Найти тему

Концерты в Юрмале в Дзинтари в начале XX века

Как разнится понятие «всё включено» сегодняшнее и начала прошлого века. Про сегодняшнее рассказывать нет смысла. А в начале XX века самые больные приобретали абонементы на грязевые ванны, а приезжавшие просто отдохнуть, становились обладателями абонементов на посещение местных музыкальных залов.

В начале века славился концертный зал в Дзинтари. Речь, конечно же, не о сегодняшнем концертном зале. Дзинтари тогда называли Эдинбургом, а имевшийся там концертный зал - казино-кургаузом.

Название Эдинбург закрепили за отрезком на берегу Рижского залива после того, как герцог Эдинбургский стал супругом великой княжны Марии, дочери императора Александра II. Назвали так посёлок и не прогадали: император выделил Эдинбургу 100 000 рублей, на которые разбили парк, и сегодня украшающий посёлок.

Дзинтари во времена Эдинбурга - казино и кургауз или курзал
Дзинтари во времена Эдинбурга - казино и кургауз или курзал

Кургаузом в немецком языке традиционно называли помещения на курорте, предназначенного для отдыха и проведения культурно развлекательных мероприятий. Точно так же. как пляж не менее традиционно называли штрандом. Под влиянием местных немцев именно эти слова вошли в обиход местных русских, а также тех, кто приезжал на Взморье из центральных губерний.

Загар не был в моде. Загорали бурлаки на реках, крестьяне в поле. Сановному чиновнику или важному фабриканту загар был не к лицу. Это в наше время, когда сидящие в офисах клерки имеют бледный вид, загар стал популярен, так как стал признаком человека, который может себе позволить праздность и негу. Ну а врачи охотно подтвердят то, что от них ожидают.

Купались, конечно, но этим занятием не злоупотребляли. Тем более, что умение плавать было тогда довольно большой редкостью. Что же оставалось? Оставалась музыка.

Дирекция эдинбургского кургауза делала всё возможное, чтобы привлечь в свой великолепный сад всю элегантную публику не только самого Эдинбурга, но и всего взморья. И ставка делалась не на «лёгкую» музыку, а на вполне себе симфоническую. Да и исполнителей набирали не «с бору по сосенке», а вполне крепкие коллективы.

В 1910 году для музыкальной части приглашён большой симфонический оркестр из 70 исполнителей, во главе которых стоял дирижёр Франц фон Блон из Берлина, получивший к этому времени известность как один из лучших европейских капельмейстеров. Фон Блон получил образование в Берлине, дирижировал оркестром в Гамбурге. Затем в продолжении четырёх лет состоял дирижёром берлинской филармонии, при этом, вместе с Рихардом Штраусом управлял большими концертами. «Первоклассный музыкант и опытный дирижёр» - писал Рихард Штраус.

Портрет фон Блона - наверху слева
Портрет фон Блона - наверху слева

Фон Блонн был известен и как композитор. Он написал много пользовавшихся большим успехом сочинений, к примеру - оперу «Амазонка». Сегодня фон Блон известен, прежде всего, как автор около 30 маршей, в числе которых марш «Виват, Санкт-Петербург!», написанный к 200-летию города, и других многочисленных сочинений для духового оркестра

Помимо ежедневных концертов - еженедельно по средам и субботам проводились большие симфонические концерты.

Абонемент на весь сезон стоил порядка десяти рублей. В 1910 году начали музыкальный сезон несколько с опозданием, поэтому пошли на уменьшение стоимости до шести рублей с персоны.

Эти абонементы давали право на посещение дневных концертов в парке кургауза, которые давали с четырёх часов до половины шестого дня с полным оркестром и вечерних концертов от 7 с половиной до одиннадцати с половиной часов вечера, а также больших классических концертов. Только за вход на особые чрезвычайные концерты с участием известных артистов абоненты должны были платить добавочную плату в 50 копеек.

Юрмала
1127 интересуются