Прижизненных портретов Антона Павловича Чехова немного. Писатель не любил позировать и был крайне щепетилен в отношении своих живописных изображений. Тем более редким является его портрет, созданный малоизвестным петербургским художником Николаем Ивановичем Кравченко. На нем перед нами предстает почти незнакомый Чехов.
История создания полотна весьма примечательна. Зимой 1895 года, дней за десять до поездки в столицу, писатель, отвечая на настойчивые просьбы медиамагната Алексея Суворина, хозяина газеты «Новое время», приехать в город на Неве, вопрошал: «Хорошо, я приеду в Петербург, но будет ли у меня комната, где я мог бы спрятаться? Это вопрос весьма важный, ибо весь февраль я должен буду писать, чтобы заработать на свое путешествие» (речь шла о предполагаемой поездке куда-нибудь «в Австралию или в устье Енисея»).
И такая комната нашлась. Гостю предоставили просторный кабинет самого Суворина в Эртелевом переулке (ныне ул. Чехова, 6). Казалось бы, там можно было уединиться и заниматься литературным творчеством, но не тут-то было! Чехов подоспел в столицу аккурат к Масленице (иными словами, к поре кутежей и гуляний), и все благие намерения писателя полетели в тартарары...
Первые дня два он еще пытался работать: редактировал новый рассказ, отправлял почту. Успел также навестить семейство давно обосновавшегося в столице брата Александра Чехова, совершил прогулку по Невскому. Но потом писателя закружила череда встреч с собратьями по перу, посиделки за пиршеским столом, новые знакомства...
Такими оказались обстоятельства, которые сыграли известную роль в том, что писатель поддался искушению увидеть себя изображенным на холсте.
Чехов позировал молодому художнику Кравченко все в той же квартире Сувориных в Эртелевом переулке.
Многие хотели повидать в те дни Чехова. Известный в столице доктор и гипнотизер Осип Фельдман не преминул обратиться к Антону Павловичу с просьбой оставить в его заветном альбоме знаменитостей свой автограф. Возвращая его с посыльным спустя два дня, Чехов в сопроводительной записке написал: «Хотел сам привезти альбом, но нельзя: меня пишет художник».
Судя по всему, на создание наброска портрета писателя у Кравченко ушло не больше трех-четырех дней. Больше времени уделить живописцу Чехов не мог, а 16 февраля уже покинул Петербург...
Какая между ними пробежала кошка – непонятно. Антон Павлович добросовестно высидел положенное время, необходимое художнику, но в следующие свои приезды в Петербург с Николаем Кравченко больше не встречался. Имя живописца не встречается ни в переписке Чехова, ни в мемуарах его современников.
В изданном в 1906 году каталоге к вернисажу Кравченко против графы «Портрет писателя Чехова» значилось, что он «неоконченный» и оценен в 300 рублей. В то время как масштабные батальные полотна художника можно было приобрести в четыре-пять раз дороже. Возможно, в дальнейшем автор доработал портрет, поскольку сегодня он выглядит вполне завершенным...
По материалам рубрики «Наследие» автора Леонида Сидоренко.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.