Найти тему
МАМА НЕ ПРОТИВ

Опасные игры. Как объяснить малышу, что такое РИСК?

У меня растут мальчишки, в пять лет близнецы Миша и Гриша начали активно интересоваться тем как всё устроено в нашем мире. Однажды они спросили меня, что такое риск?

Наш традиционный рискованный заезд по магазину в корзинках для покупок
Наш традиционный рискованный заезд по магазину в корзинках для покупок

Я, конечно, сразу полезла в интернет. Нашла там множество определений этого термина. Самое простое звучит так: «Риск — это возможная опасность».

Дети требовали более полных разъяснений. И я вспомнила старинный рассказ про маленькую птичку, которая умела рисковать

«Камышовка». Карин Койт
В опасной близости от поверхности воды повесила камышовка свое гнездо между камышами. Но никогда его не зальет. Известно птичке насколько поднимается уровень реки. Выходит, можно рисковать, если умеешь точно рассчитать.
Рисковая камышовка свила гнездо рядом с водой
Рисковая камышовка свила гнездо рядом с водой

Я попросила мальчиков вспомнить ситуации из их жизни, связанные с риском. Гриша рассказал, что, он рискует, когда сильно разгоняется на самокате. А Миша привел пример из парка, когда он уехал на беговеле далеко от родителей и чуть не потерялся. Я согласилась, что в эти моменты братья действительно сильно рисковали.

На голове тоже,наверное, скоро будут ездить
На голове тоже,наверное, скоро будут ездить

Дети должны рисковать, это здорово пригодится им в жизни, считают психологи.

Недавно, мне попалось очень интересное исследование норвежских ученых Элен Беаты Хасен Сэндсеттер и Лейфа Эдварда Оттсена Кеннеара, опубликованное в журнале «Эволюционная психология» (ссылка в первом комментарии)

Оказывается, дети лезут на деревья и крыши гаражей, гоняют на роликах и даже устраивают потасовки не просто так: это важный эволюционный механизм, позволяющий им подготовиться к экстремальным ситуациям, которые возникнут в будущем.

Поэтому игры с элементами риска нужно рассматривать как часть нормального развития детей, так как учат их преодолевать собственные страхи.

В противном случает не пережитые, не побежденные страхи перекочевывают с ребенком во взрослую жизнь, порождая, множественные фобии, а, во-вторых, не позволяя ему адекватно реагировать на опасные ситуации.

Рискованные игры это те, что связаны с риском получения травмы
• Игры с большой высотой
• Игры с высокой скоростью
• Игра с физическим контактом

В статье приводится статистика нескольких стран, которая показывает, что большинство травм, связанных с детской игрой (результат падений или ударов качелями, падений с горок и детских «лазилок») не представляют серьезного ущерба для здоровья. Это синяки, ушибы, сотрясения и переломы – все это дети переживали на протяжении всей истории человечества, и они не оказывали существенного влияния на нормальное развитие ребенка.

И наоборот, чем больше в современном обществе уделяется внимания безопасности детей по всем направлениям, включая игры, тем выше уровень психопатологий. И в этом, по мнению ученых, главная проблема.

Мозг ребенка так устроен, что ему нужно получать сильные впечатления и опыт. И он придумает способ бояться и получить травму даже в обитой ватой комнате...

Всю жизнь в памперсах не проходишь
Всю жизнь в памперсах не проходишь

Российский психолог Зоя Немирова , с которой я дружу и очень доверяю, согласна со своими зарубежными коллегами. Вот, что на говорит:

"У детей нет собственного опыта, но ими движет интерес ко всему окружающему, родители могут им помочь безопасно знакомиться с миром и с опасными предметами. Например , показать на острый угол, дать ребенку, как следует его потрогать и рассмотреть. Родители не всегда будут рядом, и чем раньше, ребёнок изучит правила обращения с опасными предметами, тем спокойнее будет всем. Еще хорошее упражнение - вместе с ребенком понаблюдать за тем, что бывает с предметами, которые падают с высоты. Например, как изменится при падении яйцо. Обычно, это очень сильное впечатление производит на детей, и они запоминают, что открытое окно - это большая опасность.

Поэтому главный вывод — родителям необходимо найти баланс, с одной стороны уметь предупреждать те опасности, которые дети не могут предвидеть или которыми не могут управлять, с другой — позволять детям совершать рискованные действия в относительно безопасных условиях игры.

То есть быть, как та самая камышовка из рассказа Карин Койт

Буду благодарна за ваше мнение. Как вы считаете нужно учить ребенка рисковать или все же стоит его опекать подольше?