Найти тему

Мозгoff.net или как манипулируют нашим мнением и сознанием. Часть 1.

В 2021 маркетинг переживает мощнейший подъем. Эта сфера популярна, как никогда. Особенно активными пользователями рекламы стали публичные личности: блогеры, ведущие, музыканты и другие творческие личности.

С момента появления реклама - это двигатель не только торговли, но и общественного мнения и сознания. Мощнейший скачок креативная индустрия получила в эпоху соцсетей. Миллионы людей ежедневно следят за своими кумирами, их жизнью и творчеством в инстаграме, фэйсбуке, вконтакте, тиктоке и других приложениях.

В соцсетях мы проводим около 5 часов ежедневно
В соцсетях мы проводим около 5 часов ежедневно

На манеже все те же

Каждый публичный скандал или шокирующая новость - это дело рук целой команды рекламщиков. Прекрасный пример - пресловутая Ольга Бузова. Девушка ворвалась в шоубиз после развода с нулевым вокальными данными, но отличными менеджерами и продюсерами. Даже раскрытие пения под фонограмму не повлияло на её популярность. Как бы я ни хотела смотреть на телодвижения Бузовой в разных отраслях, её лицо все равно ВЕЗДЕ.

Скандал в прямом эфире МАТЧ ТВ между Ольгой Бузовой и Дмитрием Губерниевым
Скандал в прямом эфире МАТЧ ТВ между Ольгой Бузовой и Дмитрием Губерниевым

Да, у неё много хейтеров. Но даже недовольство людей её команда вывернула в нужную сторону. Со словами в духе: "Ничего не бойтесь и делайте то, что любите!" она продолжает давать концерты, принимать участие в шоу, вести программы и даже недавно сыграла на сцене МХАТ. Великолепная работа менеджеров!

Ольга Бузова на сцене МХАТ
Ольга Бузова на сцене МХАТ

Хайпанем немножечко

Невероятные споры вызвал выбор тиктокера Дани Милохина в роли спикера международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Но хайп определённо был. Многие говорили об этом: и те, кто увлечён творчеством молодого блогера, и те, кто был откровенно с таким выбором организаторов не согласен.

Тиктокер Дани Милохин на ПМЭФ-2021
Тиктокер Дани Милохин на ПМЭФ-2021

Скрытая угроза

Сегодня публичные личности - лидеры в области продвижения продуктов, услуг и даже мнений. Это и хорошо, и плохо одновременно. Ни одно СМИ, рекламный билборд или доска объявлений не даст заказчику такого результата, как публичная личность. Особенно - блогеры-милионники и известные музыкальные исполнители. В этом "хорошесть", пожалуй, заканчивается. Из минусов, очевидно - манипуляция мнением и преподнесение идей под нужным углом. Это может быть даже опасно. Например, в среде молодёжи от 14 до 18 лет, часто неспособной мыслить критически и не обладающей жизненным опытом взрослого населения. А ведь в соцсетях зависают больше всего именно подростки. Какие идеи они могут принять как ориентир? Абсолютно любые. Даже экстремистские, если их будет транслировать кумир.

Рэпер Моргенштерн с детьми-фанатами
Рэпер Моргенштерн с детьми-фанатами

Ненастоящая красота

Отдельная проблема - трансляция публичным личностями "идеального" образа жизни: демонстрация красивой фигуры, лица без изьянов, крутых шмоток, дорогой машины и шикарного дома. Но не всегда за этим стоит реальная финансовая обеспеченность и довольство жизнью. Часто появлению и разгоранию у аудитории комплексов способствует простая ретушь фотографий - грамотные фильтры, добавление несуществующих элементов и т.д. Мы стремимся быть лучше, стать похожими на людей, которых...нет. Вспомните историю несуществующей модели Шуду Грэм, у которой было более 5 миллионов подписчиков!

Несуществующая Шуду Грэм
Несуществующая Шуду Грэм

Змей-искуситель XXI века

Мнением взрослых, более-менее состоявшихся в жизни людей также манипулируют. И делают это очень искусно, нажимая на наши болевые точки. "Вы потеряли работу? У меня есть классный курс, который поможет вам научиться зарабатывать, не выходя из дома!". "Вы - молодая мамочка, которая только начинает свой родительский путь? Купите мою книгу, в неё я вложила весь свой опыт мамы и врача!". Классические рекламные стратегии расцвели в онлайн пышным цветом. И это буквально за год, с появлением ковидных ограничений.

Реклама книги известного блогера-педиатра
Реклама книги известного блогера-педиатра

Включаем голову

На днях видела у одной мамы-блогера рекламу известного средства, название которого начинается на "эрго", а заканчивается на "ферон". В комментариях под этим постом куча разгневанных мамочек выразила мнение, что рекламируемый препарат - пустышка. На что блогер ответила: "Вы же сами выбираете, что покупать, а что - нет!". И она права. Мы сами делаем выбор. Хотя и часто - по чьему-то совету, яркой картинке, вкусному запаху, хорошей скидке. Но сами, своей головой.

Комментарии к рекламному посту в Инстаграм
Комментарии к рекламному посту в Инстаграм

Спасительные лайфхаки

Я раньше часто велась на подобные манипуляции, поэтому придумала чек-лист по борьбе с трансляцией ненужных идей:

1. Увидев рекламу, подумайте: а есть ли у вас на это деньги? Может, лучше потратить их на что-то более важное и нужное? Прием у врача, заправка машины, покупка продуктов и т.д.

2. Если деньги все же есть, представьте, что у вас нет и не будет рекламируего продукта. Ваша жизнь качественно изменится? Станет хуже? Или после приобретения все же будут однозначные улучшения?

3. Не торопитесь с покупкой! Подумайте: вам это точно нужно? Или просто это модно/купили все ваши подруги (друзья)?

4. Прислушайтесь к себе: не спекулирует ли реклама на ваших чувствах? Не заставляет ли чувствовать себя ущербным?

5. Поищите отзывы в сети на рекламируемый товар или услугу. Я таким образом отсеяла очень многое.

В следующий раз поговорим о том, почему известные люди не перестанут манипулировать нашим мнением.

-9

Ставьте лайки и пишите комментарии! Давайте рассуждать вместе)