Найти тему
Журнал «Баку»

Фотофестиваль в Баку: город без людей

В пространстве Центра современного искусства YARAT в Баку открылся 1-й Международный фестиваль уличной фотографии (BSPF). Этот жанр обрел новую актуальность после локдаунов 2020 года, когда урбанистические пространства предстали в совершенно новом свете.

Фестиваль продлится до октября 2021 года.

Фото: Sasha Van Der Werf
Фото: Sasha Van Der Werf

Эпиграфом к событию организаторы выбрали цитату из классической работы Ролана Барта Camera lucida: «Фотография должна быть тихой, и дело не в сдержанности, а в музыкальности». Набор громких имен участников выглядит своеобразным контрапунктом к этому высказыванию. Тем более что сам проект обещает быть вовсе не тихим: в программе не только выставки, но и ежедневные мастер-классы, онлайн-конференции в Instagram, лекции в зуме и творческие встречи.

Фото: Jean-Marc Caracci
Фото: Jean-Marc Caracci

Обосновывая выбор темы – «Улицы в фокусе», – устроители говорят об изменившейся за последний год оптике: карантин позволил заново увидеть привычные урбанистические ландшафты. Города приблизились к той малолюдности, которая характеризовала композиции мастеров начала ХХ века. Когда другой теоретик фотографии Вальтер Беньямин писал эссе о снимках фотографа Эжена Атже, он подчеркивал, что пустынность кадров Атже окрашивает городское пространство неясной тревогой, делая его похожим на репортаж с места происшествия. Второй год уличные фотографы пересобирают окружающий мир заново. Мегаполисы без людей и машин оказались непростой натурой: присутствие человека дарило улицам сюжеты, пустота и одиночество заставили присмотреться к геометрии линий, игре объемов, цвета и тени. Городские репортажи времен тотального локдауна напоминали формальные эксперименты авангардистов 1920-х годов – и одновременно позволили разглядеть площади и улицы в их самодостаточности, их минимализм и избыточность, красоту и уродство.

Фото: Rebecca Wiltshire
Фото: Rebecca Wiltshire

Сделав акцент на новом урбанизме, куратор проекта российский фотограф Андрей Глазков собрал в Баку тех, кто давно играет и экспериментирует на этом поле. Парижский фотограф Жан-Марк Карачи, чьей экспозицией в Музее азербайджанской живописи XX–XXI веков стартовал фестиваль, запечатлевает городское пространство с точки зрения исследователя-одиночки, свободно фланирующего по улицам. Как комментирует сам француз, «это человеческое присутствие, этот силуэт, возникающий всегда в нужном месте в нужное время, придает городу неожиданную красоту и великолепие». В своей экспозиции Карачи собрал сравнительный материал для анализа – снимки 27 европейских столиц (проект называется Homo Urbanus Europeanus) – и предоставил зрителям возможность установить сходства и различия. Куратором выставки выступила художница Фахрия Мамедова, сама прекрасный фотограф, сумевшая спроектировать экспозиционное пространство как череду вопросов: что такое современная Европа, кто такие европейцы и в чем их европейство проявляется.

Фото: Андрей Глазков
Фото: Андрей Глазков

Приглашенный гость фестиваля российский фотограф Игорь Мухин стал звездой в середине 1990-х: одному из немногих, ему удалось передать в своих снимках романтику перестроечной Москвы – ветер перемен, гремучую смесь надежды, влюбленности и дерзости, растворенную тогда в московском воздухе. С тех пор Мухин снимал город в разные его периоды: кооперативную эклектику, лужковские башенки и собянинскую реновацию, пикники «Афиши», застолья новых русских, вечеринки «Птюча» и митинги оппозиции. Город-джаз, город-блюз и город-реквием. Столица стремительно менялась, но взгляд Мухина, ироничный и сопереживающий, сумел разглядеть и законсервировать неистребимую московскую атмосферу городского карнавала. Помимо прочего, Мухин прекрасный педагог и бессменный преподаватель школы Родченко, вырастивший не одно поколение репортеров: возможность показать ему свое портфолио и получить рецензию дорогого стоит.

Игорь Мухин
Игорь Мухин

Австралийская фотохудожница Ребекка Уилтшир – тонкий социолог и исследователь новой телесности. В своих работах она бесцеремонно рассматривает людей в моменты максимального раскрепощения и беззащитности – в отпуске на пляже, в расплавленном полураздетом состоянии. Люди, дети, домашние питомцы – динамичные многофигурные композиции. Спонтанный, никем не срежиссированный театр, дающий представление о современной этике и эстетике. На Zoom-конференции Ребекка рассказала участникам фестиваля о языке современной фотографии – о том, что делает фотографа художником.

Мастер контрастных черно-белых композиций австриец Саша ван дер Верф проведет в рамках фестиваля серию онлайн-лекций и конференций. Он расскажет об уловках, к которым прибегают уличные фотографы, моделируя и совершенствуя мир, поделится секретной формулой «свет, вода и дым», которой регулярно пользуется, и поднимет сложную тему о роли модели и постановке света в репортажном фото. А специалист по архитектурному фото бакинец Рауф Аскеров расскажет о принципах съемки зданий и интерьеров – то есть о том, как сделать портреты дома, улицы и человека.

Фото: Акиф Акаев
Фото: Акиф Акаев

Председатель Объединения фотографов Азербайджана Мирнаиб Гасаноглу в рамках своего мастер-класса показал редкие фотоматериалы из архива Союза фотографов Азербайджана и совершил увлекательный экскурс в историю фотоискусства – от первых опытов до сегодняшних экспериментов.

Музыковед, писательница и актриса Фариза Бабаева прочла лекцию «Как фотография пришла в Баку» – о героях и авантюристах XIX века, прибывших в город огней вместе со своими дагерро- и стереоскопами, диорамами и волшебными фонарями, и о том, как вместе с ними появились и прижились в Баку иноземная речь, фотоателье, печатные салоны и прочие европейские достижения.

Санана Алескерова в профессиональном сообществе знают как последовательного документалиста. Его черно-белые снимки прочно укоренены в реальности. Даже если художник играет с объемами и поверхностями, зритель все равно угадывает за ними фрагменты живой жизни. Большую часть работ Санан снимает на пленку и сам печатает: «Если хочешь сделать так, как хочешь, надо все делать самому – это закон для художника». Мастер много лет преподает фотографию, вырастил не одно поколение азербайджанских фотографов. На вопрос, почему он сохраняет верность пленочному производству, Алескеров отвечает: «Поцарапанная пленка – это кайф. Пятно от моего пальца на негативе – это автограф, который никто не подделает». На мастер-классе Санан рассказал о своих старых и новых фотопроектах, соединив персональный опыт с историей развития технологий.

Фото: Jean-Marc Caracci
Фото: Jean-Marc Caracci

Специальный гость фестиваля американский грузин Ладо Почхуа совмещает в своих работах живописную и фотографическую традиции, не разделяя искусство на жанры. Исходя из убеждения, что художник – не набор навыков, а образ жизни и мысли, Почхуа смешивает образы разных эпох, записывает сны и изобретает фэнтезийную реальность, используя коллаж, печатные и живописные техники.

Иранец Мехран Черагчи из той породы фоторепортеров, для которых правда и красота повседневности – константа, не требующая доказательств. Руководимый тем самым чувством момента, о котором легендарный Анри Картье-Брессон писал как о решающем в судьбе фотографа, Мехран снимает простые сюжеты: неспешную жизнь, неброских героев и их незамысловатый быт. Но внутреннее настроение каждого кадра, его строй и ритм превращают обыденность в поэзию.

Помимо выставок и встреч в программе фестиваля значится открытый конкурс «Улицы в фокусе» для профессионалов и любителей старше 14 лет из любой точки планеты. Цель конкурса – организовать сообщество молодых фотографов, работающих в жанре стрит-фото. Чтобы принять участие, достаточно загрузить свои снимки на сайт www.bakustreetphoto.az. Экспертное жюри рассмотрит все работы и присудит награды в четырех категориях: одиночный снимок, серия, мобильная фотография и аналоговая фотография.

Фотографии предоставлены Центром современного искусства Yarat

Журнал "Баку"