Пожалуй, именно так можно обозначить ситуацию, при которой Выборгская таможня по результатам камеральной таможенной проверки доначислила таможенные платежи ООО «ССАБ Шведская Сталь СНГ» по факту выплаты дивидендов поставщику товара – SSAB EMEA AB (Швеция).
В начале 90-х годов, когда только зарождалось понятие таможенного контроля после выпуска товаров и появились законодательные основания для его проведения, в виде статей 186 «Проверка финансово-хозяйственной деятельности» и 193 «Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств» Таможенного кодекса РФ 1993 года, первое с чего начали таможенные органы – это с проверки участников ВЭД на предмет перевода дополнительных денежных средств на счета иностранных контрагентов за поставляемые товары.
Нарушений выявлялось в избытке. Во-первых, по причине того, что участники ВЭД были просто не готовы к тому, что их деятельность после выпуска товаров может быть проверена, а, во-вторых, потому, что банковская система осуществляла переводы денежных средств, не особо требуя каких-либо оправдательных документов от участников ВЭД.
Ближе к 2000-м годам все поменялось, таможня перестала в принципе выявлять подобного рода нарушения, а денежные средства, в части незадекларированной суммы стоимости товара, стали поступать к иностранным контрагентам через оффшоры, договора на оказание мнимых услуг или вывозились в наличной форме.
С наведением порядка в банковской сфере (после 2013 года) и переносе «центра тяжести» таможенного контроля на «постконтроль» мы видим, что таможенные органы вновь начинают обретать успех на поприще выявления перечисления дополнительных денежных средств на счета иностранных поставщиков.
Давайте вернемся к нашей конкретной ситуации с Выборгской таможней и постараемся на её примере детально разобраться в происходящем.
Подпунктом 3 пункта 1 ст. 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.
В пункте 9 ст. 39 ТК ЕАЭС указано, что цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза, в связи с чем перечисляемые покупателем продавцу дивиденды или иные платежи в случае, если они не связаны с ввозимыми товарами, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Из совокупности указанных законодательных норм можно сделать вывод, что если дивиденды, все-таки связаны с ввозимыми товарами, то их необходимо включать в таможенную стоимость товаров.
Применительно к конкретной ситуации можно сказать, что каждый случай уникален, поэтому будет ли, а самое главное, получится ли у таможенного органа предъявить претензии при выявлении факта перечисления дивидендов, зависит от того насколько грамотно участники ВЭД осуществляли эти перечисления и какие документы предоставляли таможенным органам в ходе таможенной проверки.
В случае с Выборгской таможней, в акте камеральной таможенной проверки допущена, на наш взгляд, грубейшая ошибка, которую заметил суд. А именно, в акте указано, что таможней не обнаружены признаки влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
В проверке не представлены доказательства того, что таможней были проанализированы поставки идентичных или однородных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, содержащиеся в базах данных таможенных органов, или иная информация о занижении относительно реальной внешнеторговой стоимости ввезенных товаров, как и информация о влиянии взаимосвязи ООО «ССАБ Шведская Сталь СНГ» и продавца – SSAB EMEA AB (Швеция) на стоимость ввозимых товаров и распределение прибыли Общества в последующем.
В результате чего 20 мая 2020 года Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело № А56–137218/2019) принято решение не в пользу таможенных органов РФ.
Однако в этом деле рано ставить точку!
Во-первых, потому что Выборгская таможня, однозначно, данное решение будет обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
Во-вторых, данное дело интересно не столько с точки зрения конкретной ситуации, сколько с точки зрения развития дальнейшей судебной практики по вопросу выплаты дивидендов участниками ВЭД.
Если постараться спрогнозировать ситуацию, то мы уверены, что таможенные органы больше не допустят такие банальные ошибки, которые привели к отмене решения в указанном деле. И на первый план выйдут другие особенности и нюансы, связанные с перечислением дивидендов, разобраться в которых вы сможете с нашей помощью.
Мы внимательно будем следить за развитием данной ситуации и информировать своих подписчиков.