Найти тему
Анна Серебряная

Сновидения в эмиграции

В одном из своих рассказов, посвящённых теме эмиграции, Дина Рубина сказала «душа располовинена» и думаю, что для многих из тех, кто прошёл этот путь смены места, данная фраза очень понятна.

Мне показалось важным, начать с понятия дома. Ведь говоря о такого рода сновидениях мы думаем о доме, тоске по нему, взаимоотношениях с темой дома во внутреннем и внешнем пространстве. Какому месту я принадлежу и принадлежу ли вообще? Где дом? Найден ли он, оставлен позади, или его лишь предстоит обрести?

Какому месту я принадлежу и принадлежу ли вообще? Где дом? Найден ли он, оставлен позади, или его лишь предстоит обрести? Добавьте описание
Какому месту я принадлежу и принадлежу ли вообще? Где дом? Найден ли он, оставлен позади, или его лишь предстоит обрести? Добавьте описание

Пропуская пространство через воображение, мы обживаем его внутри своего бессознательного, присваиваем его. Наша жизнь начинается с уютного пространства материнской утробы, переходя затем в отчий дом. Мы обживаем его также, как он обживает нас. Дом встроен в нас на физиологическом уровне. Даже в темноте мы можем пройти по его коридорам, нащупать ручку двери или нужного ящика. Мы повторяем одни и те же движения, бродя по его закоулкам, телесно помним его.

Это происходит с каждым знакомым пространством. Так, я до сих пор детально помню дорогу от дома до станции метро в Москве. Помню странный отрезок пути, на котором мне всегда вспоминались сновидения прошлой ночи. Переживания распределены по местности как внутри, так и снаружи. Она играет важнейшую психологическую роль в нашей жизни. Локализация в пространстве имеет для психики больше значения, чем хронология. И хронология сна, период, о котором он хочет сообщить, зачастую сообщается именно через место: оно вмещает в себя переживания того отрезка жизни. Начав изучать сновидения, я много писала о ландшафтах бессознательного. Ведь место действия сна определяет его принадлежность: когда сон происходит в вашей прежней квартире, он скорее всего хочет сообщить о переживаниях, связанным с периодом, когда вы жили в ней, опыте и эмоциях, актуальных в этом пространстве.

Гастон Башляр писал: «Бессознательное всегда имеет жилье. Следует добавить, что это уютное, счастливое жилье. Бессознательное живет в пространстве своего счастья. Нормальное бессознательное умеет всюду устроиться с удобством. Психоанализ приходит на помощь выдворенному бессознательному, такому, которое силой либо хитростью заставили покинуть свое пристанище».

-2

Упражнение:

Задумайтесь на минуту и представьте себе дом вашего бессознательного. Его географию. Как он выглядит, насколько ему в нём уютно? Где в этом доме для вас расположено самое сокровенное место?

Является ли этот дом домом вашего детства? Или фантазийным, составленным по крупицам из пространств жизни?

Возможно, вам захочется нарисовать его?

Помимо пространства и событий нашего прошлого, бессознательное содержит в себе «дом» потенциальный, Самостный. Он выстраивается в нас процессом индивидуации и обретения себя. И через эту мысль мне хотелось бы провести ниточку от прошлого в потенциальное. Ведь душа содержит все эти измерения: прошлое, настоящее, будущее и вечное.

Бессознательное и сновидения связывают их в единый, непрерывный континуум, формируют целостность. Хоть и не всегда Эго готово принять её со всеми теми чувствами и переживаниями, что хранят в себе потаённые места нашего внутреннего мира: тоску по дому, одиночество, неприсвоенное счастье.

Существует ли вообще тоска по дому? Думаю, да. Всегда. Она зарождается вместе с сознанием, как мечта о потерянном рае, независимо от того, случался ли с вами опыт переезда. Это некое психологическое убежище и взаимоотношения с ним, а также его с реальностью, во многом определяют уровень нашей адаптированности. Даже если образ этого рая сложно составить из реалий, предлагаемых прошлым и настоящим и особенно в этом случае. Насколько глубоки различия между этим убежищем и моей действительностью? Прячусь ли я в нём, или всё же выбираю строить свой дом в настоящем?

Юлия Валерьевна Власова в одной из своих лекций рассказывала о таком психологическом убежище на примере грустной сказки «Девочка со спичками». Там героиня, сиротка, видящая мир с его враждебной стороны, не имеющая психологических инструментов, чтобы выстроить отношений с реальностью, в конце концов погибает, зажигая одну за другой спички, свет которых позволяет ей сбежать в это психологическое убежище, где есть еда, любящая бабушка и тёплый дом.

Однако, в норме, такое психологическое убежище может давать нам ресурс и вдохновение для выстраивания актуального настоящего.

-3

Чем больше пространств и опыта мы встраиваем в дом нашего бессознательного, тем одновременно сложнее и легче установить взаимоотношения с этим потерянным раем, ведь и наша идентичность преображается. Мы можем подойти к нему очень близко в реальности, или наоборот отдалиться. А возможно, и то и другое одновременно? Ведь есть огромная разница в том, чтобы уезжать к чему-то и от чего-то. И разница эта будет проявляться не только во взаимоотношениях с домом прошлого, но и в выстраивании отношения с домом настоящего, в степени готовности к ассимиляции новой культуры вокруг, включении её в собственную идентичность.

Но независимо от этого, душа действительно приобретает эти дополнительные измерения: до и после, там и здесь, фантазийное «а если бы».

«А если бы» содержится в нас всегда и любое сновидение, по сути своей, является своеобразным упражнением у этом, предлагая нам побыть с иным и другим, показывая, что в каждом из нас содержится абсолютно всё и нам лишь стоит найти в себе смелость дать этому место и наладить диалог.

Примерно на втором курсе университета мне приснился сон: я сижу на уроке в школе и учитель громко оповещает на весь класс - «Итак, дети, а сейчас открываем паспорта и в графе религия записываем «мусульманство».

Помню, тогда этот сон очень позабавил меня и хоть я и задумалась о том, что такого ближневосточного Самость призывает меня включить в свою идентичность? Но тогда отреагировала я скорее сопротивлением. Всё это казалось мне очень чуждым и вызывало отторжение.

Важно сказать, что на тот момент Израиль практически не существовал на моей ментальной карте мира. Я еврейка со стороны дедушки по отцу, которого никогда н знала и идентичность эта была практически не представлена в нашей семье, ограничиваясь упоминаниями вскользь. Оглядываясь назад, я понимаю, что это наложило на меня отпечаток. Это будто четверть твоей души остаётся заполнена домыслами. При этом всю беременность мною родители были уверены, что уедут в Яффо, практически сидели на чемоданах, но затем передумали, об этом я узнала многим позже, уже после переезда. Я часто думаю об этой истории, когда ловлю себя на взгляде в сторону старого Яффо сейчас и ощущая странную, ни на что не похожую и совершенно иррациональную ностальгию.

И вот, 10 лет спустя, после этого сновидения, уже 4 года как израильтянка, я пишу о нём, и думаю, как так получилось, то я вдруг оказалась здесь? И насколько это удивительно, что мои сновидения уже тогда будто вели меня на Ближний Восток?

А такими интересными сновидениями со мной поделилась подписчица: «Снится сон, что я дома в Стамбуле, проверю рабочую почту и приходит сообщение, что будущий работодатель купил мне билет в Париж.

А второй сон о том, что художник Фрэнсис Бэкон проводит мне экскурсию по своей выставке в Центе Помпиду, а я ему говорю: «Прости, но я работаю в другом музее». На что он отвечает: «Ты – дура, иди ко мне».

Как проигрался этот сон: сновидица приехала работать в Лувре, а потом её переманили в центр Помпиду, где как раз была выставка Бэкона.

Но какие сновидения снятся нам, когда факт переезда уже свершился? Безусловно стоит отметить, что тему эмиграции в сновидении можно выделить весьма условно. В данном случае, мы можем ориентироваться либо на фактор присутствия определенных образов, либо на субъективное ощущение от сновидения. Но если в случае с конкретными образами это понятно, с субъективным ощущением куда сложнее. Потенциально, практически в любом сновидении, при наличии релевантного жизненного контекста, мы можем найти что-то на тему поиска места. Но это будет подразумевать анализ и подробный разбор, до которого такие сны могут не дойти, просто не попав в контекст. Ведь если мы зададим вопрос о наличии сновидений на тему эмиграции, при отсутствии указующих символов, сон не попадёт во внимание.

Ещё до конференции мы с друзьями часто делились нашими сновидениями и обнаружили один похожий мотив, о котором затем я прочитала и в одной из статей на тему.

Общаясь со знакомыми, изучая собственные сновидения, литературу и эмигрантские форумы, я обнаружила весьма примечательный вид "эмигрантских сновидений». Мотив таков: во сне вы возвращаетесь на родину, вам там хорошо (или не очень, это может варьироваться), но вот в какой-то момент вы понимаете, что вернуться обратно в страну иммиграции вы не можете. Чаще всего потому, что потеряли документы или опоздали на последний самолет. Снятся такие сны не всем, но очень распространены.

Приведу лишь несколько из них:

"словно я вернулась домой, не понятно зачем, как и почему, начальник злобно хохочет и говорит - ну вот, я тебе говорил не увольняйся, говорил - возьми без содержания, я тебя просил - уговаривал, а ты?! ... а теперь твое место занято. Я почему-то суматошно где-то начинаю работать, копить какие-то деньги, искать пути к возвращению в Италию...

..некоторые детали меняются чуток, но переживаю во сне жутко и просыпаюсь в холодном поту с облегчением, что все хорошо и я тут..."

"Я вновь в Москве, на старой работе в школе. Стою в коридоре и звенит звонок. Мне безумно стыдно и некомфортно, что я вновь здесь, школьники странно поглядывают. Почему я вообще здесь, я же должна быть в Израиле? Как мне вернуться?"

"О, ужас...мне снится почти каждую ночь, я уезжаю домой, прихожу на свою старую работу, меня берут, но дают самый противный участок работы, самый плохой стол и т.д. Я хочу вернуться и тут начинаются какие-то ужасы, то самолеты перестают летать то муж не хочет, чтобы я возвращалась..."

"Это один из кошмаров, которые мне снятся. Что-то в таком роде: уезжаю в Италию из России. Хочу уехать. Но не получается, потому что на самолет опоздали или документы потеряны, или самолеты не летают. А виза вот-вот завтра заканчивается."

Мне было интересно также узнать, бывают ли похожие сновидения у тех, кто жил за пределами постсоветского пространства. Выборка здесь не так велика, но вот пример сновидения уроженца Аргентины, переехавшего в Израиль:

"Я лечу обратно в Аргентину, но перед тем как покинуть аэропорт, израильтяне на границе говорят мне, что если я вернусь, то не смогу попасть в страну и потеряю гражданство. Я всё же еду и затем оказывается, что у меня нет необходимых документов, чтобы пересечь границу Аргентины.

Потом картинка меняется, и мы с друзьями едим стейки".

Бессознательное здесь будто призывает сновидца побыть в том пространстве между. Переварить и усвоить его. Ведь человек - куда больше, чем его идентичность, несмотря на то, что страна, безусловно, играет важную роль в её выстраивании.

В процессе переживания сновидения, при вовлечении эмоционального опыта, у нас активируются те же зоны мозга, что отвечают за данные эмоции при бодрствовании.

Но какова связь между страхом во сне и эмоциями после пробуждения? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи провели эксперимент. Они попросили 89 добровольцев вести в течение недели дневник сновидений. Каждое утро сразу же после пробуждения участники эксперимента писали, могут ли они вспомнить сон, и, если да, то какие эмоции после него они испытывали. В конце тестовой недели каждого участника обследовали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Затем ученые показали испытуемым как нейтральные, так и вызывающие беспокойство изображения, такие как грабеж. Результат, по мнению исследователей, был поразительный: те, кому дольше и чаще снились кошмары, реагировали на эти негативные изображения менее эмоционально. "У них меньше были активированы островковая доля, поясная кора и миндалевидное тело при просмотре негативных изображений. Кроме того, оказалось, что префронтальная кора была более активна, а это та область мозга, которая может подавлять деятельность миндалевидного тела в тревожных ситуациях и, таким образом, гарантировать, что мы не парализованы от страха и можем действовать" (Virginie Sterpenich (University of Geneva, Switzerland) et al., Human Brain Mapping, doi: 10.1002 / hbm.24843).

Такие образы стандартно обыгрываются у людей, испытавших или находящихся в состоянии сильнейшего стресса и страх потерять завоёванное новое жизненное пространство, безусловно, относитмя к таковым.

Бессознательное, посредством сновидений, помогает нам осмыслить и пережить этот сложный опыт отрыва от места. Дать эмоциональный опыт, помогающий справиться с травмой, вызванной этим, в безопасном пространстве сновидения. Порой мы сомневаемся, был ли выбор осуществления переезда верным, как бы складывалась наша жизнь, "если бы не", а вот то, как реагирует на это наше Эго больше зависит от установок. Но здесь есть и другой аспект: в контексте такого расщепленного пространства и изменения внутреннего концепта дома, идентичности, мы часто начинаем проецировать внутренние содержания психики на эти пространства "до" и "после". Нередко это проекция Тени на одно из них.

Проснувшись после такого сновидения, мы зачастую останавливаемся на мысли о том, как хорошо, что я здесь и эти сложные эмоции сейчас не столь актуальны. Но именно после таких моментов, в безопасном пространстве общения с собой, стоит вернуться в этот сновидный образ, погулять по нему, постараться прислушаться к своим чувствам, пообщаться с персонажами сновидения. О чем это для вас? Почему бессознательное посчитало нужным включить вас в это пространство, включить это пространство в вас? Этот ландшафт и чувства, наполняющие его, могут подсказать путь к целостности. Нам хочется найти билет и уехать подальше, но психика прячет его, видимо желая, чтобы мы всё же задержались там подольше, встретились, пережили, столкнулись с собой там.

Источники:

Г. Башляр "Поэтика пространства"

https://pora-valit.livejournal.com/287539.html

https://rg.ru/2019/11/28/k-chemu-sniatsia-koshmary.html