимо и в передаче «Романтика романса» на канале «Культура».

Однако же, друзья, не полистать ли нам «Санкт-Петербургские ведомости»? Возьмём пятничный нумер от 1 июля...Разумеется, пунктуацию и грамматику сохраняю (по возможности) неизменной.

Давайте вообразим себя персонажами этой замечательной картины и пошуршим последними известиями отовсюду!
Давайте вообразим себя персонажами этой замечательной картины и пошуршим последними известиями отовсюду!

Сперва – новости правительственные, правда, датированные почему-то 17-м июня...

«В минувшую пятницу июня 17 числа в Царском Селе, во дворце ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, прибывший сюда Королевско-Французский Чрезвычайный Посол Граф де ла Ферроней, имел у ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА приемную аудиенцию, на которой и удостоился поднести ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ кредитивную о себе грамоту»

А вот известие из рубрики «ИНОСТРАННЫЯ ПРОИЗШЕСТВIЯ», и касаются они будущего императора Николая Павловича:

«Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Павлович 15-го числа сего месяца (речь опять идёт про июнь) отправился из Эмса в Штутгардт». С чем мы, стало быть, оного Великого Князя и поздравляем.

А вот и сам Великий Князь - и как раз именно в 1821 году!
А вот и сам Великий Князь - и как раз именно в 1821 году!

Есть вести и из «горячих точек»:

«Паша Виддинский отправил в Белград подкрепление, состоявшее из 600 чел., но Сербы воспрепятствовали проходу онаго. Когда же сей небольшой корпус хотел вторгнуться в их пределы силою; то был ими отражен и 100 чел. Турок легло на месте». Вот что бывает с агрессорами на чужой христианской земле! Сербы - красавцы!

А вы знали, что лотереи были в России уже и в 1821-м году? Нет? Тогда читаем... и сверяемся – вдруг билетик в комоде завалялся?

«Лотерея, состоящая из 36 выигрышей, розыграна 29 июня. Выиграли следующие номера: 1668, 1738, 616, 1761, 154, 2187, 615, 1813, 245, 1645, 1581...» ну и так далее!

Ну, и закончим наши чтения частным приглашением:

«Нужна в дом к Господам прачка, умеющая хорошо стирать и сплоивать тонкое белье. Таковая может явиться на Исаакиевской площади в дом Кусовниковой к Генеральши Альбрехтовой». Можно только поздравить генеральшу Альбрехтову с прекрасным выбором местожительства и понадеяться, что искомая прачка таки нашлась, а бельё генеральши с тех пор было отменно постирано и нужным образом... сплоено.

Только не будем забывать, что в то самое время, когда генеральша Альбрехтова ищет прачку, площадь выглядит как-то так... Шумновато, должно быть!
Только не будем забывать, что в то самое время, когда генеральша Альбрехтова ищет прачку, площадь выглядит как-то так... Шумновато, должно быть!

Последнее действующее лицо нашего с вами июля – родившаяся 18-го числа в Париже в семье певца и педагога Мишель Фердинанда Полина Гарсиа Ситчес, навсегда вошедшая в русскую историю как Полина Виардо – неизменная спутница жизни Ивана Сергеевича Тургенева. Не отличавшаяся особой красотою и – по мнению критиков – не без недостатков в вокале, Виардо, тем не менее, пленяла слушателей техникой и особой страстью, Сольная карьера Виардо длилась 26 лет (до её сорокадвухлетия), в Российской Империи она гастролировала четырежды и неизменно – с огромным успехом.

Портрет Полины Виардо работы Петра Соколова
Портрет Полины Виардо работы Петра Соколова

Раз услышав Виардо, Тургенев оставил Россию и последовал за ней, образовав с Полиной и её мужем – композитором Луи Виардо – некоторым образом «тройственный союз», вроде того, что много позже был у четы Бриков и Маяковского. Разве что, думается, Виардо не была столь... искушена, как её последовательница Лиля.

- Спой мне, душечка, это... моё любимое... ну, ты знаешь...
- Спой мне, душечка, это... моё любимое... ну, ты знаешь...

Надолго пережив обоих (а оба, кстати говоря, скончались в 1883 году), Виардо ушла из жизни в 1910-м в окружении многочисленных родственников, навсегда оставшись в памяти русского человека музою великого писателя.

-10

Таким – или примерно таким – выдался этот месяц. До встречи в августе в рубрике "Однажды двести лет назад...", и - не забудьте полюбопытствовать, почитать авторские "Литературныя прибавленiя...", последующие буквально вдогонку сегодняшней статье.

Предыдущие статьи цикла «Однажды 200 лет назад...», а также краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ» - ЗДЕСЬ

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ