Турнюр - это приспособление в виде подушечки, которое подкладывалось дамами сзади под платье ниже талии для придания объёма. Название происходит от французского слова "tournure" - осанка, манера держаться.
Турнюры были на пике моды в в 1870—1880-х годах. Наверняка Вам знаком этот силуэт:
Чтобы достичь этого эффекта и нужен был турнюр.
Хитрости моды
Как только их не делали! Пусть слово "подушечка" не вводит Вас в заблуждение, турнюры были разнообразны, их делали даже из проволоки.
Некоторые были почти целиком стальными. Или совершенно наоборот: турнюр из цветных мягких подушечек, в самом прямом смысле этого слова:
Вот такой турнюр (на фото ниже) можно было надеть поверх сорочки и корсета, а сверху прикрыть дополнительной нижней юбкой, чтобы минимизировать вероятность того, что конструкция будет просвечиваться сквозь ткань платья. Всё же непростая это была работа - быть модницей в то время. Непростая, и недешёвая! Одним турнюром для создания желаемого силуэта было не обойтись.
А вот турнюр из металлической проволоки, обтянутой хлопковой тканью.
Конечно, мода на турнюры провоцировала разное отношение, в том числе критику и сатиру. Вот, например. сравнение силуэта женщины-модницы с улиткой в платье:
Свобода от моды
В дореволюционной России шестидесятницы, бросавшие вызов общественному порядку, традициям и стереотипам о женщинах, намеренно шли против моды, особенно моды на показную женственность, соблазнительность.
Простота приветствовалась во всём. Меньше кокетства, меньше аксессуаров, меньше оборок и рюшек, драгоценностей, дорогих тканей... а лучше совсем без них. Женщины отказывались не только от корсетов, но даже от длинных волос, делая немыслимое по тем временам - короткие стрижки! Какой уж тут турнюр?
Чтобы прочувствовать это противоречие и назревший в обществе раскол, привожу отрывок из воспоминаний Марии Павловны Чеховой, сестры писателя Антона Павловича, художницы, педагога, создательницы Дома-музея А. П. Чехова в Ялте, заслуженному деятелю искусств РСФСР (1953):
"На курсах Герье я познакомилась и затем подружилась с моей однокурсницей Ольгой Петровной Кундасовой <...> Это была красивая девушка, большая оригиналка. Очень увлекающаяся, экзальтированная, она обычно по-детски смеялась шуткам Антона Павловича, стуча кулаками по столу. Она принадлежала к "бестуршорным", то есть никогда не носила модных в то время платьев с турнюрами, а носивших такие платья она остроумно называла "курдючными". Ходила всегда в черном платье с белым воротничком и широким кожаным кушаком. Отзывчивая, правдивая, она нравилась мне, я ее уважала <...> Она занималась астрономией и некоторое время работала ассистенткой у профессора Бредихина, почему Антон Павлович и называл ее "астрономкой".
Одна из первых: фотограф Елена Мрозовская, запечатлевшая весь свет империи.
Что должна была знать и уметь дворянка в Российской империи.
Как найти работу женщине в дореволюционной России.
Мушечница: короткая жизнь модной вещицы.
Красота по-крестьянски: что ценили в девушках наши предки.
Источники: "Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба 18 - начало 20 века", В. Пономарева, Л. Хорошилова.