Их редко встретишь на дорогах общего пользования и в продаже. Самые редкие автомобили тольяттинского завода либо сразу разошлись «по рукам», либо стоят в музее.
Lada Ellada — электрическая
«Tesla по-русски» производили совсем недолго — с 2012 по 2013 годы. Популярностью электрическая версия «Калины» не пользовалась, да и всерьёз её не продвигали. Наличие электромобиля в линейке Волжского завода было, скорее, пиар-ходом.
Запас хода Ellada — 150 километров. Всего было выпущено 80 автомобилей — последние продали юридическим лицам, чтобы завод мог отслеживать историю эксплуатации автомобиля. Обычные водители, купившие «ЭллЛаду» по цене в 960 тысяч рублей много лет назад, даже успели поработать на этих автомобилях в такси.
ВАЗ-21109 «Консул» — лимузин
Один из самых необычных автомобилей завода. По сути — это лимузин на базе ВАЗ-2110 с тем же мотором и коробкой передач.
«Консул» был впервые представили на Московском автосалоне 1996 года, а позднее тольяттинская фирма «Лада-Консул» начала производство машины по индивидуальным заказам. Обычный кузов «десятки» удлинили на 65 сантиметров, а сзади поставили перегородку, климат-контроль и мини-бар. Всё в лучших традициях лимузиностроения.
ВАЗ-210934 «Тарзан» — внедорожник
Изначально «Тарзана» проектировали для коммунальных служб — высокий клиренс, форсированный мотор от «Нивы», полный привод и «раздатка» делали ее практически вездеходом.
В гражданском обороте после опытной эксплуатации оказалось несколько сотен автомобилей. Некоторые из них позднее продавались по цене в полтора миллиона рублей и пользовались большим успехом у охотников и джиперов.
ВАЗ-2108 / Lada Samara Cabrio — кабриолет «Наташа»
Трудно сказать, почему первый и единственный кабриолет в народе прозвали именно так, но машина получилась интересной. Вместо жесткого — складной верх из плотной ткани, который мог выдержать даже поездки по зимним дорогам.
Lada Samara Cabrio собирали в Бельгии, правда, всего пять лет: с 1990-го по 1995-й. Под капотом стандартно: двигатель 1,5 л, мощностью 70 л.с., и механическая КПП. Партия — около 500 единиц.
Специальная версия ВАЗ-21106 для ГИБДД
«Догонялка» тольяттинских сотрудников ГАИ — настоящая легенда. В мифах 90-х от этой машины не могли уйти даже мощные немецкие Mercedes и американские Grand Cherokee. Пять минут погони, и огромный штраф за попытку скрыться были гарантированы.
ВАЗ-21106 — это не обычная «десятка». Это совершенно другой автомобиль. Изначально «сто шестая» строилась как гоночная версия гражданского седана под ралли. Кузов с двойным цинкованием, особо прочное сцепление, 6-ступенчатая коробка передач и двухлитровый двигатель от Opel мощностью 150 лошадиных сил превратили машину в настоящий спортивный снаряд.
Клиентского спроса на эту машину почти не было — всего за несколько лет продали примерно 15 машин. Производство кузовов для «сто шестой» завершилось уже через два года после премьеры, но мелкосерийное производство продолжалась до 2009 года. Часть машин отправили в ГИБДД на радость инспекторам — от «Опеля» машине достался не только двигатель, но и вся проводка, климатическая система и даже элементы салона.
Lada Signet — универсал для Канады
Некоторые модели Lada хорошо продавались на экспорт. Например, «классика» ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107, упакованная специальным электропакетом. Позднее на канадском рынке появились и универсалы ВАЗ-2104 — они пользовались особой популярностью у семейных канадцев, поскольку были дешевы, просты в ремонте и почти не ломались в холода.
Оснащены канадские «Четвёрки», конечно, гораздо лучше отечественных: климатическая система, улучшенное охлаждение, усиленный стартер, двойная проводка, качественная отделка салона, современные мощные фары, электронные помощники (например датчик незакрытой двери и непристегнутого ремня), катализатор в выхлопной системе и хорошая музыка.
Цены на Lada Signet начинались с 5 тысяч канадских долларов — в то время это был самый дешевый новый автомобиль на местном рынке.
ВАЗ-2329 «Нива» — пикап
ВАЗ-2329, он же «Лада 4×4 Пикап», — один из самых популярных автомобилей, производимых в Тольятти с 1995 до 2019 года. И он же — один из самых редких на дорогах. Пикап оснащался стандартным двигателем, двухдверной кабиной, а внутри могло разместиться четыре человека. Ради увеличения грузоподъемности до 680 килограммов в подвеске применили жесткие пружины от минивэна «Надежда».
ВАЗ-21111 ANTEL-1 — водородный!
В 2006 году АвтоВАЗ показал нечто, что казалось невозможным и запредельно крутым — водородный автомобиль ANTEL-1 на базе ВАЗ-21111.
Создавать машину еще с конца 90-х помогали Уральский электрохимический комбинат и РКК «Энергия» — предприятие «Роскосмоса». Главной силовой установкой машины стал водородно-кислородный электрохимический генератор «Фотон» на топливных элементах, изначально разработанный для космического корабля «Буран». Почти одновременно такой двигатель появился на ВАЗ-21111 и длиннобазовой «Ниве». Одной заправки водородом хватало на 250 километров пути. В 2019 году на основе этих решений построили водородную «Калину».
Если вам было интересно, поставьте «Нравится!» этому материалу. Вот ещё пара хороших постов: