Найти в Дзене
Елена Евгеньева

Группа Дятлова. «Зону с дороги уже сняли»

В дневнике Зины Колмогоровой бросается в глаза странная фраза о произошедшем изменении между Вижаем и 41-ым поселком по состоянию на 25–26 января 1959 года:

25.1.59г

«<…> Приехали в Вижай. <…>

26.1.59г
<…>

А потом ждали машину и поехали. Нынче дорога не такая красивая, снега меньше. Зону с дороги уже сняли. Ехали долго. У меня, как всегда, опять отыскался какой-то земляк. Приехали на 41-вый поселок.

<…>»

Здесь показалась любопытной фраза «Зону с дороги уже сняли», объяснения которой в интернете найти не удалось. Что она значит? Что между Вижаем и 41-ым поселком на дороге была зона. Это может означать, что в предыдущие годы на этом отрезке пути был забор, ограждение, шлагбаум, знак «Закрытая зона»?

Как мы знаем, с начала 50-х годов количество заключенных в Ивдельлаге начало резко сокращаться из-за амнистии и отсутствия массового пополнения. Поселок 2-го Северного рудника ранее входил в систему Ивдельлага, но на момент прибытия (27 января 1959 года) туда дятловцев он уже был заброшенным по вышеуказанным причинам.

Это вроде бы самое логичное объяснение фразы из дневника. Но… Запись в дневнике касается промежутка пути между Вижаем и 41-ым поселком.

В Вижае находилось одно из головных отделений Ивдельлага. Вряд ли сокращения начинаются с головных отделений.

Утверждение Зины Колмогоровой «зону с дороги уже сняли» логически означает, что ранее Зина уже бывала в этих местах, и положение на дороге было иное.

Но наряду с наиболее вероятным объяснением этой фразы мне в голову пришло следующее предположение:

глагол «снять» вкупе со словом «зона» невольно материализует слово «оцепление». То есть, на предыдущих отрезках пути оцепление еще было, а здесь его уже сняли. Оцепление в связи с побегом заключенных из зоны. В защиту такой моей вольной трактовки фразы «Зону с дороги уже сняли» говорит вот эта сделанная в Вижае фотография, на которой видим группы Дятлова и Блинова и военных с собакой:

Якобы военные приехали в Вижай на комсомольское собрание. Хм, с собакой. Да и возраст военных явно «посткомсомольский». Ладно, можно предположить, что собака просто влезла в кадр попозировать, или что военные с собакой приехали на комсомольское собрание рассказать собравшимся о своей опасной и трудной работе. Но если не зацикливаться на наиболее логичном объяснении событий, а взглянуть чуть шире, то вырисовывается весьма любопытная картина, которую подпитывает и широко распространенная версия гибели дятловцев, в которой фигурируют беглые зеки, побег которых как раз совпал по времени с дятловским походом, хотя документального тому подтверждения найти не удалось.

Не единожды в комментариях встречается вопрос, какова же моя версия исхода этой трагической истории? Отвечу вкратце – в материалах дела при желании можно найти подтверждения всем основным выдвигаемым версиям. Поэтому, выстраивая свою версию произошедшего, пытаюсь найти объяснение казалось бы взаимоисключающим допущениям. То есть, я поставила перед собой задачу встроить в версию почти все остальные версии кроме ссоры между туристами и схода лавины. То есть, моя версия гибридная, так как включает наличие в деле и мансийского следа, и техногенного момента, и даже «контролируемой поставки» и беглых заключенных. Но немного в ином плане, чем это описывается в каждой «чистой» отдельно взятой версии.

*) «техногенную» часть своей версии (которой, как оказалось, придерживался и Юрий Юдин, утверждавший, что «ребята случайно оказались свидетелями каких-то испытаний и, подвергшись отравлению, были обречены на гибель», и следователь Иванов, и журналист Яровой, даже зашифровавший все «техногенные» компоненты в своей книге «Высшей категории трудности») на канале я изложила очень подробно, поэтому пока повторяться не буду.

**) так называемая версия «гибель от рук манси» гласит, что манси уничтожили группу, так как та оказалась в священном для манси месте и т. п. Версию эту подпитывает странное поведение тамошних манси, как будто они что-то знают и чего-то опасаются. На наличие проводников из местных намекает в протоколе допроса отец (к слову сказать, университетский профессор) погибшего Рустема Слободина (об этом на моем канале была статья «Пржевальский»). Но по части «манси» в мою версию манси вписываются не как уничтожители группы, а как проводники. Причем проводники не дятловцев, а «беглого» заключенного.

***) согласно существующей версии «контролируемой поставки», кое-кто из дятловцев были сотрудниками КГБ под прикрытием и должны были передать иностранным агентам важную дезинформацию, касающуюся советских ядерных технологий. По моему предположению, объектом «контролируемой поставки» должен был быть «беглый» заключенный. Или как называю его про себя «Гена», человек с татуировкой.

Еще полгода назад я бы утверждала, что дятловцы оказались в неурочное время в плохом месте. Но после сопоставления и обдумывания новооткрывшейся информации следовало бы сказать, что именно «беглый заключенный» оказался в плохом месте. Неудачные испытания прибора, которые проводили дятловцы, привели к гибели «беглого заключенного» и к провалу операции «живой поставки».

Вы закономерно спросите, почему словосочетание «беглый заключенный» беру в кавычки. Сначала я предполагала, что «Гена» действительно сбежал, чтобы встретиться с Золотаревым (который перед походом уволился с Коуровской турбазы и всем сообщил, что сразу же после похода отправится на юг к больной маме) и исчезнуть в неизвестном направлении. Но после многих неувязок и несостыковок пришла к выводу, что не он сбежал, а его сбежали. То есть, дали ему сбежать, но так, чтобы он об этом не догадывался, а полагал, что удалось сбежать самостоятельно.

Тут следует сделать необходимое отступление, касающееся «Гены». 25 августа 1945 года на военном аэродроме Дюбендорф, неподалеку от Цюриха, приземлился советский истребитель «Як-9». Пилот (Геннадий Кочетов) попросил о предоставлении ему политического убежища. Советская сторона требовала Кочетова выдать, но швейцарская сторона согласилась вернуть самолет, но в выдаче летчика отказать. И тогда специальные группы НКВД взяли в заложники пятерых швейцарских дипломатов. Один из них (Рауль Валленберг, который в годы войны спасал венгерских евреев) сгинул в ГУЛАГе. Швейцарская сторона была поставлена перед непростым выбором – двое русских (вышеупомянутый боевой летчик 23-летний Геннадия Кочетов и 34-летний Владимир Новиков, разработчик ракетных систем) и пятеро дипломатов. Решение было принято в пользу последних, поэтому Новиков и Кочетов были сразу же выданы советской стороне. Швейцарских дипломатов освободили через несколько недель. Новиков продолжил труды ракетного конструктора в «шарашке» за колючей проволокой, а Геннадия Кочетова расстреляли. Но скорей всего нет. Оставили «про запас» под безликим номером заключенный номер такой-то. До поры, до времени. И вот такое время наступило.

Согласно воспоминаниям участвовавшего в поисках дятловцев Аскинадзи, «когда меня в парткоме института сначала уговаривали, а потом просто приказали, собирать группу на продолжение поисков, настоятельно просили внимательно посмотреть, нет ли каких улик, подтверждающих планы ухода оставшейся группы за границу. Видимо, по рации это же указание получил и Ортюков. Он первые дни нас безжалостно гонял вокруг лагеря кругами, радиусом 5-6 километров, и мы добросовестно это исполняли».

А граница-то в тысяче километров. И вот тогда невольно вспомнились легенды и байки о задействовании самолетов для спасения из совлагерей важных (или представляющих особое значение) лиц. Получается, поисковики в радиусе 5-6 километров от места обнаружения палатки и дятловцев искали следы приземление самолета, который должен был взять на борт «Гену» и Золотарева. Но трагически завершившиеся испытания дятловского прибора спутали все карты.

Читатель спросит, каким же образом это отступление связано с началом этой статьи. По каким признакам Золотарев еще в пути мог понять, что запланированный побег «Гены» с зоны удался? По наличию военных с собаками и по разговорам местных о сбежавших заключенных.