Москва — не самый древний город России, но все-таки старинный. Памятников старины в столице много. Речь идет не об исторических зданиях музеев и дворцов, которые известны всем. Я здесь буду писать о тех крупицах древней Москвы, которую можно увидеть только на гравюрах и картинах в музеях и архивах. Старинные здания Москвы еще существуют, хоть город и меняется стремительно. Если старая Москва встречается целыми кварталами, особенно в центре, то старинную Москву надо успеть поймать.
||| Дорогой друг, приветствую тебя на моем канале " О Москве с любовью".
И сегодня я расскажу тебе про Спасо-Андроников монастырь.
Спасский собор Спасо-Андрониковского монастыря считается древнейшим частично сохранившимся московским храмом. Даже храм Рождества Богородицы в Кремле сохранился всего лишь до уровня хоров.
Есть несколько версий строительства этого храма. По первой версии-храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.
Но есть и другая версия. В ней говорится что, Спасо-Андроников монастырь основан в 1357 году и назван по имени своего первого игумена, преподобного Андроника, ученика Сергия Радонежского
Но было бы не интересно, если бы не существовала и легенда появления этого храма. И по легенде считается что, митрополит Киевский и Всея Руси Алексий в 1354 году по пути в Константинополь попал в шторм и поклялся построить собор в честь того святого или церковного праздника, в день которого он сумеет доплыть до бухты Золотой Рог. К Константинополю митрополит прибыл в день Спаса Нерукотворного.
Какой версии придерживаться решать тебе. Но мне больше всего нравится легенда.
Место основания обители могло быть присмотрено святителем во время одного из его путешествий в Орду с ходатайствами за московских князей: на высоком холме, у крутого поворота Яузы перед впадением ее в Москву-реку.
Ручей, впадающий в Яузу (был заключен в трубу в 1935 году) в память о благословенной константинопольской бухте Золотой Рог был назван Золотым Рожком (память о нем сохраняется в названии вала, набережной и переулков).
Здесь же сходились два пути: один шел через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и татарские улусы (Болванская дорога); другой путь уходил на восток – во Владимир, Нижний Новгород. Это "святое" перепутье, как его называли в старину, отличалось и ландшафтными красотами, увенчанием которых и стал Спасский монастырь. Позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.
Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.
Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
В 1420-1427 годах собор перестроили, он стал однокупольным четырехнефным. До наших дней дошли лишь белокаменные рельефы с изображениями растительности и зооморфных существ. Они украшали прежнюю алтарную преграду. Над фресками собора работал Андрей Рублев. В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.
Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть.
В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В середине XX века реконструирован в первоначальных формах,
но некоторые восстановленные детали внешнего убранства считаются спорными.
Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.
В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.
В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.
После революции здания Андрониковского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорных. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода "Серп и Молот", в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны. С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
В 1993 году при раскопках нашли древний престол собора и древнейшие захоронения, которые опознаны как могилы основателей Спасо-Андрониковского монастыря — преподобных Андроника Московского и Саввы Московского.
8 фактов о Спасо-Андрониковом монастыре
Название Собора
Спасский собор получил свое название благодаря митрополиту Алексию, церковному и государственному деятелю второй половины XIV века. Он основал Андроников монастырь и вложил в его храм икону Спаса Нерукотворного. Однако тот белокаменный собор, который знаем мы, появился позднее: вероятно, первый монастырский храм был деревянным.
Участие Андрея Рублева
Каменный Спасский собор, по свидетельству письменных источников, был построен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. К моменту возведения собора Андрей Рублев, который жил в Андрониковом монастыре, был уже старцем. О нем и его друге и сопостнике Данииле источники упоминают, что они создали «церковь каменную» — участвовали в возведении каменного храма, возглавили общее руководство работами и, возможно, пожертвовали личные средства на строительство.
Храмы-современники
Собор является современником таких известных храмов, как Успенский собор "на Городке" в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422–1423 годы), Рождественский собор Савинно-Сторожевского монастыря (1420–30-е годы). Все эти памятники архитектуры — примеры белокаменного раннемосковского зодчества.
Белый камень
Спасский собор построили из белого камня — красивого природного материала, который использовали на Руси еще в XII веке. Историки считают, что белокаменное строительство было гораздо дороже любого другого из-за сложной добычи, транспортировки и обработки такого материала. А добывали камень в выходящих к Москве-реке окрестностях современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова в Раменском районе.
Необычная конструкция
Подпружные арки храма, опирающиеся на столбы и поддерживающие купол, были ступенчато повышены относительно расходящихся от них сводов. Такую конструкцию разработали еще в домонгольский период русской архитектуры, однако во времена ордынского ига каменное строительство на Руси практически прекратилось и конструкцию на время забыли. Архитекторы Спасского собора одними из первых в XV веке обратились к этому старинному решению, которое придало храму динамичный силуэт и вертикальную устремленность.
Росписи Рублева
После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца. До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки. На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.
Собор после царской России
После закрытия Андроникова монастыря в 1918 году на его территории до 1922 года располагался один из первых концентрационных лагерей. Здесь отбывали наказание «долгосрочные» заключенные, а также «нежелательные элементы». Позже здания монастыря передали под общежития завода «Серп и Молот». В это время была разрушена колокольня монастыря и в целом стоял вопрос о сносе собора.
Современный облик
В 1947 году, к моменту основания Музея имени Андрея Рублева в стенах Спасо-Андроникова монастыря, собор находился в аварийном состоянии: его убранство было утрачено, крыши и купол протекали. Одним из инициаторов спасения храма стал первый директор музея Давид Арсенишвили. Реставраторам Петру Максимову и Борису Огневу в результате натурных исследований и снятия обмеров удалось узнать, каким был древний, первоначальный вид храма. Реставраторы-архитекторы Лев Давид, Борис Альтшулер и Сергей Подъяпольский вернули Спасскому собору его исторический облик.
Благодарю, что дочитали до конца.