Есть в Соединённых Штатах такая традиция — давать не просто «говорящие», а ещё и вычурные прозвища для своего вооружения.
Под «Мечом Армагеддона» подразумевается система наземного стратегического средства сдерживания (Ground Based Strategic Deterrent, GBSD), которая встанет на вооружение вместо МБР Minuteman III (ММ), несущих боевое дежурство более полувека. Этим ракетам регулярно продлевают срок службы в рамках программы SLEP (support a modest life-extension program), что вызывает недовольство у противников программы. Их довод заключается в том, что SLEP дешевле, но при этом технологически отбрасывает США назад по сравнению с успехами России и Китая в области усовершенствования вооружения. Американские военные убеждены, что после 2030 года ракеты ММ, держащиеся в строю за счёт программы продления эксплуатации, буквально развалятся, а США тогда не смогут сдерживать Россию.
Если понаблюдать за высказываниями американских лидеров и их решениями, то создаётся ощущение, будто в президентских администрациях США работают патологические психопаты — чего стоит один только недавний пример: буквально на позапрошлой неделе состоялся женевский саммит, который хоть немного внёс ясность в напряжённые российско-американские отношения. Казалось бы, оба президента озвучили идею, сформированную ещё в 1980-е годы: в ядерной войне не бывает победителей. Однако уже 22 июня американские военные начинают установку систем ПРО Aegis Ashore на базе в Редзиково (Польша) — всего в 220 км от Калининграда.
Выбор даты для освещения сего события страной, некогда в одностороннем порядке вышедшей из договора по ПРО, символичен сам по себе. К тому же, примечательно, что ещё недавно была вероятность, что США не станут размещать в Восточной Европе стратегическое ядерное вооружение наземного базирования. Учитывая, что база в Редзиково уже в сентябре будет эксплуатироваться на все 100%, можно предположить, что наземная версия «Иджиса» вот-вот будет введена в эксплуатацию, можно предположить, что задел для применения потенциальных новых ракет малой и средней дальности, способных нести и ядерные боеголовки, уже есть.
Что же касается «Меча Армагеддона» - о нём в Пентагоне сообщили ещё в апреле этого года. Как отметили в американском военном ведомстве, GBSD должен вступить в строй в 2029 году.
В отличие от России, США мало связывали ядерный статус со своим военным статусом в мире после распада СССР: в Вашингтоне считали, что США и без обновлений для ядерной триады впереди планеты всей — тем более, что единственный геополитический конкурент распался. Таким образом американцы были уверены в том, что они обладают как качественным, так и количественным превосходством в неядерных вооружениях.
Для России же ядерный статус в тот период был последним рубежом защиты государственного суверенитета.
Теперь, когда российский арсенал не ограничивается дозвуковыми средствами доставки и пополняется вооружением на новых физических принципах, в Вашингтоне, осознав, что вожделенная концепция однополярного мира трещит по швам, а с мнением и интересами России (а также других геополитических игроков) приходится считаться, взялись за создание преемника ММ. Как гласит народная мудрость, горбатого лишь могила исправит.
Выходит, что рассуждая о мире во всём мире, США ради своих глобальных амбиций могли бы и «Мечом Армагеддона» помахать — тем более, что ещё в 2016 году Хиллари Клинтон предлагала шантажировать Россию угрозой ядерного нападения, и у дарительницы «перегрузки» очень много идейных сторонников.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"