Власти давно говорят о том, что частные треноги нужно убрать с дорог. Дело в том, что такие камеры часто устанавливают с нарушениями. А инспекторы ГИБДД закрывают на это глаза. Ведь устройства автоматической фиксации нарушений помогают пополнять бюджет. Так законно сегодня их использование или нет?
Законопроект
В 2019 году депутаты внесли в Государственную Думу проект закона. Он должен был дополнить статью 2.6.1 КоАП РФ новой фразой. В норме собирались прописать, что камеры фиксации нарушений могут быть только государственными. Частные треноги после этого автоматически стали бы незаконными.
Сегодня мы видим, что содержание статьи 2.6.1 КоАП РФ так и осталось без изменений. Про принадлежность треног в ней ничего не говорится. Законопроект до сих пор не приняли, хотя против частных камер два года назад высказывался сам Владимир Путин.
Итак, треноги на дорогах по-прежнему могут устанавливать не только власти, но и индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Владельцы такого оборудования получают свою долю от взысканных административных штрафов.
Аутсорсинг в сфере фиксации ПДД практикуется во многих развитых странах. Но в России у этого вида деятельности есть своя специфика. И водителям она совсем не на руку. Фиксация нарушений ПДД для них − способ заработать деньги.
А в чем же, собственно, проблема?
Некоторые возмутятся: ездите по Правилам, тогда не нужно будет бояться треног! И никто не сможет обогатиться за ваш счет.
Все верно, законы должны соблюдаться. Но ведь их нарушают не только водители. Владельцы частных камер, в свою очередь, идут на нечестные ухищрения, противоречащие нормативной базе.
Размер их выгоды напрямую связан с тем, сколько правонарушений зафиксирует аппаратура. Идет настоящая погоня за количеством постановлений. Поэтому частные треноги стали прятать от автомобилистов. Их скрывают в кустах или за припаркованными автомобилями.
По закону автоматические камеры должны устанавливаться на участках дорог с повышенной аварийностью. А на деле их размещают там, где водители чаще всего нарушают скоростной режим. В результате по-настоящему опасные отрезки пути остаются без наблюдения.
Владельцы треног пренебрегают требованиями ГОСТов Р57144-2016 и Р57145-2016. Согласно действующим стандартам камеры запрещено устанавливать там, где водитель не сможет их увидеть. У нас же все происходит с точностью до наоборот.
Получается, что частникам не выгодно уменьшение числа административных правонарушений. Наоборот, чем больше водители будут пренебрегать Правилами дорожного движения, тем лучше. Происходит подмена понятий, которая может быть чревата ростом ДТП. Приносит ли такой надзор за дорожным движением реальную пользу? Вряд ли.
Как быть водителям?
Рядовым автомобилистам можно посоветовать использовать радар-детекторы. Они избавляют от необходимости то и дело смотреть по сторонам в поисках треног.
А как же дорожные знаки? С 1 марта 2021 года в ПДД появилась новая табличка − 6.22 («Фотовидеофиксация»). На первый взгляд, она помогает устранить пробел в законодательстве. В описании к знаку 8.23 не говорилось про то, что он может предупреждать об установке переносных камер. А вот в официальной расшифровке к символу 6.22 об этом сказано. Но не все так просто.
Во-первых, расстояние от знака 6.22 до зоны, где ведется наблюдение, может составлять от 150 до 300 метров. Разброс довольно большой. Во-вторых, длина самой зоны законом не регламентирована. В-третьих, в населенных пунктах эта табличка не будет устанавливаться вообще. Ее станут размещать только на въезде в город. Все это дает установщиков треног возможность варьировать места фиксации нарушений. Поэтому водителям остается ориентироваться на вспомогательные приборы.
Ну и напоследок банальный совет: соблюдайте ПДД. Это – универсальное средство от любых неприятностей на дороге.