Не так давно появился термин шеринг экономика (sharing economy) или экономика совместного потребления. Эта концепция была предложена Лессигом в 2008 году и о ней же говорили экономисты Ботсман и Роджерс в одной из книг в 2010-ом году. Суть ее заключается в том, что потребителю выгоднее платить за временное пользование продуктом, чем за владение. Говоря простым языком шеринг экономика – это аренда и прокат товаров и услуг.
На самом деле, мы все знакомы с этим понятием. Исторически люди всегда делились друг с другом товарами, услугами. Но с развитием мира и технологий шеринг перестал ограничиваться узким кругом друзей, знакомых или родственников и в 21 веке вырос до глобальных масштабов.
По оценке PwC объем экономики аренды и проката к 2025 году достигнет 335 миллиардов долларов. Так для сравнения, этот уровень составлял 15 миллиардов в 2015 году.
Рынок совместного потребления сейчас - существенный сегмент экономики и прибыльный бизнес. На основании этой концепции каждый день появляются все новые и новые виды предпринимательства: прокат автомобилей с водителями и без, аренда квартир для командирований и домов для отдыха, совместное использование транспорта, аренда рабочих пространств, краудфандинг и многое другое.
Отличительная особенность бизнеса, построенного на аренде и прокате, состоит в том, что первоначальные вложения могут быть минимальными, но быстро окупаемыми. Таким примером является Airbnb. Бизнес начинался с того, что Брайан Чески и Джо Геббиа в 2008 году стали предоставлять в аренду надувные матрасы для того, чтобы накопить арендную плату за квартиру. Уже через полтора года они привлекли 1 миллион долларов инвестиций.
Россиянин Сергей Петроссов в 2012 году предложил миру возможность брать в аренду частные самолеты. Так был основан стартап JetSmarter, получивший репутацию «убера для частных самолётов».
В век диджитал еще одной характеристикой бизнеса совместного пользования стало активное использование интернета. Создается огромное количество онлайн сервисов по аренде и прокату, упрощающих и ускоряющий транзакции и, что самое важное – позволяющих потребителям напрямую получать услуги от поставщиков.
ТРЕНДЫ
И, конечно, это все влечет за собой определение некоторых экономических трендов. Так в 2019 году Всемирный экономический форум выделил основные веяния, определяющие развитие экономики шеринга сегодня.
Демография играет немаловажную роль в распределении услуг проката и аренды. Очень важно при построении бизнеса понимать целевую аудиторию. Согласно докладу PwC, в США основные пользователи сервисов по аренде и прокату – женщины в возрасте от 18 до 24 лет, родители несовершеннолетних детей, домохозяйства с маленьким доходом и пожилые люди.
Рынок совместного потребления растет, а вместе с ним и внимание государства. Пронаблюдать это можно в Европе, где, к примеру, с 15-го года происходили протесты обычных перевозчиков против американского Uber, что привело к тому, что в некоторых странах на уровне государства или муниципалитетов отдельных территорий ограничено использование приложения.
Тоже самое коснулось и классифайдов (ресурсы с объявлениями от физических и юридических лиц с различными предложениями). К примеру, в Дании в 2018 году решили ввести обязательный налог с пользователей Airbnb. В России в 2019 году экспериментально был введен налоговый режим для самозанятых, целью которого является определение людей, пользующихся онлайн-платформами для поиска клиентов. Это говорит о том, что аренда и прокат заняли существенную долю экономических процессов.
Как утверждают многие исследователи, лучшее качество бизнеса сейчас – адаптивность. Рынок шеринга трудно прогнозируем и меняется каждый день и лучшее, что можно сделать – следить за трендами и суметь приспособиться. Это стало понятным на примере больших игроков, таких как Uber и WeWork. Первая подешевела на 30% всего за несколько месяцев после выхода на IPO, а вторая стала дешевле почти в 8 раз всего лишь за год. Казалось бы, наиболее прибыльные и популярные сервисы по каршерингу в Китае оказались на грани банкротства или вообще ушли с некоторых рынков.
Сегодня через сайты сдается в аренду огромное количество товаров и услуг: электроника, инструменты, авто, квартиры, офисы, бытовая техника, одежда и многое другое. Классифайды из бумажных газет перешли в онлайн и стремительно меняются под влиянием технологий. Euromonitor International в своем докладе подчеркнул важность скорости при пользовании сервисами. Чем меньше движений необходимо совершить пользователю для получения услуги, тем больше шансов на успех у сервиса. В связи с этим выросла популярность сайтов и приложений, охватывающих наиболее широкий спектр предложений. К примеру, в России такими сервисом является Avito, WeChat в Китае, в Казахстане – Ларенда.
Люди устали устанавливать множество приложений по каждому интересующему вопросу, поэтому простота, доступность и широкий охват стали ключевыми показателями в выборе решения.