Татьяна Сергеевна Бершадская - выдающийся музыковед-теоретик, коренная ленинградка, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, воспитавший целую плеяду известных музыкантов. В этой статье мы публикуем воспоминания Татьяны Сергеевны о страшном периоде ее жизни - Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
Татьяна Сергеевна родилась 4 июля 1921 года в Петрограде. Ее отец, Сергей Владимирович Бершадский, был музыкантом, дирижером и учеником известного русского композитора Николая Александровича Римского-Корсакова, а мама, Северьянова Нина Григорьевна, была преподавательницей французского языка. Юная Таня с детства была окружена музыкой, поэтому окончила сначала музыкальную школу, затем музыкальное училище, и в 1940-м году поступила в Ленинградскую консерваторию на историко-теоретический факультет.
В июне 1941 года Татьяна Сергеевна заканчивала первый курс консерватории. Весть о начале Великой Отечественной войны она узнала во время подготовки к экзамену по истории музыки.
“Мы собрались группой классе №3 консерватории. Солнечный яркий день! И мы занимаемся в классе, готовимся. Открывается дверь в класс, и входит моя двоюродная сестричка, которая в консерватории не училась. Я смотрю на нее во все глаза и не могу понять: почему она здесь? Вдруг она говорит: “Вы ничего не знаете? Война...”
Роковой день 22 июня перечеркнул жизнь миллионов советских граждан на “до” и “после”. Мирная жизнь осталась в прошлом - фашистские армии по нашей земле. Ленинград, как и многие города Советского Союза, перешел на военное положение.
“Нам объявили, что все студенты объявляются военнообязанными и разбиваются на отряды местной противовоздушной обороны. Привезли кровати из общежитий, так как отменялись походы домой.
Мы жили в консерватории и дежурили на чердаках. Я была в команде управления и связи - это значит, скажем, упала бомба, загорелось что-то. Значит надо бежать к пожарным и вызывать их, потому что даже обычные проводные телефоны были очень большой редкостью”.
Ленинградская консерватория была эвакуирована в Ташкент, однако по разным причинам, в городе на Неве остались многие педагоги и 132 студента, среди которых была и Татьяна Сергеевна. 8 сентября 1941 года вражеское кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось. Началась блокада.
Несмотря на бомбежки и артиллерийские обстрелы города,на то, что большинство студентов работали в МПВО, на заводах и фабриках, 15 октября 1941 года в консерватории начался новый учебный год.
“Когда мы отдежурили - садились за рояль играть, в четыре руки очень много играли. И я, например, жила с подружкой, у нас стояло два рояля. Мы закончим смену, бежим в библиотеку, чтобы взять ноты и поиграть.
У нас были лекции! 2-3 месяца шли как бы квази занятия, потом педагоги стали умирать от голода, транспорт прекратился, свет в консерватории тоже стал постоянно гаснуть, не говоря уже о свете в наших комнатах”.
Спустя несколько месяцев с начала блокады в оперной студии консерватории разместили военизированную команду ПВО и мобилизованных студентов отпустили по домам. Татьяна Сергеевна рассказывает, что для того, чтобы спрятаться от налетов авиации и обстрелов, она с семьей уходила на кухню. Толстые стены старых зданий уберегли их, но, тем не менее, осколок одного из снарядов попал в рояль, стоявший в комнате, и навсегда оставил след на инструменте.
“Авианалеты - это было конечно очень страшно. Но самое ужасное - это обстрелы. Это было еще страшнее, потому что о налетах нас хотя бы предупреждали минут за 10. Но обстрелы? О них никто не предупреждал.
Я запомнила первый артобстрел Ленинграда 4 сентября 1941 года. Мы с моей тетей пошли в магазин. И на углу Большой Морской и Гороховой улиц я услышала треск оглушительный, гром, и главное: я вижу огонь! Я ничего не поняла… Если это бомбежка - почему не предупредили? А это был первый снаряд, который попал в дом на углу Гороховой и Большой Морской”.
Однако кроме обстрелов и авианалетов самой страшной вещью для ленинградцев стал город. Нормы выдачи хлеба постоянно уменьшались, и к ноябрю 1941 года снизились до минимальных отметок - 250 граммов рабочих и 125 граммов всем остальным категориям.
“Два месяца я работала в детском доме как музыкальный педагог. Но потом его эвакуировали и я пошла за рабочей карточкой в военно-ремонтные мастерские. У меня первая запись в трудовой книжке - сборщик-оптик IV разряда.
Через полгода меня соседка спросила: “Зачем тебе там работать? Я тебя устрою в детский сад, у нас как раз нет музыкального работника. И я пошла. Карточка рабочая, да еще и в те дни, которые ты работаешь, тебя кормят обедом. Ничего себе: обед в детской кухне! Это очень дорогого стоило”.
Так прошли тяжелые 872 дня блокады, и 27 января 1944 года ленинградцам объявили самую долгожданную для них новость: блокада снята.
“В этот день мы собрались дома у подружки отмечать рождение ее сына. Только сели за стол и по радио сообщение: “Граждане ленинградцы! Сейчас будет передано важное сообщение. Блокада снята. Обстрелы вам больше не угрожают!
В 20 часов был салют. Боже мой, что это было! Вокруг прожекторы, фейерверки, все сияло так, как будто это был день. Люди друг с другом обнимались, целовались. Я читала о таких вещах в литературе, но то, что это действительно бывает я узнала 27 января 1944 года”
К сожалению, многие ленинградцы не дожили до этого дня. Только на Пискаревском мемориальном кладбище захоронено более полумиллиона жителей и защитников Ленинграда.
“У меня погибла вся семья. Умер папа, но он болел, правда. Умерла мамочка моя в 50 лет. Умерла бабушка и умерла моя двоюродная сестрёнка, ровесница моя, Верочка Северьянова”.
Татьяна Сергеевна проработала в детских садах музыкальным работником с 1 января 1943 года по октябрь 1945 года. С возвращением консерватории из эвакуации приступила к занятиям. Став известным музыковедом, она до последнего преподавала в консерватории, состояла в аттестационной комиссии и продолжала заниматься научными исследованиями. Однако всю жизнь первейшим праздником для нее оставался день полного снятия блокады Ленинграда, а самой дорогой наградой - медаль “За оборону Ленинграда”.
Татьяны Сергеевны Бершадской не стало 8 мая 2021 года. Однако память о выдающемся Человеке живет в наших сердцах. И особо ценно ее пожелание молодому поколению: любить свою страну и помогать ей преодолевать трудности и недочеты, которые всегда бывают и не могут не быть.
#Росмолодежь #росмолгрант #ресурсцентр #роспатриот #ВКМП #Россиястранавозможностей