Найти в Дзене
Лекторий СПВ

Неизвестный портрет Чехова. Таким писателя вы еще не видели

Прижизненных портретов Антона Павловича Чехова немного. Писатель не любил позировать и был крайне щепетилен в отношении своих живописных изображений. Тем более редким является его портрет, созданный малоизвестным петербургским художником Николаем Ивановичем Кравченко. На нем перед нами предстает почти незнакомый Чехов.

Портрет А. П. Чехова. /Художник Николай Кравченко. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет А. П. Чехова. /Художник Николай Кравченко. Фоторепродукция из открытых источников.

История создания полотна весьма примечательна. Зимой 1895 года, дней за десять до поездки в столицу, писатель, отвечая на настойчивые просьбы медиамагната Алексея Суворина, хозяина газеты «Новое время», приехать в город на Неве, вопрошал: «Хорошо, я приеду в Петербург, но будет ли у меня комната, где я мог бы спрятаться? Это вопрос весьма важный, ибо весь февраль я должен буду писать, чтобы заработать на свое путешествие» (речь шла о предполагаемой поездке куда-нибудь «в Австралию или в устье Енисея»).

И такая комната нашлась. Гостю предоставили просторный кабинет самого Суворина в Эртелевом переулке (ныне ул. Чехова, 6). Казалось бы, там можно было уединиться и заниматься литературным творчеством, но не тут-то было! Чехов подоспел в столицу аккурат к Масленице (иными словами, к поре кутежей и гуляний), и все благие намерения писателя полетели в тартарары...

Первые дня два он еще пытался работать: редактировал новый рассказ, отправлял почту. Успел также навестить семейство давно обосновавшегося в столице брата Александра Чехова, совершил прогулку по Невскому. Но потом писателя закружила череда встреч с собратьями по перу, посиделки за пиршеским столом, новые знакомства...

Чехов в 1901 году. Фото из открытых источников.
Чехов в 1901 году. Фото из открытых источников.
Такими оказались обстоятельства, которые сыграли известную роль в том, что писатель поддался искушению увидеть себя изображенным на холсте.

Чехов позировал молодому художнику Кравченко все в той же квартире Сувориных в Эртелевом переулке.

Многие хотели повидать в те дни Чехова. Известный в столице доктор и гипнотизер Осип Фельдман не преминул обратиться к Антону Павловичу с просьбой оставить в его заветном альбоме знаменитостей свой автограф. Возвращая его с посыльным спустя два дня, Чехов в сопроводительной записке написал: «Хотел сам привезти альбом, но нельзя: меня пишет художник».

Судя по всему, на создание наброска портрета писателя у Кравченко ушло не больше трех-четырех дней. Больше времени уделить живописцу Чехов не мог, а 16 февраля уже покинул Петербург...

Какая между ними пробежала кошка – непонятно. Антон Павлович добросовестно высидел положенное время, необходимое художнику, но в следующие свои приезды в Петербург с Николаем Кравченко больше не встречался. Имя живописца не встречается ни в переписке Чехова, ни в мемуарах его современников.

29-летний Чехов. Фото из открытых источников.
29-летний Чехов. Фото из открытых источников.

В изданном в 1906 году каталоге к вернисажу Кравченко против графы «Портрет писателя Чехова» значилось, что он «неоконченный» и оценен в 300 рублей. В то время как масштабные батальные полотна художника можно было приобрести в четыре-пять раз дороже. Возможно, в дальнейшем автор доработал портрет, поскольку сегодня он выглядит вполне завершенным...

По материалам рубрики «Наследие» автора Леонида Сидоренко.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.