Гайдлайн | Редакторская памятка
Как написать аналитический материал?
- Во-первых, изучите тему. Самое главное – это то, чтобы вы сами поняли тему и могли передать ее целевой аудитории. Нужно найти как можно больше источников информации, подойти к решению вопроса с разных сторон. Такой подход придаст материалу больше глубины и вызовет интерес. Кроме того, не забывайте пользоваться репрезентативными и авторитетными источниками. Ведь этими же ссылками вы и будете подкреплять статью.
- После этого систематизируйте изученный материал. Перечитайте еще раз всю полученную информацию, разложите все по степени важности. Статья должна хорошо раскрывать тему, текст должен плавно перетекать из одного подзаголовка в другой. В обратном случае получится просто каша, которая будет очень тяжела для освоения целевой аудиторией.
- Далее необходимо определить структуру статьи. Чтобы было понятно, как должна выглядеть аналитическая статья, базис ее структуры представлен ниже. Возможно, что в процессе написания у вас могут возникнуть еще несколько интересных идей. Конечно, вы можете дополнить ими свою работу, чтобы текст не был излишне «сухим» и научным. Не стоит писать все работы под одному шаблону и словно под копирку, но ключевые части должны присутствовать.
Структура аналитической статьи сходна со структурой обычной информационной:
- Заголовок
- Лид
- Изложение фактов
- Выводы
Также нужно изучить источники, представить мнение экспертов по освещаемому вопросу или из индустрии, проанализировать их точки зрения, аргументировано высказать собственную позицию.
Аналитическая статья должна быть написана четким языком, без лирических описаний и не слишком эмоционально. Разговаривая с целевой аудиторией на понятном ей языке легче вызвать доверие к выводам и суждениям. Однако перегибать палку с терминологией тоже не стоит. Помните о том, что и аналитика должна быть интересной.
Например, вот что можно включить в статью:
- Интересные нюансы. Это оживит текст, сделает его не только информативным, но и увлекательным.
- Юмор. Здесь нужно быть аккуратными. Некоторые ресурсы требуют строгости и сухих фактов.
- Художественные средства. Без фанатизма: просто чтобы сделать работу привлекательной для читателей.
- Факты — то, без чего не может быть аналитической статьи.
Немного подробнее здесь:
Важные нюансы написания аналитической статьи
Советы по написанию аналитической статьи
Работа с текстом
Смысл текста должен быть понятен из первых пяти слов. В идеале эти первые пять слов должны входить в заголовок, лид или подводку в соцсетях. Тексты без примеров также отправляются на доработку.
Каждая единица контента должна быть структурирована. В длинных форматах, включая интервью, подзаголовки должны быть согласованы между собой и с темой статьи. В коротких форматах каждый абзац должен работать на тему. В каждой единице контента должен присутствовать резюмирующий раздел.
Заголовки также должны выполнять полезное действие, пояснять тематику статьи и побуждать читателя узнать о ней больше. Подзаголовки должны быть согласованы с заголовком. Заголовки и подзаголовки пишем без точки на конце.
Чтобы выделить полезное действие, в тексте (в особенности форматов лонгрида или авторской колонки) делайте заключительный раздел, в котором еще раз перечислите основные пункты или повторите ключевую мысль, дабы закрепить прочитанное. Подобный прием в конце текста можно миксовать с открытым вопросом, побуждающим читателя к размышлению о прочитанном.
Если подготовительная работа проведена, и аудитория, цель и задачи ясны, то необходимо посмотреть на слова, предложения и абзацы:
- не осталось ли лишних слов;
- однородных членов;
- клише;
- абстрактных формулировок;
- слов-паразитов;
- излишних вводных слов, эпитетов, фразеологизмов;
- правильно ли подобран порядок слов;
- все ли в порядке с синтаксисом;
- не осталось ли причастных и деепричастных оборотов,
- правильно ли структурирован абзац,
- правильно ли использована прямая речь и не в изобилии ли содержится;
- не тяжелая ли для восприятия структура;
- удобно ли читать такие абзацы;
- нет ли фактических, смысловых или стилистических ошибок;
- нет ли орфографических и пунктуационных ошибок (не ленитесь вычитать текст и перепроверить себя в сомнительных частях);
- правильно ли использован совершенный и несовершенный вид глаголов;
- проверьте себя на описки, опечатки, пробелы;
- уместно ли использование англицизмов, сленга и др.
Когда все в порядке внутри текста, смотрите на текст целиком:
- интересен ли он в принципе для читателя;
- не навязаны ли выводы и субъективные оценки;
- не подорвали ли вы доверие к себе;
- раскрыта ли тема;
- не слишком ли вы много распинаетесь;
- правильно ли выбрана тональность;
- уместен ли юмор.
И если все в порядке с текстом, остается только проверить контекст. Обратите свое внимание на используемые форматы: где уместнее поставить иллюстрацию, видеоролик, gif, список фильмов к просмотру, перечень рекомендуемой к прочтению литературы/источников/подкастов и др.
Фактчекинг
Фактчекинг начинается на этапе написания текста: сразу работайте с надежными источниками. Лучше, чем один надежный источник – три надежных источника. Старайтесь найти источники, которые имеют разные точки зрения, разный опыт. Это сделает текст полезнее для читателя.
Что нужно проверять в тексте: даты и числа, имена, названия, термины, статистику, цитаты, географию, изображения, должности, расшифровку инициалов, пол режиссера и многое другое.
Вы также можете воспользоваться сайтами для проверки фактов.
Подробнее, например, в статьях:
Фактчекинг: как проверить все факты и ничего не упустить
5 надежных способ проверить информацию
Что такое фактчекинг и зачем он нужен
Инструкция по фактчекингу: завоевываем доверие аудитории
8 ресурсов для проверки информации
Редполитика и единый стиль
Помните, что текст должен выглядеть презентабельно, не противоречить самому себе и в вопросе оформления и соответствовать редполитике сайта.
- прежде чем использовать неочевидные аббревиатуры, обозначьте ее в начале тексте;
- терминология и англицизмы также должны объясняться: в тексте через определения или объяснения, через сноски, через гиперссылки, любой другой способ;
- на англицизмы и зарубежные термины давать российский аналог или перевод;
- обращение к читателю на «вы»;
- пишем текст от своего лица только в рамках авторской колонки, при описании собственного опыта/рассуждений, в остальных случаев пишем от третьего лица, как и любые другие аналитические или критические статьи (лучше избегать сочетания двух стилей в рамках одного текста);
- при написании текста выбираем единое время для повествования (по возможности, даже в статьях на исторические темы, придерживаться настоящего времени);
- е или ё — без разницы, но в рамках одного текста одинаково (в рамках транслитерации или при использовании терминов ё лучше оставлять, даже если во всем тексте использовалась е; например, сёгун);
- офлайн — с одной буквой, как и большинство англицизмов;
- используем кавычки-елочки «»;
- кавычки внутри кавычек — “” («Здесь что-то написано, “а тут еще одни кавычки”»);
- если вы ставите скобки внутри скобок и они стоят впритык, то закрывающая скобка не удваивается: (здесь что-то написано (а вот тут вторая скобка), не (здесь что-то написано (а вот тут вторая скобка)); но лучше избегать подобного сочетания;
- квадратные скобки используются в письменной речи для того, чтобы расшифровать цитату (например, например: он [Тарантино] не был согласен со мной).
- тире ставим длинные (— ALT+0151 или Cmnd+тире);
- пишем млн, млрд и трлн, а не миллионы, миллиарды и триллионы;
- суммы в долларах пишем как $1 млн, в евро — €1 млн, суммы в рублях — 1 млн рублей, знак ₽ не используем;
- обратите внимание, что млн, млрд и трлн без точек, а сокращения руб., тыс. — с точкой;
- обратите внимание, что слова с «интернет» пишутся через дефис (например, интернет-среда), а с «видео» и «аудио» слитно (например, видеосервис, видеоформат);
- используйте официальное название социальных сетей и ресурсов: ВКонтакте, Telegram, Instagram, YouTube и др.;
- рунет, интернет, сеть пишем со строчной буквы;
- слова вроде тоннели/туннели — разницы нет, но в рамках одного текста должны быть одинаковыми;
- избегайте слов-паразитов;
- мат и брань в текстах недопустимы, даже с заменой на * или другие знаки; грубые слова, восклицания, сленг допустимы лишь в том случае, если они имеют смысл и без никак не обойтись, а текст не теряет аналитическую составляющую и не переходит на личности ИЛИ если это цитата;
- супер — приставка, пишется слитно (суперпобедитель, суперэффект, суперпозиция и др.);
- если фильм вышел недавно и вы его критически обозреваете с обсуждением ключевых моментов, то предупреждайте читателя о возможных спойлерах (ставьте пометку);
- обратите внимание на правильное оформление прямой речи и диалогов (здесь руководствуемся правилами русского языка);
цифры vs слова:
- цифры с 1 до 9 прописываем словами, строчными буквами — один, два, три и т.д., если речь НЕ о сумме денег;
- в заголовках, если требуется место, можно сделать исключение; если в названии фильма/сериала/термина/др. используются арабские или римские цифры, оставляем как есть;
- деньги прописываем цифрами (с пробелом без точки: например, 7 000, а не 7.000 или 7000);
- время прописываем — цифрами конкретное время как на часах (если 15:00, 23:45), НО если указываем не час и минуты, а количество или длительность — без разницы, словами или цифрами, но в рамках одного текста одинаково (например, шесть часов, 3 часа, восемь минут, двухчасовый, полтора часа, 60-минутный и т.д.);
- по возможности прописывать словами (восемь минут, а не 8 минут), но допускается замена на цифры при больших значениях;
- даты прописываем цифрами (например, 25 сентября, 31-го числа, 1945);
- количественные и порядковые числительные — словами;
- % и другая математика — цифрами;
даты:
- период, ограниченный пределами двух лет или года и десятилетия, принято писать через сокращение слова годы – гг. (например, 2000–2002 гг).;
- даты пишутся словесно-цифровым способом (5 ноября 2017 г. или 5 ноября 2017 года), сокращать года до г. или нет — выбор автора, но в рамках одного текста одинаково;
- окончание порядкового числительного при написании дат не добавляется (например, 4 мая 1999 года, не 1999-го года);
- следует разделять все сокращения и цифры (например, 2007 г., 2008–2014 гг., с 2001 по 2008 г., а не 2007г.);
- наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, используется и может быть однобуквенным или двухбуквенным:
- по закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина;
- наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), из 32-го издания (из тридцать второго издания);
- если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них (80-е и 90-е годы);
- если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного (1, 2 и 3-й фильмы, 70, 80, 90-е годы);
- если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают: только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое (50–60-е годы, в 80–90-х годах, не 1990-е годы); у каждого числительного, если падежные окончания разные (в 11-м – 20-х рядах).
Также редакторы должны сохранять авторский стиль и способ подачи материала (в том числе и использование юмора, сарказма и др.), редактуре (или доработки автором) должны подвергаться недопустимые для сайта вещи — грубость, видимое высокомерное отношение к читателю, др.
Отличия в форматах материалов
В Cincognita есть несколько основных форматов подготовки материалов, и к каждому есть свои требования:
- Лонгриды
- Статьи о направлениях и жанрах в кино
- Статьи о режиссерах, сценаристах и т.д.
- Статьи о конкретных фильмах, сериалах и т.д.
- Теоретические статьи
- Новости
- Колонки
- Переводные материалы
- Подкасты
- Интересные факты
- Интерактив с читателями
Вопросы для рецензии на фильмы, которые можно использовать при написании текстов (на основе курса «Идеологические и эстетические коды западного кино» Новиковой А.А.):
- Исторический, художественный и индустриальный контекст, в котором создавался фильм.
2. Набор проблем и историй, поднимаемых в фильме. Почему именно они показались авторам актуальными?
3. Герои фильма и отношения между ними, анализ конфликтов.
4. Какие выразительные средства и художественные приемы стали для режиссера опорными?
5. Какие аттракционы определяют восприятие фильма? Как они связаны с сюжетом?
6. Композиционное и драматургическое решение фильма (или нескольких ведущих сюжетов).
7. Конкурсная судьба и реакция критики.
8. Какие еще фильмы этого режиссера вы знаете? Попробуйте найти повторяющиеся художественный приемы и описать его творческий почерк
Примеры статей:
Мессия с женским ликом: святая и бесы в фильме «Чучело»
Джафар Панахи — «узник совести» и главный иранский режиссер современности
Прочитать полный вариант гайдлайна