Не многие знают, но Донской монастырь занимает особое место и имеет особое значение в истории российско-грузинских политических и культурных отношений. Почему так произошло и что этому поспособствовало я расскажу в этой публикации.
Мужской Донской монастырь основан царём Фёдором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. В 1683 году по ходатайству царевны Софьи Алексеевны Донской монастырь получил архимандрию (ранее управлялся игуменом). Царевна часто посещала обитель и жертвовала на ее развитие.
В связи с переездом в феврале 1686 г. семьи царя Арчила на Ростовское подворье в истории монастыря начинается новый этап. Царица Кетаван с дочерью царевной Дареджан (позднее царевна Дарья - в русской традиции, поскольку приняла российское подданство) и младшим сыном царевичем Давидом облюбовали церковь монастыря для посещения службы. А 18 марта 1705 г. по указу царя Петра I и благословению митрополита Стефана настоятелем монастыря стал близкий к семье царя Арчила II архимандрит Лаврентий (Габашвили), до этого живший в Златоустовском монастыре Белого города. С тех пор обитель приобрела статус центра русско-грузинских связей.
Еще при создании Большого собора, под его алтарем была устроена палата, с целью превращения ее в дальнейшем в могильный склеп. В палате-крипте Арчил II устроил свою фамильную усыпальницу, похоронив здесь 27 марта 1711 г. своего сына, первого генерал-фельдцейхмейстера русской армии царевича Александра Арчиловича Имеретинского (публикацию о нем можно прочитать по ссылке), сподвижника царя Петра I, скончавшегося при возвращении из шведского плена. Здесь же царь Арчил перезахоронил останки супруги царевича, Феодосьи Ивановны, урожденной Милославской, первоначально упокоившиеся в Новодевичьем монастыре. Сюда же Арчил перенёс из Новодевичьего прах своих сыновей Матвея и Давида. А в 1713 году в Сретенской церкви был погребён сам царь Арчил. Рядом с ним и его сыновьями покоятся супруга царя Кетаван Давидовна.
Дочь Арчила II - царевна Дарья Арчиловна Багратиони в 1729 году назначила натуральное и денежное вознаграждение иеромонахам монастыря, совершавшим богослужения в Сретенской церкви. Тогда же на её средства храм был расширен, пол выложен чугунными плитами. Она на протяжении многих лет делала пожертвования на украшение царской усыпальницы и Большого собора. После смерти 6 октября 1740 г. царевна была погребена «при гробах отца своего и матери». Надгробия семьи Арчила II были разрушены в связи с устройством бомбоубежища во время Великой Отечественной войны. Но в 1985–1986 гг. Академией наук Грузинской ССР и Институтом археологии АН СССР в храме над местами захоронения лиц царской фамилии были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках.
В 1732 г. в Сретенской церкви был погребен царевич Давид, сын царя Картли Кайхосро, оставленный сиротою и воспитанный, как было сказано в надписи на стене, в «великом довольствии» у своего дяди царя Вахтанга VI. Со смертью царевны Дарьи Арчиловны Сретенская церковь переходит в ведение потомства царя Картли Вахтанга VI, брата Арчила II, после вторжения турок выехавшего в Россию в июле 1724 г. со свитой более чем 1200 человек и поселившегося в Москве.
В Сретенской церкви погребены члены семьи царя Картли в изгнании Вахтанга VI: его супруга царица Русудан; сыновья – великий историк и географ Грузии царевич Вахушти Багратиони; царь Картли в изгнании Бакар III Вахтангович; царевич Георгий Вахтангович.
Здесь же похоронены владетели Мингрелии князья Дадиани и другие представители грузинской царской династии и княжеских родов.
Ныне около 150 представителей грузинских царских и княжеских фамилий и их потомков, видных политических и церковных деятелей нашли последний покой в стенах некрополя Донского монастыря, что подчеркивает особое место и значение монастырского некрополя в истории российско-грузинских политических и культурных отношений.