Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Руководство ЕС сильно напугано возможным расколом по поводу диалога с Россией

Немецко-французский план переговоров с Путиным был сбит со своего курса в основном восточноевропейскими членами, союзниками США. Вдумчивое и дальновидное предложение канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона о возобновлении саммита ЕС-Россия внезапно было пущено под откос на саммите ЕС в Брюсселе в пятницу. Достичь консенсуса было невозможно, и обмен мнениями выявил сильную скрытую оппозицию любому диалогу с Россией на данном этапе.

Перед отъездом в Брюссель Меркель представила предложение перед немецким парламентом в Берлине в четверг утром. «Президенту США недостаточно поговорить с президентом России. Я очень этому рада, но Европейский Союз также должен создавать разные форматы для обсуждения», – сказала она. Ссылаясь на войны в Ливии и Сирии, Меркель добавила: – «ЕС должен определить повестку дня общих стратегических интересов, например, по защите климата, а также в областях мира и безопасности». Меркель заранее проконсультировалась с Макроном, который сразу же одобрил предложение, когда он прибыл в Брюссель на саммит ЕС в четверг вечером. «Диалог необходим для стабилизации европейского континента, но он должен быть твердым, поскольку мы не откажемся ни от каких наших ценностей или наших интересов», – сказал Макрон, – «Мы не можем сохранять чисто оборонительную позицию по отношению к России в каждом конкретном случае, в то время как, вполне законно, мы видели, как развернулась структурированная дискуссия между президентом Байденом и президентом Путиным».

В последние месяцы нарастали конфликты в сфере отношений ЕС с Москвой, а в Брюсселе распалялись по поводу того, что глава внешнеполитического ведомства Хосеп Боррелл не был хладнокровен во время своего визита в Москву в феврале. Президент Литвы Гитанас Науседа откликнулся на франко-германскую инициативу, заявив: – «Это все равно, что пытаться поговорить с медведем, чтобы спасти часть меда». Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте едко заметил, что ему не нравится сама мысль о том, чтобы сидеть в одной комнате с Путиным.

Независимая политика от США. Безусловно, Макрон и Меркель слишком опытны в отношениях с Россией, чтобы не знать, что один саммит с Путиным не приведет к мирной политике. Скорее, их намерение состоит в том, чтобы разработать внешнюю и военную политику в отношении России, более независимую от Вашингтона, и тем самым укрепить позиции ЕС в формирующемся многополярном мировом порядке и создать пространство для переговоров с Россией и Китаем.

Меркель выступила в Бундестаге с европейской точки зрения, что недостаточно «позволить себе расспросить нас о переговорах с президентом Соединенных Штатов», но ЕС должен быть «достаточно и мужчиной и женщиной, чтобы выдвигать свою точку зрения в прямых переговорах». Сильные слова, поскольку они появляются через пару недель после саммитов Группы семи, НАТО и ЕС-США, где линии разлома в трансатлантическом альянсе едва ли можно было скрыть.

Не заблуждайтесь, подход Германии и Франции к России как таковой отнюдь не «смягчается». Оба участвуют в военных учениях НАТО в Черном море. Франция присоединилась к массированному военно-морскому маневру Sea Breeze в Черном море, который проводится США и Украиной и включает 5000 военнослужащих, 32 корабля и 40 самолетов из десятков стран. И впервые в четверг Германия направила в Румынию два истребителя Eurofighter из тактического авиационного крыла 71 «Рихтгофен», которые будут патрулировать воздушное пространство Черного моря вместе с британскими войсками.

Однако Макрон и Меркель сохранили «общую картину» – стратегическую автономию ЕС – когда они обсуждали предложение о возобновлении диалога между ЕС и Россией. Они увидели, что Байден, не моргнув глазом, пригласил на саммит «убийцу» Путина, потому что это как раз то, что нужно в интересах Америки. Они обеспокоены тем, что ЕС играет второстепенную роль. Макрон резко отреагировал, когда франко-германское предложение о диалоге с Россией было отвергнуто: – «Сегодняшнее заблуждение состоит в том, что мы – самая держава с самой жесткой позицией по отношению к России, несмотря на то, что они наши соседи. Несколько недель назад мы видели, как президент Байден встречался с президентом Путиным. Я сказал своим друзьям за столом: он не спрашивал вашего мнения. И вы видите, как они встречаются, и это вас не шокирует. Странные мы какие-то».

Вашингтон дергает за ниточки? Макрон добавил: – «У меня нет навязчивой идеи относительно саммита. Я буду откровенен, мне не нужен саммит ЕС, чтобы увидеть Владимира Путина. Я видел его несколько раз в качестве президента и буду продолжать видеться с ним». Неизвестно, дергает ли Вашингтон за ниточки, чтобы убить франко-германское предложение. Фактически, наиболее яростные возражения против этого предложения исходили из стран Восточной Европы, которые, как известно, являются доверенными лицами Вашингтона, особенно усердствовали Польша и страны Балтии.

Примечательно, что германо-французская инициатива о встрече на высшем уровне с Путиным появилась даже тогда, когда лидеры ЕС в Брюсселе обнародовали совместное сообщение об отношениях ЕС с Россией. Боррелл заявил: – «В нынешних обстоятельствах возобновление партнерства между Европейским Союзом и Россией, позволяющее наладить более тесное сотрудничество, кажется далекой перспективой». Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Лайен склонна соглашаться: – «Осознанный выбор и агрессивные действия российского правительства в последние годы создали негативную спираль».

Безусловно, США не могут быть снисходительными после того, как Меркель ответила Вашингтону на вопрос о проекте газопровода «Северный поток-2». В отношениях с Китаем Меркель также стремится к сбалансированному подходу и конструктивному взаимодействию, что разочаровывает Вашингтон. И теперь Меркель сделала отношения с Россией еще одним ключевым шаблоном стратегической автономии ЕС.

Но Меркель не из тех, кто предпочитает волноваться. После неудачи в пятницу немецкий лидер представил свою кампанию в открытом доступе, заявив на пресс-конференции: – «Президент США встретился для серьезного разговора с Владимиром Путиным, который, как мне показалось, был наградой для россиян. На мой взгляд, суверенный ЕС также должен иметь возможность представлять интересы ЕС в подобном разговоре».

Разделенный ЕС. Немецкое общественное мнение поддерживает позицию Меркель. Ее вероятный преемник на посту канцлера Армин Лашет в интервью газете Financial Times на прошлой неделе также призвал вывести Россию из состояния дел, заявив, что Запад должен попытаться «установить разумные отношения» с Москвой, а «игнорирование России не служит ни нашим, ни интересам США». Но суть в том, что германо-французская инициатива вызвала раскол внутри ЕС, причем страны Восточной Европы и Балтии, географически более близкие к России, опасаются любого ослабления подхода ЕС к Москве. В равной степени немецко-французская инициатива вызвала тревогу на Украине, Грузии и Молдове, то есть, в «ближнем зарубежье» России.

Проще говоря, франко-германское предложение расстроило страны, наиболее обеспокоенные действиями Москвы. Их преследует призрак того, что приглашение ЕС Путину на данном этапе может смягчить подход блока к Москве, что неизбежно приведет к усталости от санкций в отношении России. Это означает, что блок пока вынужден отложить франко-германскую идею. Между тем в заявлении, опубликованном после саммита в пятницу, содержится призыв к Европейской комиссии и Борреллу «представить варианты дополнительных ограничительных мер, включая экономические санкции».

М.К. БХАДРАКУМАР