Английский эсминец Defender –«Защитник» нёсся сквозь русские воды на всех своих паспортных 30 узлах, чтобы русские пограничные катера его не догнали. Чем капитан по фамилии Оуэн потом жутко гордился в разговоре с журналистами. Ах, какой мужественный дядька! Решил указать русским их место не признаваемых «мировым сообществом» оккупантов якобы украинского Крыма и потому улепётывал со всех ног от их сторожевых катеров! И он же одновременно что-то вещал про непроходимую храбрость английского флота, который идёт туда, куда хочет, невзирая на сопротивление! Как это может вязаться в одном мозгу, непонятно. Тем более что всё закончилось предсказуемо: русские попросту подняли в воздух авиацию. А фронтовой бомбардировщик Су-24М уж всяко быстрее любого морского корабля. Так что он просто положил четыре бомбы по курсу англичанина, который тут же вильнул в нейтральные воды. Не стал принимать бой и защищать территориальную целостность Украины. Потому что очень храбрый.
Кажется, ну, прошёл и прошёл. Хотя при желании русских давно бы лежал на дне, потому что противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» комплексов береговой обороны «Бастион» летают ещё быстрее, чем Су-24М. На двух Махах против полутора.
Британская пропаганда тут же завела шарманку о том, что это (а) был «мирный проход» и (б) что это был законный проход через украинские территориальные воды. И мы только делаем большие глаза, вдруг увидев там русских.
Зрада случилась там, где не ждали. Сначала присутствовавший на борту «Дефендера» корреспондент Би-би-си растрезвонил на всю Ивановскую, что английский эсминец знал, что идёт через воды русские. И более того – готовится с русскими воевать, вооружаясь к бою.
А затем та же Би-би-си рассказала, что в её офис явился некий сознательный гражданин, пожелавший сохранить инкогнито, и передал папку с почти 50 листами распечаток секретного совещания британского Министерства обороны. Информационная корпорация оказалась сознательной в духе неизвестного гражданина и тут же предала секретные бумаги огласке.
И оказалось, что найденные за автобусной остановкой в графстве Кент документы, действительно, принадлежат высокопоставленному чиновнику Минобороны, что оное министерство тут же и признало. Но главное – что было в тех бумагах.
А были в них материалы совещания в этом ведомстве, что состоялось за несколько дней до «мирного прохода» эсминца «Дефендер». И оказалось, что проход, точнее «просквоз» британского парохода осуществлялся в рамках операции Op Ditroite. Операция должна была продемонстрировать поддержку Англией Украины. По факту – поддержку нацистского режима в Киеве.
Был спор: всё же потыкать медведя палкой в его берлоге или просочиться мимо русских территориальных вод?
Победили в споре «храбрецы», которые очень хотели «продемонстрировать, что Британия считает воды вблизи Крыма украинскими», но при этом обещали, что «планируют операцию аккуратно, анализируя все возможные риски». И слово своё, как видим, сдержали: эсминец пролетел по краю территориальных вод, как мог скорее, так что предупредительная стрельба пограничных катеров ему была, действительно, не страшна – со своими 21 узлами «Океаны» его не догоняли никак. А про «Ониксы» и Су-24 английские военные, наверное, забыли.
А вернее, просто понадеялись на традиционный разум и миролюбие русских. Сколько раз уж такое бывало, что пропускали и отпускали явных нарушителей, покамест те совсем не наглели и не грозили оружием. Но когда-то «терпелка» кончалась – и любой историк холодной войны вспомнит вам не меньше дюжины случаев, когда нарушитель в лучшем случае оказывался в советской тюрьме. А в худшем – на дне моря.
Но и это ещё не всё самое интересное. То, что в британском военном ведомстве вместо защиты своего отечества планируют вооружённые провокации против России, чреватые войною, – не самое любопытное. И даже потеря секретных документов – не самое забавное. Это ведь были выходные. А в выходные каждый британец считает своим долгом варварски нажраться спиртного в пабе. Вынес дядечка секретную папку, дёрнул рюмку, дёрнул вторую, – с кем не бывает.
Прелесть этой истории в другом. Сначала секретная папка покидает границы совещательной комнаты, а затем – и военного ведомства. Это настолько вопиюще для любой армии мира, что просто не лезет в голову нормальным военным.
Затем документы были забыты по пьяной лавочке на остановке. Но кто же это такой заботливый гражданин, что не только поднял папочку, прочёл документики, но и догадался отнести их не в Минобороны (может, медальку бы какую дали), а сразу журналистам? Да не в какую-нибудь яркоголосую бульварную газетёнку, гонящуюся за тиражами, а в саму правительственную вещательную корпорацию. А та – тоже не возвращает секреты военным, а тут же начинает о них вещать!
Каков же ответ на эти вопросы?
Их два. Первый: право свободного прохода не зависит от того, за кем мировое сообщество признаёт то или иное побережье. У мирового сообщества очень много непризнанных побережий, споры по которым между странами ведутся подчас столетия. Мировое сообщество и Гибралтар за Британией не признаёт, однако та не торопится возвращать его Испании. Мировая морская практика показывает, что право мирного прохода могут ограничивать или вовсе запрещать и державы, которые оккупируют некие территории и благодаря этому контролируют их территориальное море. Британия может хоть на стенку лезть, называя Россию «оккупантом» Крыма, – но пока здесь состояние вооружённого конфликта, Москва может вообще никого не пускать ни в каком качестве.
Ах, нет вооружённого конфликта между Россией и Украиною? Так это же подрыв всей политики Запада на украинском направлении! «Дефендер» на это нацеливали?
А на второй вопрос предельно серьёзно ответил министр иностранных дел России Сергей Лавров в только что вышедшей статье в газете «Коммерсант», напомнивший о результатах встречи президентов России и США в Женеве. По его словам, встреча закончилась желанием начать предметный диалог о стратегической стабильности, констатацией недопустимости ядерной войны, а также пониманием необходимости консультаций по проблемам кибербезопасности и некоторым другим вопросам. Причём результат на каждом из направлений возможен лишь с помощью нахождения «баланса интересов».
Однако практически сразу по их завершении официальные американские лица, включая участников женевской встречи, стали напористо обозначать прежние установки, – подчеркнул Сергей Лавров.
И означают эти слова предельно простую вещь. На саммите в Женеве, действительно, обозначились подвижки к лучшему в стратегических отношениях между Россией и США. И в перспективе они могли привести к большей стабильности и меньшему ожесточению в отношениях между Москвой и Западом. Но очень многим на Западе это не нужно. Не нужно милому «английскому поросёнку», как его прозывают, Борису Джонсону, премьеру Британии. Не нужно серьёзным кругам в Британии – от «храбрых» среди военных до тихих среди тихих, но способных указать государственной вещательной корпорации на полезность раскрытия военных секретов.
Этого не нужно и многим в Европе. Тем, кто истериками и прыжками в ширину заблокировал инициативу глав ФРГ и Франции Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона продолжить курс Женевы на встрече уже Европы с Владимиром Путиным.
Но на третий вопрос ответа пока нет: это сознательный курс части Запада на войну с Россией? То есть это та самая непроходимая глупость, последняя глупость Запада?