Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Искусство эпохи каджаров: выставка в Музее Востока

В Москве в Музее Востока открылась выставка искусства эпохи Каджаров. Выставка продлится до 25 июля 2021 года. История каджарской живописи и прикладного искусства связана с тюркской династией Каджаров, в XVI веке пришедшей с территории Нагорного Карабаха, утвердившейся в Гяндже и правившей на территории современного Азербайджана вплоть до 1925 года. За почти три столетия их правления в восточном искусстве произошел переворот. Запрет на изображение человека, существовавший и строго соблюдавшийся восточными мастерами много веков, каджарскими живописцами был нарушен, что стало настоящей революцией. Каджарские правители отправляют мастеров учиться в Европу – художники путешествуют по странам Средиземноморья, знакомятся с ренессансной живописью. Возвращаются и производят на свет свой вариант Возрождения – на причудливый восточный манер. Главное достижение каджарских живописцев – портретные изображения. Парадные мужские портреты – в рост, с вытянутыми, как у испанских мастеров, фигурами, с н
Неизвестный автор. Женщина у окна. Иран, XIX век
Неизвестный автор. Женщина у окна. Иран, XIX век

В Москве в Музее Востока открылась выставка искусства эпохи Каджаров. Выставка продлится до 25 июля 2021 года.

История каджарской живописи и прикладного искусства связана с тюркской династией Каджаров, в XVI веке пришедшей с территории Нагорного Карабаха, утвердившейся в Гяндже и правившей на территории современного Азербайджана вплоть до 1925 года. За почти три столетия их правления в восточном искусстве произошел переворот. Запрет на изображение человека, существовавший и строго соблюдавшийся восточными мастерами много веков, каджарскими живописцами был нарушен, что стало настоящей революцией.

Каджарские правители отправляют мастеров учиться в Европу – художники путешествуют по странам Средиземноморья, знакомятся с ренессансной живописью. Возвращаются и производят на свет свой вариант Возрождения – на причудливый восточный манер.

Главное достижение каджарских живописцев – портретные изображения. Парадные мужские портреты – в рост, с вытянутыми, как у испанских мастеров, фигурами, с нарочито выделенными глазами – наглядный образец того, что в искусствоведении называется «встречей двух традиций – европейского Ренессанса и восточной миниатюры». Орнаментально-условное изображение одетого тела и одновременно глубокая, объемная прорисовка лица.

Женские образы в каджарской традиции – отдельная история. Любопытно, что женские изображения «населяли» мужскую половину дома. Как правило, их встраивали в деревянные ниши, оформленные в неоготическом стиле. Возникал эффект своего рода театральной декорации – из каждого проема в комнату заглядывали луноликие красавицы в ярких одеждах – танцующие, красиво изгибающиеся, томно возлежащие, с бубнами, сазами, кастаньетами, цветами и бокалами вина. Хозяин дома словно попадал в сказочный гарем – его окружали полуобнаженные девушки со светящимися белизной лицами, готовые всячески развлекать, ублажать и радовать. Согласно концепции, на полотнах были изображены идеальные женщины, но очевидно, что создавались они по образу и подобию конкретных моделей. Как правило, эти портреты выставлялись в зале для приемов – бируни, где собиралось исключительно мужское общество. Мужчины проводили время в воображаемой компании – это напоминало сладкий сон.

Кураторы выставки очень тонко срежиссировали музейное пространство – так что у зрителя есть счастливая возможность рассмотреть каджарский женский портрет в той же сценографии, как два века назад.

Но в экспозиции представлены не только такие произведения: каджарские художники создали удивительную галерею европейских образов. Кстати, интерес Востока и Европы друг к другу был взаимным – в XVIII–XIX веках в Европе появилась мода на ориентализм, женщины наряжались в шаровары и тюрбаны, а на Востоке пикантным считалось выйти к гостям в европейской одежде – жена одного из каджарских правителей, например, надевала балетную пачку и гольфы. Дома было модно украшать портретами европейцев, одетых по западной моде, – их рисовали на стеклянных пластинках и подсвечивали. Хозяев и гостей дома окружал тогда сказочный хоровод заморских гостей – в диковинных шляпах, златокудрых, голубоглазых, излучающих свет – не иначе как пришельцев из сказки.

Желание театрализовать и раскрасить повседневность, сделать бытовую жизнь похожей на мечту – очень важный момент для понимания сути каджарской революции в искусстве. Отсюда и экспрессивные картинки на стенах – с изображением сражений со сказочными дивами. Батальные сцены, вытканные на коврах и рисованные на папье-маше, где все соперники выглядят равно и проигрывают достойно. Предметы быта с изображением женщин-кошек и мифических коров. Свет-зеркальца с солярными и лунными знаками-оберегами, охраняющими красоту отражения. Это карнавальное мироощущение, открытое каджарами, впоследствии воспроизвели в своих работах художники абшеронской школы Расим Бабаев и Джавад Мирджавадов. Вспомним бабаевских дивов – они явные потомки тех самых существ, которые охраняли стены каджарских гостиных.

Экспозиция в Музее Востока не просто тонко оформлена, но и дает представление о том, что три века каджарской революции в искусстве шли параллельно с изменением нравов, отношения к религии и миру в целом. Зритель понимает, как снятие изобразительных запретов повлияло на быт людей и их восприятие реальности. Как герои национальных эпосов – Лейли и Меджнун, Кероглу – сходили со страниц гравюр и поселялись на комодах и крышках шкатулок. Как женщины переодевались в европейские платья, суфизм проникал в головы людей. А политика шагала в сторону расширения границ и связей посредством языка дипломатии.

Текст: Наталия Бабинцева

Фото: Государственный музей Востока

Журнал "Баку"