Когда в отечественной исторической литературе «прошлое непрерывно улучшалось к лучшему», возник интересный парадокс: народ начинал считать наихудший сценарий развития событий в прошлом, самым вероятным.
Так получилось и с Инкерманскими штольнями. Отсутствие достоверной информации по этому вопросу, породило миф о том, что «злые комиссары взорвали штольни с ранеными, мирными жителями, маленькими детьми, стариками и женщинами. Источник? Старая статья в газете «Слава Севастополя» за подписью достаточно уважаемого корреспондента (правда, падкого на сенсации) Есть и первоисточник этого мифа: оккупационная газета «Голос Крыма».
Я уже писал об Инкерманских штольнях, но, бурная дискуссия, развернувшаяся вокруг этой темы, подвигла меня получить дополнительные материалы по данной теме, дабы уж совсем не было никаких сомнений.
В рассказе об Инкерманских штольнях традиционно «смешались в кучу кони, люди». Прежде всего, давайте «отделим мух от котлет». Есть РАЗНЫЕ штольни, и с ними связаны РАЗНЫЕ события.
В штольнях, расположенных по правой стороне, действительно, находился боезапас. На складах боезапаса находился только штатный персонал, посторонних туда не пускали. Медицинские учреждения располагались по левую сторону балки. Там действительно укрывалось местное население. 29.06.42 началась эвакуация людей из этих штолен.
Взрыв в штольнях с боезапасом прогремел в 1.20 ночи 30.06.1942 года. Нет, не 1-го июля, как любят рассказывать у нас, и как писали в своих газетах оккупанты, и не 29-го, как рассказывают у нас любители «удивительных историй». А, именно в ночь с 29-го на 30-е июня.
Многие пишут о том, что взрыв уничтожил множество немецких солдат, рассказывают о летящих по воздуху противотанковых пушках. Мне написали: «Да, и вот этот взрыв как раз и убил всех, не успевших эвакуироваться из штолен! Ударная волна уничтожила людей, а, завершил все пожар, начавшийся после взрыва…». Да, действительно, есть немецкие снимки, на которых из закопченных штолен выбираются мирные жители. Только все было не совсем так.
Противник говорит о нескольких ВНУТРЕННИХ взрывах, после которых обрушился склон горы, обращенный к реке на протяжении одного километра. Смотрим на входы в штольни по правой стороне: большинство из них разрушений не имеют. Рухнул только склон, обращенный к реке. Только отдельные глыбы откололись и скатились внутрь. «Да, нет, ну, ударная волна, пламя…»
Какая ударная волна? Какое пламя? В случае с Сухарной балкой противник пишет о погибших штурмовых пионерных отрядах, дает их численность, 50-я пд потерь не дает. Совсем. Ни в людях ни в технике.
Смотрим на снимок, датированный 1-м июля 1942 года. Обратите внимание: разброса камней почти нет. Взрыв был внутренний, фактически, камуфлет. В противном случае разброс камней составил бы 2-3 километра. Но его нет.
С госпиталем, действительно, связана трагедия, но виноват в ней не тот человек, который взрывал штольни. Произошла она позже. Цитирую.
Акт об установлении фактов злодеяний немецко-фашистских захватчиков в городе Севастополе в период оккупации 3 июля 1944 г.
… В период обороны Севастополя в Инкермане в штольнях завода шампанских вин находился военный госпиталь и медсанбат № 47. После отступления Красной армии, в штольнях №№ 10, 11, 12 и 13 осталось большое количество раненых бойцов и командиров, не успевших эвакуироваться. Среди них находились и жители города, прятавшиеся в штольнях от бомбежек. Немецкие изверги, захватив завод, перепились, а затем подожгли штольню. Вот, что показывают об этом злодеянии немцев жители поселка Инкерман Константин Сухинский, Евдокия Сухинская, Антон Гапличный, Анна Забияка, Екатерина Деева и другие:
«С приходом немецко-румынских захватчиков в Инкерман всем, прятавшимся в штольнях, а также раненым бойцам и командирам было приказано освободить штольни. Этот приказ успела и смогла выполнить только небольшая часть жителей и раненых. Несмотря на это, немецкие мерзавцы, перепившись, подожгли штольни. Находясь вблизи от штолен, мы слышали душераздирающие крики, плач, вопли о помощи, но ничем помочь не могли, так как вокруг штолен находились пьяные орды немецко-румынских варваров, хладнокровно наблюдавших гибель беззащитных советских людей. После пожаров в штольнях мы видели большое количество обгоревших трупов. Всего в штольнях погибло 3000 советских граждан, женщин, детей, а также раненных бойцов и офицеров Красной армии и флота».
«Да, нет, это все не так, наши просто сваливают вину на немцев!». Нет, это не так. Смотрим на снимок. Еще одна очень важная деталь. В отличие от более поздних снимков, на фото входы в штольни с госпиталем чистые, не закопченные. Склады уже взорваны, бывшие штольни с медицинскими учреждениями еще не имеют следов пожара, не завалены, не засыпаны.
Кое-кто и дальше будет рассказывать «о мульонах тыщщ мирных жителей, взорванных комиссарами», ну, что ж у каждого свои цели. Я просто дал материал. Делайте выводы.